Светлана Олеговна Саитова
Опыт работы «Речевое развитие дошкольников с использованием словесных игр в образовательном процессе»
▼ Скачать + Заказать документы
Мы знаем, что большое значение в развитии ребёнка имеет речь. Основная цель работы по развитию речи в детском саду – это формирование правильной, грамотной, хорошей устной речи у детей с учётом их возрастных особенностей и возможностей. Правильная речь рассматривается как: правильное произношение звуков и слов; правильное по смыслу употребление слов; умение правильно изменять слова согласно грамматике; умение правильно выстраивать слова в предложении. Чем богаче и правильнее речь ребёнка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании действительности, содержательнее и полноценнее взаимоотношения с детьми и взрослыми, тем активнее происходит его психическое развитие. Речевое развитие детей в дошкольном возрасте осуществляется в различных видах деятельности: в игре, в труде, в бытовой, учебной деятельности, на прогулках.
Сюжетно - ролевой игре мы учим детей ролевому общению и взаимодействию, проводим обсуждение замысла и хода игры, расширяем словарь детей новыми словами, т. е. диалогическую речь.
Подвижные игры оказывают влияние на обогащение словаря, воспитание звуковой культуры речи. Например: игра «подойдите звуки». Эта подвижная игра направлена на закрепление звукового анализа слов. Или игра «длинные и короткие слова». Цель этой игры научить детей определять длину слов методом «прошагивания».
Дидактические и настольно – печатные игры используются для решения всех задач речевого развития: развитие словаря, грамматического строя речи, воспитания звуковой культуры речи детей, развитие связной речи.
Общение в быту, в процессе труда помогает детям усвоить бытовой словарь, необходимый для их жизнедеятельности, пополнить его названиями орудий и предметов труда, трудовых действий, названиями результатов труда.
На прогулках мы учим детей наблюдать заявлениями живой и неживой природы, анализировать, рассуждать, рассказывать, описывать. Например: наблюдение за солнцем. В начале весны солнце поднимается выше, ослепительно светит, день удлиняется. Весеннее солнышко яркое, лучистое. А ещё какое? (Теплое, ласковое)
В учебной деятельности мы также совершенствуем и развиваем речь детей, используя разнообразные методы и приёмы. Например: на занятиях познавательного цикла, ознакомления с художественной литературой. Это беседы по картинам, беседы по прочитанным произведениям, рассуждения из личного опыта детей и т. д. Тематика бесед может быть разнообразной в зависимости от поставленной задачи. Например: беседа о природе «Как мы помогали птицам зимой». Мы учим детей пересказу литературных произведений, составлению творческих рассказов (н-р: рассказ с конкретным содержанием «Подарок маме») или рассказыванию на отвлечённую тему («Придумай рассказ про интересный случай», заучиванию стихотворений, учим делать высказывания типа рассуждений, состоящих из тезиса, доказательств и выводов (Например: игры типа «разложи и объясни».Цель задания – учить устанавливать логическую последовательность событий, пользоваться при доказательстве союзами (так как, если то, словами (во-первых, во вторых, заканчивать рассуждение выводом (значит, поэтому).
Занятия по развитию речи и обучению грамоте я провожу по образовательной программе «Школа 2100» курс «По дороге к азбуке».
Цель курса: всесторонне развитие личности ребёнка, его ценностных представлений об окружающем мире, кругозора, интеллекта, личностных качеств.
Ставятся такие задачи обучения:
1) Формирование мотивации и интереса к процессу обучения.
2) Развитие наглядно – образного и формирование словесно – логического мышления, умения делать выводы, обосновывать свои суждения, анализировать, сравнивать, обобщать.
3) Развитие памяти, внимания, воображения, творческих способностей, вариативности мышления.
4) Развитие общеучебных умений: умения работать в коллективе, взаимодействовать, доводить начатое до конца, работать внимательно.
5) Развитие умений общения с взрослым, со сверстниками, умения видеть мир глазами другого человека.
6) Развитие умений говорения, слушания, чтения.
7) Развитие интереса и внимания к слову, к собственной речи и речи окружающих.
8) Обогащение словаря детей, развитие грамматического строя речи, умений связной речи с опорой на речевой опыт ребёнка.
9) Развитие умения оперировать единицами языка: звуком, слогом, словом, словосочетание и предложением.
10) Развитие звуковой культуры речи.
11) Расширение представлений об окружающем мире, явлений действительности с опорой на жизненный опыт ребёнка.
В процессе реализации вышеперечисленных задач основной акцент в работе по данному курсу ставится на развитие у детей фонематического слуха и фонематического восприятия.
Большая роль отводится заданиям на развитие умений звукового и слогового анализа, сопоставления звуков по их артикуляционным и акустическим признакам. Дети практически знакомятся с понятиями: звук, буква, слог, слово, согласные и гласные звуки, твёрдый и мягкие согласные звуки, звонки и глухие, шипящие и свистящие.
