Наталья Морозова
Консультация для воспитателей «Выразительное чтение»
▼ Скачать + Заказать документы
Выразительное чтение
Выразительное чтение зависит.
1. От правильного речевого дыхания (глубокий вдох, длительный выдох). Каждую строчку нужно произносить на одном плавном выдохе. В конце строки делать паузу и новый вдох. Все слова от паузы до паузы произносить слитно, не отрывая одно слово от другого.
Публикация «Консультация для воспитателей „Выразительное чтение“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Чтение, книги. Консультации для родителей
- Темочки
Задача воспитателя — научить ребенка правильно дышать в процессе речи, устранить возрастные недостатки речевого дыхания. Прежде всего у детей нужно развивать бесшумный, спокойный вдох без поднимания плеч. Длительность выдоха должна соответствовать возрасту ребенка: двух-трехлетнему малышу выдох обеспечивает произнесение фразы в 2—3 слова, ребенку среднего и старшего дошкольного возраста — фразы из трех — пяти слов. Постепенно дети приучаются к более сильному выдоху. При этом нужно следить, чтобы у ребенка была правильной поза, чтобы не наступило напряжение или утомление.
Рекомендации воспитателям
по выполнению дыхательной гимнастики.
• Воздух необходимо набирать через нос, плечи не поднимать.
• Выдох должен быть длительным, плавным. Первоначально проводится работа над развитием длительного выдоха без участия речи.
• Необходимо следить, чтобы не надувались щёки (на начальном этапе можно прижимать их ладонями).
• Упражнения можно выполнять как в положении сидя, так и стоя. Обучение нижне – диафрагмальному дыханию лучше начинать лёжа, потом сидя, затем стоя. Не переусердствуйте! Достаточно 3 – 5 упражнений. Многократное выполнение дыхательных упражнений может привести к головокружению.
2. От умения регулировать силу голоса 1) Мелодика – чередование повышения и понижения голоса в зависимости от смысла высказывания (вопрос, утверждение, восклицание). Каждая фраза имеет свой мелодический рисунок. В -O- предложениях голос повышается, причём повышение голоса приходится на то слово, в котором заключается суть вопроса. Если перед строковой паузой мысль не закончена, то голос тоже повышается. При законченной, утвердительной или восклицательной интонации понижайте голос. 2) Логическое ударение – выделение главного по смыслу слова во фразе. Выделяется - это значит произносятся с большой силой и длительностью, чем остальные слова в предложении).
3. От темпа речи (говорить текст нужно в умеренном, неторопливом темпе, следите, чтобы была некоторая певучесть в чтении).
4. От хорошей артикуляции звуков и слов
Работа над просодической стороной речи (интонация, паузирование, логическое ударение) содержит ряд специальных упражнений.
Работа над голосом разделяется на несколько этапов:
- произношение гласных звуков. Гласные звуки – основа выразительности речи. С ними связано ударение, ритмика речи, её мелодико – интонационные характеристики;
- последовательность гласных звуков;
- произнесение слов;
- работа над предложениями и фразами.
Упражнения, направленные на тренировку силы и высоты голоса.
- Изолированное произношение гласных звуков
№ 1. Звук произносится шепотом с присоединением голоса, мягко и негромко. Сила голоса должна быть одинаковой от начала до конца звучания.
№ 2. «Голосовая горка». Произносить гласный звук, изменяя его по высоте, представляя горку, по которой звук «взбирается» и «спускается вниз».
«Вьюга»
Перед детьми сюжетная картинка «Вьюга». По сигналу «Вьюга началась» дети тихо гудят: У-у-у. По сигналу «Сильная вьюга» дети громко произносят: У-у-у. По сигналу «Вьюга затихает» дети постепенно уменьшают силу голоса. По сигналу «Вьюга кончилась» замолкают. Речевые сигналы можно сопровождать движениями руки взрослого: горизонтальное движение руки — дети говорят тихо, движение руки вверх— усиление голоса, движение руки вниз— уменьше-ние силы голоса.
«Эхо»
Детей распределяют на две группы. Одна из групп— «эхо». Первая группа детей громко произносит вместе со взрослым гласный звук (а). Вторая группа («эхо») тихо повторяет. Затем группы меняются ролями.
«Эхо» (усложнение)
Детей распределяют на две группы. Одна из групп— «эхо». Первая группа детей громко произносит вместе с логопедом сочетания гласных (ао). Вторая группа («эхо») тихо повторяет. Затем группы меняются ролями.
«Медведи»
На стол выставляются игрушки: папа медведь Михайло Иваныч и сын Мишутка. Взрослый спрашивает: «Как рычит большой медведь низким голосом (на звук и-и-и, а как — маленький медвежонок высоким голоском?»
