Ирина Морошкина
Выступление из опыта работы «Волшебный мир сказок»
▼ Скачать + Заказать документы
В волшебный мир сказок ребенок попадает в самом раннем возрасте.
С детской сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом.
Любая сказка- это рассказ об отношениях между людьми.
Язык сказок очень понятен детям, и с помощью сказки ребенок может мысленно действовать в воображаемых обстоятельствах, а это умение- основа для любой творческой деятельности.
Публикация «Выступление из опыта работы „Волшебный мир сказок“» размещена в разделах
Через сказку ребенку легче всего объяснить первые и главные понятия нравственности «добро» и «зло, «что такое хорошо и что такое плохо», «можно или нельзя».
Соблюдение моральных требований ассоциируется с добром, нарушение же моральных норм и правил характеризуется, как зло. Если же человек понимает это, то он будет вести себя в соответствии с моральными требованиями общества.
Нравственные понятия, ярко представленные в образах героев сказок, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми.
По сказкам детям можно показать:
- «Как дружба побеждает зло» («Зимовье зверей»)
- «Как добрые и миролюбивые побеждают» («Волк и семеро козлят»)
- «Что зло наказуемо» («Заюшкина избушка»)
Ведь если злодеи в сказках всегда бывают наказаны, то единственный способ избежать наказания- «не быть злодеем».
В волшебных сказках моральные ценности представлены более конкретно, чем в сказках о животных.
Сказки для мальчиков- это где добрый молодец, царевич- он сильный, честный, добрый, трудолюбивый.
Сказки для девочек- это принцессы, красавицы, девицы, умницы, рукодельницы.
Когда детям рассказываю сказки, они хотят быть похожи на этих героев из этих сказок : одевают атрибуты, совершают какие- то действия, ведут диалоги друг с другом.
-«Я буду бэтмэном, а ты мамой»
-«У меня корона как у принцессы»
-«Если я все скушаю, я буду сильным как Иван-царевич»
-«Если выпью молоко, буду, как Белоснежка»
Сказка- она не дает прямых наставлений детям. Например: «слушаться родителей», «уважать старших», «не уходить из дома без разрешения». Но в ее содержании всегда есть урок, который дети постепенно воспринимают.
- Сказка «Репка»- учит детей быть дружными, трудолюбивыми.
-Сказка «Маша и медведь»- предостерегает одним в лес ходить нельзя, можно попасть в беду, а если уже так случилось- не отчаиваться, а найти выход из сложной ситуации.
-Сказка «Теремок»- учит дружить.
-Наказ, слушаться родителей, старших- мы рассказываем в сказках «Гуи-лебеди», «Сестрица Аленушка, да братец Иванушка».
-Страх и трусость- в сказке «У страха глаза велики».
-Хитрость- «Лиса и журавль»
-Мудрость восхваляется- «Мужик и медведь»
-Забота о близких- «Бобовое зернышко».
Очень полезен метод, когда дети или взрослые начинают рассказывать сказку про самого себя. Во- первых, дети очень любят слушать, что же может случиться с ними или с их близкими людьми. Во- вторых, - это творческая деятельность помогает понимать сочинение, как дополнение к реальной жизни, где отображаются и добро, и зло.
И причем эти сказки, они появляются спонтанно, по мере необходимости.
Существует такая категория сказок, в сюжете которых рассматривается вся цепочка формирования нравственных качеств у маленького ребенка: запрет- нарушение- кара. Это страшные сказки, или «страшилки», они предназначены для детей более старшего возраста.
Мы взрослые иногда относимся к таким сказкам отрицательно, но они также традиционны, как и все волшебные сказки или сказки о животных.
В страшных сказках силы зла беспрепятственно проникают в дом, где нет родителей, т. е. где нарушается целостность домашнего мира, где внучка живет с дедушкой и бабушкой, а отец с тремя сыновьями, девочка с отцом и мачехой, поэтому с ними случаются неприятности. Чувство защищенности дают только полная семья, только присутствие матери.
Из всего этого следует, что моральное воспитание возникло через все виды народных сказок, ибо нравственность изначально заложена в их сюжете.