Поэтапная работа над каждым звуком строится следующим образом:
1) Выявление артикуляторных и акустических характеристик звука.
2) Выделение звука в слогах и словах, установление кол-ва звуков в словах.
3) Определение положения звука в слове (в начале, в середине, в конце).
4) Подбор слов на заданный звук или к готовой схеме.
5) Сопоставление звука с другими, фонетически схожими с ним звуками.
6) Сравнение слогов, а затем слов по звуковому и слоговому составу.
7) Изменение слов путём замены одних звуков и слогов другими, с помощью перестановки звуков и слогов, их дополнение или исключение.
8) Образование новых слов посредством выделения звуковых и слоговых фрагментов из других слов.
9) Знакомство с буквой.
10) Чтение слогов.
Особенностью данного курса является использование звуковой символики. Каждому звуку соответствует определённая звуковая картинка, благодаря которым дети не только чётко усваивают разницу между звуком и буквой, но и легче овладевают навыками соединения звуков в слове. У каждого звука есть свой хозяин: человечек «звуковичок». С его помощью дети определяют акустическую характеристику звука. «Звуковичок» в красных башмачках и без шляпки обозначает гласный звук. Если у «звуковичка» зелёные башмачки – это мягкий согласный звук; если синие – твёрдый согласный звук; «звуковичок» в жёлтом колпачке – звоночке – обозначает звонкий звук, в тёмной соломенной шляпке – глухой звук.
Занятия проходят в игровой, занимательной форме, с использованием речевых игр. При проведении занятий конспекты, предложенные в методических рекомендациях, полностью не использую, регулирую объём учебного материала, исходя из индивидуальных возможностей детей.
Занятия провожу в 4 этапа:
1) Повторение материала предыдущих занятий.
2) Рассказ об очередных приключениях игрушек – персонажей: Ёжика, Лисёнка, Мудрой Совы. В ходе этих событий происходит знакомство с новым звуком, его аркуляторной и акустической характеристикой, его условным звуковым обозначением.
3) Работа по развитию умений, звукового и слогового анализа, по развитию речи, физ. минутка, знакомство с буквой, работа в тетради (если есть письменные задания, звуковое чтение.
4) Итог занятия.
Сюжетные картинки к историям хорошо подходят для работы над связной речью. Детям предлагается: пересказать прослушанную историю или составить свой рассказ по картинке, комбинированное рассказывание (рассказываю первую часть истории о приключениях героев, а продолжение истории предлагаю придумать детям).
В работе по развитию умений у детей звукового и слогового анализа я использую разнообразные речевые игры и дидактические игры. Например:
1) «Назови первый, последний звук в названии картинки». Нужно выделить только первый звук в словах, например: кот-[К], иголка -[И], или выделить последние звуки, например: дом- [М], слон -[Н].
2) «Добавь звук» - какое новое слово получится, если добавить новый звук в конце слова (Например: звук [Т]. Спор – спорт, бор – борт, бра – брат, сор – сорт).
3) «Найди общий звук» - произносим 3-4 слова в каждом из которых есть отрабатываемый звук. Какой общий звук встречается во всех словах? Например: чайник, очки, ключи.
4) «Найди лишнее слово» - в 3 словах этого задания есть общий звук, а в 4 его нет. Дети находят лишнее слово. Например: овца – цыплёнок – солнце – луна.
5) «Соревнование»: Кто больше назовёт слов, начинающихся с заданного звука?; Кто больше назовёт слов, оканчивающихся на заданный звук?; Кто больше назовёт слов, чтобы заданный звук слышался в середине слова?
6) «Цепочка слов» - игроки по очереди говорят по одному слову, которые связываются в «цепочку». Каждое следующее слово начинается с последнего звука предыдущего. Например: зима – арбуз – заяц – цапля – яйцо – очки – икра и т. д.
7) «Составь слово по первым, последним слогам, звукам в названии картинок». Цель игры — закрепление фонематического слуха, Правила игры: предложить детям угадать слово по первым звукам картинок.
8) «Подбери слово, картинку к схеме» - игры на определение заданного звука в разных частях слова. (Раздаю детям схемы-карточки с тремя окошками, ребёнок определяет место звука в слове и кладет картинку в соответствующее окошко, начало, середину или в конец)
9) «Найди одинаковый слог». Игра помогает закрепить умение сравнивать слоговую структуру слов. Предлагаю ребёнку ряд слов, например: насос, спина, панама, находка. Он должен найти одинаковый слог).
10) «Разгадай словечко» - восстановление нарушенной последовательности слогов в слове путём перестановки слогов местами.
11) «Превращение слов» - развивающая игра, которая учит фонетическому превращению одних слов в другие. Например: дом-том-ком-лом.
В своей работе по развитию грамотной речи использую так же ряд таких словесных игр.
1.«Наоборот» с мячом. Называю какое - либо слово, а ребёнок подбирает слово наоборот.
