Приложение МААМ

Знакомство детей дошкольного возраста с уральским народным прикладным искусством

ирина шигорина
Знакомство детей дошкольного возраста с уральским народным прикладным искусством
▼ Скачать + Заказать документы

Тема:«Уральское- декоративное прикладное искусство».

«Знакомство детей дошкольного возраста с Уральским народным прикладным искусством».

Детство - каждодневное открытие мира и,

поэтому надо делать так, чтобы оно стало, прежде всего,

познанием человека и Отечества, их красоты и величия»

В. А. Сухомлинский.

Цель патриотического воспитания детей дошкольного возраста – привить любовь к Отечеству, гордость за его культуру. Что может заинтересовать ребёнка своей чистотой, красотой, глубоким пониманием? Это наша многовековая история и культура. Наследование нравственных ценностей в самом нежном возрасте – это и есть самый естественный и верный способ патриотического и эстетического воспитания, воспитания чувства любви к своему посёлку, своему краю. Чтобы дети это «почувствовали» им нужно о нём рассказывать и показывать его.

Для этого я стараюсь создать все условия для развития у детей познавательного интереса к малой родине и воспитываю чувство любви к ней. Знакомлю дошкольников с окружающим миром, помогаю осознать своё место в нём.

Цель: формирование представления об удивительной славе уральских мастеров.

Задачи: познакомить детей с народными промыслами Южного Урала, расширять кругозор, воспитывать уважение к людям труда, гордость за уральских умельцев.

Велика Россия наша

И талантлив наш народ

Об уральских, об умельцах

На весь мир молва идёт.

А чем же так прославились уральские умельцы? Изделия наших мастеров не только в разных городах России хранятся, но и в разных странах мира. Чем богата Уральская земля? Камнями, рудой, драгоценными полудрагоценными камнями, среди лесов и озёр, там, где встречаются Европа и Азия, лежит город Златоуст. 200 лет назад здесь построили один из первых на Урале чугунолитейный завод. Здесь была открыта фабрика по выделке холодного оружия для русской армии, так как уже имевшиеся не могли полностью удовлетворить потребности армии в оружии. На этой фабрике родилось искусство украшения клинков златоустовская гравюра на стали. Спустя много лет оружейная фабрика стала выпускать столовые приборы, ножи для бумаги, топоры, спичечницы. Потом появляются стаканчики, блокноты, шкатулки.

Почти 300 лет назад (1747г.) тульский купец Яков Коробков поставил на Южном Урале

Каслинский железоделательный и чугуноплавильный завод. Место для основания завода быловыбрано не случайно: Урал богат чугуном.

Предметы Каслинского художественного литья поражают ощущением долголетия и прочности, несмотря на всю хрупкость и ажурность некоторых отливок. Особым историческим событием для Каслинского завода является Всемирная выставка прикладного искусства в Париже. Более чем 100 лет назад (в 1900 году). Каслинские мастера отлили громадный чугунный павильон-дворец, поразивший заграницу сказочностью замысла и дерзостью воплощения.

Современные Касли являются единственным городом в мире, где находится специализированный музей художественного литья. Музей открыт в 1963 году.

Славится чугунным литьём ещё один город Челябинской области – Куса. Изделия Кусинских мастеров восхищают не меньше Каслинских.

С учетом комплексного тематического планирования был реализован проект: «Мы Южноуральци» были использованы разнообразные формы работы: детейзнакомили с изделиями наших мастеров, проводились беседы и рассматривание их. Также я проводила виртуальное путешествие по улице Кирова (Кировский Арбат) в городе Челябинске –столице нашей области. Спомощью презентации мы рассматривали бронзовые скульптуры Каслинского литья,после чего дети лепили оленя.

Южноуральский фарфоровый завод – один из первенцев нового строительства фарфоро-фаянсовой промышленности нашей страны. Он является вторым, после Краснодарского, вновь построенным фарфоровым заводом средней мощности и первым, самым крупным заводом по выпуску хозяйственного фарфора в Уральском регионе. Южноуральский фарфор получил широкую известность, как в нашей стране, так и в зарубежных странах, Вместе с посудой мастера лепили и расписывали фарфоровых зверят, различные символические ключи, даже фарфоровую бижутерию. Завод выпускает широкий ассортимент столовых, чайных, кофейных сервизов и изделий различного подарочного ассортимента. Южноуральский фарфор украшен росписями по мотивам уральского сказочного края.