№ 3. Напевание колыбельной. Полунапевно произносится гласный звук, изменяя высоту голоса. Ребёнок имитирует укачивание куклы (мягкой игрушки) и произносит:
а а у у у
а а а у у
№ 4. «Раскачав» гласные, «бросать» их вверх без напряжения.
а
а а
а а а
- Сочетание гласных звуков.
«Эхо» (усложнение)
Детей распределяют на две группы. Одна из групп— «эхо». Первая группа детей громко произносит вместе с логопедом сочетания гласных (ао). Вторая группа («эхо») тихо повторяет. Затем группы меняются ролями.
Произносить на плавном выдохе слитно и длительно сочетания из 2, 3, 4 и более гласных звуков. Цепочка гласных произносится как один звук. Важно, чтобы в конце не ощущалась нехватка воздуха.
2 раза аэаэ аэоаэо
3 раза аэаэаэ аэоаэоаэо
4 раза аэаэаэаэ аэоаэоаэоаэо
Составленные вами варианты сочетаний записываются и отрабатываются.
В цепи звуков варьируется ударение.
«Разговор фруктов»
Детям предлагаются муляжи яблока и лимона, которые взрослый использует в процессе рассказывания. «Однажды мама купила яблоко для своего сына и лимон в чай. Яблоко стало хвастаться перед лимоном тем, что оно красивее, сочнее, слаще, говоря: «Ао, Ау, Аи, Аэ!» (дети повторяют, а лимон был не согласен и говорил: «иА, иО, иУ, иЭ!» (дети повторяют). Используя восклицание, голосом выделять один из звуков.
«Воздушный шарик»
Дети кидают друг другу воздушный шарик, произнося на непрерывном артикулировании на одном речевом выдохе: «Аоуи». Первый звук произносится достаточно громко.
Усложнение: слитно произносить длинный ряд гласных одинаково ровно, без напряжения. (Аоуи Аоуи Аоуи).
Аоуи аОуи аоУи аоуИ
Интонационные упражнения.
«Необитаемый остров»
Ребятам предлагается представить, что они оказались на необитаемом острове, где растут необычные деревья, красивые цветы. Сначала они удивляются: «О!». Потом огорчаются: «О-о-о!», затем увидев корабль радостно восклицают: «О-о-о!»
Произносить «АОУИ» с разной интонацией (сопровождая дирижированием)
- восторженно
- спокойно
- дерзко
- вопросительно
- задумчиво
- с сожалением
- удивлённо
Методика заучивания стихотворений
Задачи, которые ставит перед собой в/ль.
1. Вызвать интерес к стихотворению и желание знать его.
2. Помочь понять содержание в целом и отдельных трудных мест и слов.
3. Обеспечить запоминание.
4. Научить выразительно читать перед слушателями.
5. Воспитывать любовь к поэзии.
Легче запоминаются стихи с яркими, конкретными образами, т. к. мышление ребёнка отличается образностью. Воспринимая стихотворения, дети мысленно «рисуют» его содержание. Поэтому и хорошо запоминают стихи, в которых налицо образность, предметность, лаконизм.
- Какие стихи на ваш взгляд отвечают этим требованиям?
(А. Барто, С. Маршака, С. Капутикян).
Скорость запоминания зависит:
- от мотивации (для чего нужно). Н-р, маме, д. Морозу, выступить перед малышами.
Приёмы для лучшего запоминания стихов:
- игровые (стих-ния А. Барто «Мячик» читается и обыгрывается с куклой и мячиком);
- досказывание детьми рифмующегося слова;
- чтение по ролям стихов, написанных в диалогической форме;
- частичное воспроизведение текста всей группой, если речь идёт от лица коллектива;
- драматизация с игрушками, если стихотворение даёт возможность использовать игрушку;
- воспроизведение игровых стихов методом игры («Телефон» К. Чуковский).
Иногда в непроизвольной деятельности, когда не ставится задача запомнить, дети легко запоминают целые страницы. А в произвольной деятельности, когда ставится задача запомнить, дети испытывают трудности. Способность к произвольному запоминанию можно формировать с 4-5 лет. Необходимо, чтобы дети умели ставить цель – запомнить. Для осмысленного запоминания важно умение довести до сознания детей смысл произведения.
Более глубокому воздействию стихов на ребёнка помогает предварительная подготовка к их восприятию:
- объяснение непонятных слов
- рассматривание картинок
- экскурсии, наблюдения в природе
Требования к заучиванию стихов.
1. Не рекомендуется заучивать стихи хором. Пассивные дети при хоровом чтении остаются пассивными; хоровое повторение приводит к монотонности, искажению окончаний слов, вызывает у детей быстрое утомление от шума.