Большой-маленький, холодный-горячий, низкий –высокий и т. д
2. Игра «Один-много». Считаем всё, что можно посчитать. Например: одно яблоко, много яблок, один стул много стульев ….
Можно добавить прилагательное: одно красное яблоко, много красных яблок
3. Игра «Подбери слово».
Ребёнку предлагаю подобрать слово на какой- либо звук, сначала - любые слова, а потом - по лексической теме, например: «Назови фрукт, название которого начинается со звука А» (апельсин, абрикос, ананас)
4. Игра «Назови ласково»
Ребёнку предлагаю назвать ласково нарисованные на картинке предметы. Птичка, солнышко, яблочко, диванчик, тарелочка, лисонька, заинька и т. д
5. «Отгадай загадку». Загадки учат детей образно мыслить.
6. «Назови, какой…». Образование прилагательных. Например, сок сделан из яблок, значит он яблочный, варенье из яблок - яблочное и т. д.
7. Подберите соответствующих животных к следующим словам:
Инструкция. Я скажу слова, а ты догадайся, о ком это.
1. зеленая, пучеглазая…;
2. маленький, звенящий, длинноносый…;
3. голодный, серый, зубастый, злой…;
4. большой, рогатый…; и т. д.
8. Отгадай название предмета по описанию:
Например: «Что это?» (Овощ, круглый, красный, вкусный).
Признаки:
1. Дерево с длинными зелеными иголками. Ставят в Новый год вместо елки.
2. Это фрукт желтого цвета; очень кислый.
3. Это дерево с короткими зелеными иголками. Если смотреть издалека, похоже на треугольник.
9. Отгадай, о какой группе предметов идет речь:
Растут на грядке в огороде, используются в пище (овощи).
1. Движется по дорогам, по воде, по воздуху; возит людей, грузы (транспорт).
2. Растут на дереве в саду, очень вкусные и сладкие (фрукты).
Надевают на голову в любое время года, особенно зимой (головные уборы)
10. Узнай домашних животных:
Воспитатель: Я буду называть разных животных. Когда услышите название домашнего животного (дикого животного, птицы, взрослого животного, детеныша, надо хлопнуть в ладоши (подпрыгнуть, присесть, поднять руки, свистнуть, крикнуть, квакнуть и т. д.). Старшим дошкольникам можно называть все слова подряд.
1. бизон, сарай, овца.
2. синица, гусь, кролик;
3. лошадь, тигр, енот, медведь;
4. баран, лось, теленок, белка;
5. жираф, курица, коза;
11. Словесные игры на распознавание частей речи, выяснение взаимосвязи между ними:
А) Веселая семейка:
Правильно назвать животных и их детенышей.
- Гусь, гусыня, гусята.
- Петух, курица, цыплята.
Б) Большой один:
Образование из двух простых слов одного сложного:
- снег и падать – снегопад,
- лес и полоса - лесополоса,
12. Словесные игры для развития и обогащения активного речевого словаря:
А) Дополни предложения:
- Рыба живет в., а медведь - в.
- Зайчик летом, а зимой.
Б) Закончи предложение:
Дети по очереди заканчивают каждое из предложений:
Я спою.
Я умею.
Я помогу.
Я хочу.
Я принесу.
В) Догадайся и подскажи. Называю несколько признаков объекта, а дети называют сам объект.
- хищный, ширококрылый. - орел;
- зеленый, прожорливый. - крокодил;
- воронье, серое. - крыло;
- блестящее, гладкое. - зеркало.
Г) Скажи какой:
- Цветок - душистый, весенний, лесной, яркий, маленький…
При проведении игр использую разнообразные приёмы как:
1) Количественный и порядковый счёт слогов в слове.
2) Выделение ударного слога голосом.
3) Произнесение слова по слогам (хоровое и индивидуальное).
4) Прохлопывание «длинных и коротких» слов.
5) Интонационное выделение звуков в слове
8)Показ детям работы артикуляционного аппарата при произнесении звуков с помощью зеркал.
Так же в своей работе я использую методический приём-синквейн, который представляет собой составление стихотворения, состоящего из пяти строк. Он направлен на обучение дошкольников умению обобщать полученные знания посредством речевого выражения.
Задачи синквейна:
• пополнять знания детей по лексическим темам;
• обогащать пассивный и активный словарный запас;
• совершенствовать навык использования в речи синонимов, антонимов;
• развивать ассоциативное мышление и образную память;
• совершенствовать умение высказывать собственное отношение к чему-либо.
Занимательные игры со словами помогают раскрыть перед ребёнком сложный и многообразный мир русского языка, учить любить родную речь, помогают существенно расширить словарный запас, улучшить звукопроизношение, развивать у детей умение красиво, образно выражать свои мысли. Словесные игры так же помогают развивать у детей логическое мышление, остроту ума, сообразительность, умение слушать и понимать собеседника.