Сувениры из Уральских камней – результат кропотливой работы мастеров, бережно хранящих секреты обработки камня. Они вдыхают жизнь в куски горной породы, превращая их в уникальные творения. Особая гордость южно-уральских терщиков – каменные панно – «насыпушки». Самобытные художники из старинных городков горнозаводского края рисуют необычные картины красками, приготовленными из самоцветных камней. Уральские пейзажи на этих каменных панно завораживают своим тёплым мерцанием и радужными переливами. Полюбуйтесь на уральскую природу. Сразу и не подумаешь, что нарисована картина не красками, а каменным песком.

Уральская роспись – это роспись утвари в древней технике местных мастеров, почти утраченное искусство народов Урала. Домашнюю утварь и даже избы раньше покрывали особыми узорами и не просто ради красоты.

Каждый предмет словно вышел из сказок. Создавать такие узоры могли только уральские мастера. Она отличается от росписи других регионов нашей страны тем, что у нас идет двухцветный мазок. Какая она уральская роспись – видно и на картинах, и на шкатулках, и даже на берестяных коробах. В такой же технике уральцы в XIX веке даже избы расписывали. Уральская домовая роспись отличается своей монументальностью: расписывались обширные площади, интерьеры горниц, изб, домов.

Благодаря красочным рисункам, дети с самого детства имели представление об окружающем мире: о сказочных и настоящих птицах, животных, цветах и многом другом.

Сейчас мы не найдем уральской росписи ни в больницах, ни в детских учреждениях, практически не найдем ее и в деревнях. Потеря этого красивейшего промысла, безусловно, большая утрата.

Чтобы заинтересовать детей, какой –то росписью я стараюсь отнестись творчески, чтобы дети лучше запомнили историю росписи. О ней я рассказываю в виде сказок или легенд.

В очень далёкие времена, правил царь Пётр 1.

Он послал людей из Сибири на Урал строить заводы, добывать железную руду.

Для людей переселившихся на Урал, строили дома и украшали их резьбой снаружи.

Построив дома,дереводелы уходили, а люди оставались жить в этих домах и начинали грустить. Как вы думаете почему?

Послушайте сказку о том, как ещё люди украшали избы, чтобы в них легко и уютно жилось.

Сказка. Жил в наших краях старик один и звали его Еремей. Зверя, птицу в лесах добывал, рыбу в реках, озёрах ловил, тем и кормился. Домишка хоть у него крепкий был, да тёмный неуютный. Плохо в нём жилось Еремею. Сядет Еремей чаю попить, а тут нечисть начинает всякая выползать, то кикимора болотная говорит: «Зачем без меня чай пить сел». То черти из печки выпрыгивают, угольками балуются. То пауки да тараканы по стенам бегают.

Терпел, терпел Еремей да вон из дому то и убежал. Бродил по лесу Еремей, устал сел на пенёк,вдруг видит стоит неподалёку от него человек росту небольшого.

- Ты кто?- спрашивает Еремей.

-Я – домовой: отвечает человек. Только не при деле стою,жду может кто в к себе домой позовёт. А ты, что тоже бездомный?

-Да, дом- то есть только негоже там, и рассказал Еремей всё.

-Эта беда не беда помочь могу, только позови.

- Согласился дед. Пошли они к дому и слышат, будто дом ходуном ходит.

Домовой хитёр был и позвал он на помощь сову. Сова как ухнет Кикимора то и покатилась из дома прямо в болото. А черти, так и прыгают, уходить не хотят. Домовой не растерялся расстегнул жилетку, а от туда голуби полетели белые да давай чертям в глаза клевать по дому гонять. Тут домовой как присвистнет и полезли по стенам вьюны да цветы красивые. Черти из дому то и побежали. Еремей стал домового то благодарить, а тот говорит ему:

- Подожди,иди ложись спать утро вечера мудренее.

Утром проснулся Еремей и избу свою не узнал, все стены,углы и простенки, потолки да двери узорами изукрашены! И так ему хорошо да легко на душе, что не высказать словами.

