Анастасия Мельникова
Профилактика нарушения зрения у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Разрешите представить вам мастер-класс по теме «Профилактика нарушений зрения у дошкольников»
Профилактика появления зрительных расстройств у нормально видящих детей является одной из основных задач. Сохранить зрение, научить ребенка рационально им пользоваться – задача, которая должна решаться педагогами во всех образовательных учреждениях и родителями в домашних условиях.
Публикация «Профилактика нарушения зрения у дошкольников» размещена в разделах
Из всех органов чувств человека глаза считаются самым драгоценным даром природы. Зрение дает людям почти 90% информации, воспринимаемой из внешнего мира. Хорошее зрение необходимо человеку для любой деятельности: учебы, отдыха, повседневной жизни. И каждый должен понимать, как важно оберегать и сохранять зрение. Потеря зрения, особенно в детском возрасте - это трагедия.
Поскольку организм ребенка очень восприимчив к всякого рода воздействиям, именно в детском возрасте развитию зрения должно быть уделено особое внимание.
Давайте с вами рассмотрим возможные неблагоприятные внешние факторы для развития зрения у старшего дошкольного возраста (от 5 до 7 лет) :
• несоблюдение взрослым режима зрительных нагрузок для ребенка;
• постоянное нарушение осанки в процессе статических занятий (связано, прежде всего, с несоответствием размера стола и стула);
• плохое освещение рабочего места.
Травмоопасным фактором для зрения в этот возрастной период являются:
• природная детская любознательность к разным веществам, жидкостям, попытка открывать или манипулировать с емкостями, в которых они хранятся;
• желание ребенка, изображая в игре взрослого, действовать «по-настоящему» с предметами быта, в том числе и опасными;
• спортивные упражнения и игры, сопряженные с падениями и ушибами.
Ребенку в детском саду и дома необходимо создать такие условия, которые не заставляли бы орган зрения перенапрягаться.
К таким условиям относятся:
• Обеспечение и соблюдение санитарно-гигиенических норм освещенности рабочего места и мест жизнедеятельности детей;
• Соблюдение статико-динамического и двигательного режимов;
• Рациональная организация зрительной работы детей.
А теперь рассмотрим более подробно все перечисленные выше условия:
ОРГАНИЗАЦИЯ
ОСВЕЩЕННОСТИ ПОМЕЩЕНИЙ ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
• Источники искусственного освещения должны обеспечивать достаточное равномерное освещение всех помещений ( спектр цветоизлучения: белый, теплобелый, естественно-белый);
• Не закрывать занавесками, шторами, комнатными растениями окна основных помещений (высота цветов не должна превышать 15 см от подоконника, рекомендуется комнатные растения размещать в уголках природы);
• Столы во время образовательной деятельности располагают так, чтобы свет падал слева от глаз ребенка (для леворуких детей свет должен падать с правой стороны);
• Расстояние от столов до окон должно быть не менее 1 метра, расстояние между рядами столов – не менее 0,5 метров, расстояние от первых столов до настенной доски – 2,5-3 метра;
• Во время проведения организованной образовательной деятельности при рассаживании детей за столы следует учитывать состояние здоровья каждого воспитанника: детей со снижением зрения сажают у стены с окнами;
• Стены, рамы, подоконники должны быть окрашены в светлые тона;
• В поле зрения ребенка во время работы не должно бы ть отражающих поверхностей. Рабочие поверхности столов должны иметь матовое покрытие светлого тона;
• Книжный уголок и уголок изобразительной деятельности должны быть оснащены дополнительным освещением. Лучше всего заниматься с настольной лампой, оставляя при этом общее освещение.
СОБЛЮДЕНИЕ
СТАТИКО-ДИНАМИЧЕСКОГО И ДВИГАТЕЛЬНОГО РЕЖИМОВ
• Ребенок не должен сутулиться. Сидеть нужно прямо с легким наклоном вперед, грудь не касается стола (расстояние между туловищем и краем стола – 3-5 см, оба плеча должны быть на одной высоте. Ноги, согнутые под прямым углом в коленях, опираются всей ступней на пол или на подставку для ног;
• Поза за столом будет правильной и удобной, если размеры стола и стула соответствуют росту ребенка;
• На занятиях статического плана (общеобразовательные, познавательные, по развитию речи, по изобразительной деятельности) педагог должен способствовать смене видов активности детей: перцептивной, речевой, практической, моторной и др. ;
• Для предупреждения двигательного и зрительного утомление необходима смена позы ребенка во время занятия.
• Для поддержания зрительной работоспособности, снятия общего и зрительного утомления, вызванного умственной работой, проводятся физкультурные паузы (физкультминутки).
ОРГАНИЗАЦИЯ ЗРИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
• Картины и иллюстрации необходимо демонстрировать, закрепив их на доске, мольберте, подставке. Картину обычно предъявляют на определенном фоне, мелкие картинки тоже. Можно одновременно демонстрировать две одинаковые картины, чтобы все дети их хорошо видели;
• Для детей 3 – 6 лет изображения должны иметь достаточно четкий контур, с выделением основных деталей, цвета и оттенки должны быть яркими и насыщенными. Усложняются требования к композиционному построению картинки: изображение нескольких объектов разного размера на первом (ближнем) и втором (дальнем) планах;
• Наиболее благоприятным фоном для показа предмета является черно-белый, либо зеленый (успокаивающий, коричневый (спокойный, контрастный) или оранжевый (стимулирующий). Следует сочетать предмет и фон по цвету, чтобы можно было его рассмотреть во всех деталях.
Условия для полного и точного восприятия демонстрируемого объекта:
• выбор адекватного фона;
• выбор определенного цвета, так как цвет в сочетании и на расстоянии может меняться (например, красный рядом с желтым видится как оранжевый, синий – фиолетовым);
• постоянное использование указки для показа, для прослеживания объекта в полном объеме (обводят его контур, часть);
Закончить нашу встречу мне хочется стихотворением Алё ны Глазовой:
Взгляните в детские глаза!
Когда тоска и груз забот.
Там сказки свет и чудеса,
Там вся вселенная живёт.
Взгляните в детские глаза!
Лишь только время подвернётся.
Улыбка ваша иль слеза
В глазах ребёнка отзовётся.
Взгляните в детские глаза,
Когда хотите ощутить,
Всё, что словами не сказать,
Всё, для чего есть смысл жить.
Взгляните в детские глаза!
Пусть ваше сердце громче бьётся!
Глаз детских свет забыть нельзя,
Тот свет, пусть с вами остаётся.
А теперь предлагаю вам пройти в соседнюю группу, где вам наглядно покажут