2. Поскольку для запоминания рекомендуются короткие стихи (объём памяти у детей невелик, стихотворения заучиваются целиком (не по строкам и строфам, именно это обеспечивает осмысленность чтения.
3. Не следует требовать полного запоминания стихотворения на одном занятии. Для лучшего запоминания рекомендуется менять форму повторения, читать по ролям, повторять стихи при подходящих обстоятельствах.
4. В процессе заучивания учитываются индивидуальные особенности детей. Молчаливым детям предлагаются ритмичные стихи, потешки, песенки. Застенчивым приятно услышать своё имя в потешке, поставить себя на место действующего лица.
5. Необходимо создавать «атмосферу поэзии» в д/с, когда поэтическое слово звучит на прогулке, в повседневном общении, на природе.
Построение занятия.
1. Создать эмоциональный настрой.
• Небольшая беседа (используются вопросы, напоминание о событии из детской жизни, близком к содержанию текста).
• Загадка.
• Иллюстрация, картина.
• Игрушка.
• Портрет поэта (старшие дети).
2. В/ль называет жанр, автора. (Н-р, Я прочитаю стихотворение С. А. Есенина «Поёт зима – аукает»).
3. Выразительное чтение в/лем стихотворения наизусть без установки на запоминание.
4. Пауза после чтения для того, чтобы дети могли пережить минуты эмоционального сопереживания, когда ребёнок находится во власти поэзии.
5. Анализ стихотворения. Беседа о стихотворении, которая ведётся с опорой на текст: система вопросов. Анализ должен быть точным, кратким, эмоциональным.
- Выясняется о чём стихотворение
- Понравилось ли оно
-Что запомнилось
- Анализ словесных характеристик (Какими словами говорится о зиме в стихотворении? Как описывается лес? Какими словами начинается и заканчивается стихотворение)
6. Повторно произведение читается с установкой на запоминание.
7. Воспроизведение стихотворения детьми.
- Вначале читают стихи те, кто лучше запоминает и изъявляет желание прочитать.
- В/ль подсказывает слова, интонации, напоминает о силе голоса, темпе речи.
Не следует оценивать выразительность исполнения, пусть даже она сначала будет не очень удачна.
8. Заканчивается занятие выразительным чтением в/ля (или детей).
Вне занятия.
1. После занятия можно рассмотреть иллюстрации, близкие к теме стихотворения, провести рисование на эту же тему, послушать музыку.
2. В последующие дни следует вновь обратиться к этому произведению уже вне занятия, почитать его, оценить качество чтения. Необходимо добиваться, чтобы каждый ребёнок запоминал текст и умел читать выразительно.
Младший возраст
Малыши быстро запоминают короткие стихи, в которых много глаголов, существительных, где конкретность, образность сочетаются с динамикой действия.
Характерной чертой памяти маленьких детей является её механический характер. Но даже трёхлетние малыши обнаруживают смысловую память, которую необходимо развивать, т. к. осмысленное запоминание гораздо прочнее механического.
Для заучивания используются короткие потешки и стихи. В них описываются хорошо знакомые игрушки, животные, дети. Они понятны по содержанию, просты по композиции, ритм весёлый. Часто есть момент игрового действия.
На занятиях не ставится задача запомнить стихотворение. Вместе с тем стихи заучиваются в процессе многократного чтения, используя разные приёмы.
Читая стихотворение Е. Благиной «Флажок», в/ль предлагает детям походить с флажками по комнате. При чтении стихотворения А. Барто «Лошадка» дети изображают, как они едут на лошадке. В дальнейшем чтение стихов включают в другие занятия, в д/и, в рассматривание игрушек, картинок.
Средний возраст
С 4-5 лет можно формировать способность к произвольному запоминанию. Необходимо, чтобы дети умели ставить цель – запомнить.
Ставится на занятиях задача запомнить произведение.
Вводится единая для средней и старшей групп структура занятия.
В средней группе, особенно в начале года большое место занимают игровые приёмы, используется наглядный материал.
Чем старше дети, тем больше надо опираться на понимание и осознанное освоение приёмов запоминания и выразительного чтения.
Надо постараться довести до ребёнка понимание смысла, когда он понимает о чём читает стихотворение, то естественно справляется с расстановкой логических ударений.
Старший возраст
Дети запоминают значительно большие по объёму стихи с эпитетами и метафорами.
Для заучивания рекомендуются достаточно сложные по содержанию и художественным средствам стихи. Для лучшего воспроизведения уместно помочь детям создать поэтическое настроение, представить в воображении картины природы или обстоятельства, которым посвящены стихи.
Усложнение – более глубокий анализ стихов.