С тех пор домовой и дед Еремей вместе жить стали. Только домового никто не видит. Домовой он на то и домовой чтоб хозяину помогать, да дом в порядке содержать.

Понравилась сказка?

Что же Еремей увидел в своей избе, когда проснулся утром? (роспись)

В жизни почти так и было вслед за дереводелами потянулись красильщики– мастера, которые расписывали избы изнутри такими узорами. Роспись в доме создавала уют, тепло и красоту. Росписью оберегали дом от злых духов, а изображение дерева с цветами и плодами выражало надежду на богатый урожай и полный достаток в доме. Причем традиционные узоры согласно поверьям не только украшали дом, но и отгоняли злых духов. Например, изображение дерева и цветов помогало получить богатый урожай и обеспечивало достаток в доме. Уральскую роспись можно найти и на игрушках.

Беседа об истоках развития промысла.

Неподалёку от Челябинска есть село Нижняя Синичиха, там есть музей этой росписи. Здесь до сих пор стоят дома расписанные этой росписью.

В доме на стенах рисовали кусты, посаженные в вазоны.

Особое место уделялось изображению Древа жизни.

Дерево с цветами и плодами, с птицами на ветках, выросшее и набравшее силу на тёплой земле окружено голубыми кудрями – водой.

Растительный орнамент часто дополняли птицы, звери, люди

Семантика росписи.

В зависимости от изображения этих элементов композиция обретала определённое значение.

Каждый элемент в росписи прочитывался и имел своё смысловое значение.

Птица являлась посредницей между небом и землёй. Связывала человека, была вестницей солнца и облаками дающими дождь.

Цветы на дереве –родители, бутоны и ягодки-дети.

Птицы имели другой смысл –пожелание счастья супругам, добро семье.

У подножия дерева изображались львы, они имели охранительную функцию.

Они оберегали от злого человека, от несчастий.

Особое значение уделялось потолку в доме –верхний ярус. Потолок это небо

На нём изображали круг с цветами и плодами – символ солнца.

Солнце имело большое значение для человека.

Как вы думаете какое?

Будет хорошая погода. Будет урожай.

Средний ярус-мир человека

Вся композиция описывалась голубым цветом. Изображение воды –так как вода вытекая из земли поднимается испарением в верх и вновь попадает на землю в виде дождей. Цвет стен имел тёплые оттенки, любовь к красному цвету шла издревле

Красный цвет-цвет огня как символ очага, жизни.

Нижний ярус – вода.

В росписи встречаются петушки и курочки, Павлины и павы

Совушку и филина изображали у ног кровати, как вы думаете, что они охраняли? Они охраняли сон супругов.

Единорога рисовали на сундуке с приданным девушки. Как выдумаете, что он охранял?

Так же расписывали и посуду и мебель, был целый промысел прялок, и коромысел.

Прялка представляла девушку, принесённая на посиделки. С изображением одной птички прялку дарил суженный своей невесте, птичка уподоблялась невесте, с изображением двух птиц дарил супруг своей жене.

Посмотрите на эти деревянные изделия (доски разделочные, посуда (слайд№).

Люди стали украшать не только стены, но и мебель и посуду.

Мастера расписывали стены, как вы думаете чем? Пальчиками.

Рассмотрим элементы росписи листьев

Роспись цветов и бутонов

В росписи мастера с начало рисовали подмалёвок пальцами, затем белилами применяли моделировку. И третий этап росписи писали травку, которая служила для связи элементов в композиции. Травка или приписки выполнялись чёрным цветом тонкой кистью.

В росписи используют два цвета моделирующий и основной.

Моделирующий цвет идёт по краю элемента, он в основном белый, основной цвет внутри. На кисточку сразу берется две краски: светлая, как правило, белая. И темная – синяя, зеленая, красная. Пишется мазок и получается «разбел», то есть от белого идет градация к тому, который взят вторым на кисточку.

Раньше мастера расписывали пальчиками. А сейчас мастера усовершенствовали роспись и расписывают плоскими кистями, набирая краску на левый края, а на правый – белила. Держание кисти особенное, им надо овладеть. Кисть, лежащая в трёх пальцах (указательном, среднем, безымянном) правой руки, как бы прокатывается по ним большим пальцем. Для объяснения детям даётся образное сравнение – кисточка «пляшет» в пальцах, крутится, наклоняется в ту сторону, где набраны белила.

Каслинская роспись

Деревянная древняя Русь… В любом лесном уголке был слышен стук топора, скрип пилы, вкусно пахло свежеспиленным деревом. Веками русский человек ел из деревянной миски деревянной ложкой и пил из деревянного ковша.

Делали деревянную посуду с незапамятных времен. А украшать ее начали недавно: каслинская роспись – молодой уральский промысел

Кто не знает город Касли, на Урале? Всему миру известно каслинское художественное литьё.

Но, есть и ещё одно чудо! Это – деревянная расписная посуда.

На Урале много лесов. Любимым деревом каслинских мастеров стала береза, и именно из нее они творят свое чудо.

Как же создаются каслинские изделия

Дерево рубили, обтесывали топорами, распиливали на небольшие чурбаки-баклуши, теслом выдалбливали углубленные части предметов, а остальное доделывали ножом.

Посуду, можно вытачивать и на токарном станке. Сначала вытачивают форму из березы, сушат, шлифуют – убирают все мелкие шероховатости специальной шкуркой или на станке. Потом, грунтуют – слоем местной глины с добавлением растительного масла,так как дерево очень пористый материал.

Затем изделие просушивают и втирают в него алюминиевый порошок. На эти пахнущие деревом изделия так и просится яркий цветочный узор.

И только сейчас к ней может прикоснуться кисть мастера. Художники работают ловко и старательно. Расписанное изделие покрывали лаком, а потом закаливали в электропечах. Под пленкой закаленного лака всё, что было в росписи серебряным, становится золотым.

Узор из цветов, трав и ягод называется растительным Пожеланием добра, благополучия и счастья с давних пор на Руси считались изображения цветущих кустов и плодов. Вот и каслинские мастера любят рисовать на поверхностях своих изделий рябинку, яблочки, клубничку, трилистник, брусничку

Всем сердцем любя родную сторону и любуясь ею, русские люди создавали простые предметы обихода, украшенные яркой нарядной росписью, в которой оживали любимые природные мотивы

Истинными произведениями искусства становятся эти предметы – красивой формы, удобные в пользовании, мастерски исполненные. К ним относится каслинская посуда, расписанная каслинской росписью.

Итог: Велико значение опыта для духовного развития дошкольников, их эстетического воспитания, знакомство с искусством народных мастеров. Народное искусство поднимает темы большого гражданского содержания, оказывает глубокое идейное влияние на детей. Оно помогает ребятам взглянуть на привычные вещи и явления по-новому, увидеть красоту окружающего мира.

Педагогу предопределена высокая миссия – нести в мир детства все нравственные ценности, помочь ребёнку открыть этот мир во всем богатстве и многообразии декоративно-прикладного искусства.

Публикации по теме:

Дидактические пособия для ознакомления детей с декоративно-прикладным искусствомДидактические пособия для ознакомления детей с декоративно-прикладным искусством Декоративно-прикладное искусство – уникальный мир духовных ценностей. Это тот корень, который питает все дерево культуры общества. Народ.

Фотоотчет «Знакомство детей дошкольного возраста с декоративно-прикладным искусством Беларуси»Фотоотчет «Знакомство детей дошкольного возраста с декоративно-прикладным искусством Беларуси» В наше неспокойное время, полное противоречий и тревог, когда привычными стали слова «насилие», безнравственность, бездуховность, мы всерьёз.

Фотоотчёт «Ознакомление дошкольников с народным декоративно-прикладным искусством»Фотоотчёт «Ознакомление дошкольников с народным декоративно-прикладным искусством» Русское наследие очень важно для развития маленького человека. Любая образовательная программа дошкольного воспитания включает в себя темы.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Знакомство детей дошкольного возраста с уральским народным прикладным искусством
Опубликовано: 26 декабря 2024 в 11:04
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Знакомство детей дошкольного возраста с уральским народным прикладным искусством» (включая файлы) размещена пользователем ирина шигорина (УИ 68429) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД