Казанская Дарья
Выпускная квалификационная работа «Дидактическая игра как средство развития связной речи детей младшего возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Экспериментальная работа проведена на средней группе, дети 4-5 лет.
Введение
Дошкольное детство - это период познания мира человеческих отношений, период творчества. Дошкольное детствоочень короткий отрезок в жизни человека, всего первые семь лет. Но они имеют непреходящее значение. В этот период развитие идет как никогда бурно и стремительно. Определенное развитие получают все стороны психики ребенка, тем самым закладывается фундамент для дальнейшего роста.
Публикация «Выпускная квалификационная работа „Дидактическая игра как средство развития связной речи детей младшего возраста“» размещена в разделах
- Выпускной. Сценарии выпускных в детском саду
- Дидактические игры
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования содержание образовательной программы дошкольной организации должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способности детей в различных видах деятельности и охватывать структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей. [1]
Целевые ориентиры ФГОС ДО предполагают, что на этапе завершения дошкольного образования ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки к грамотности. [2
Развитие связной речи является одной из важнейших задач речевого развития детей. Это обусловлено, прежде всего, ее социальной значимостью и ролью в формировании личности. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная функция речи и языка. Л. С. Выгодский, Т. В. Ахутина, Ф. А. Сохин говорили так: «Связная речь – высшая форма речемыслительной деятельности, которая определяет уровень умственного и речевого развития ребенка». Л. С. Выготский, А. А. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн раскрывали в своих трудах психологическую природу связной речи, ее особенности развития и механизмы у детей.
Обучение связной речи детей имеет богатые традиции в отечественной методике, заложенные в трудах К. Д. Ушинского, Л. Н. Толстого. М. М.
М. М. Конина, Е. И. Тихеева, А. П. Усова, Е. А. Флерина раскрывали основы методики развития связной речи дошкольников всвоих работах.
Ведущей деятельностью детейдошкольноговозраста является игровая деятельность. В этой работе мы рассмотрим дидактическую игру, которая включает в себя игровую и обучающую деятельность.
Дидактическая игра содержит в себе большие возможности в обучении и воспитании дошкольников. Дидактическая игра представляет собой многословное, сложное, педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения детей, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания ребенка.
Дидактические игры способствуют : развитию познавательных и умственных способностей; получению новых знаний, их обобщению и закреплению, расширению имеющиеся у них представления о предметах и явлениях природы; развитию памяти, внимания, наблюдательности; развитию умению высказывать свои суждения, делать умозаключения, а также развитию речи детей : пополнению и активизации словаря, формированию правильного звукопроизношения.
Дидактические игры относятся к одной из групп игр в традиционной классификации - к обучающим играм с правилами, создаются для детей взрослыми и имеют своей целью решение образовательных и прежде всего дидактических задач.
Таким образом, в научных исследованиях убедительно доказано, что дидактические игры являются эффективным средством развития связной речи детей. В игровой деятельности младших дошкольников существует двусторонняя связь между речью и игрой. С одной стороны, речь развивается и активизируется в игре, а с другой – сама игра становится интересной, самодеятельной, зачастую детские сюжеты планируются и реализуются в речевом плане. Однако в образовательной практике детских садов воспитателями не в полной мере реализуется потенциал дидактических игр в развитии связной речи детей.
На основе вышесказанного формируется противоречие между важностью использования дидактических игр по развитию связной речи детей младшего дошкольного возраста и ее недостаточным внедрением в процессе дошкольного обучения. Данное обстоятельство составляет проблему исследования.
Процесс развития связной речи детей посредством дидактических игр всегда будет актуален, так как дидактические игры направленные на развитие речи детей помогают дошкольнику незаметно для себя усваивать (процессы/правила) коммуникативного общения.
Таким образом, проблемой исследования является: какова роль дидактических игр в развитии связной речи детей четвертого – пятого года жизни.
Целью исследования является теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность дидактических игркак средства развития связной речи детей младшегочетвертого – пятого года жизни. (улучшение)
Исходя из выше сказанного объектом исследования является процесс развития связной речи детей младшего дошкольного возраста.
Предметом исследования является дидактическая игра как средство развития связной речи детей младшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования базируется на предположении о том, если в процесс обучения связной речи дошкольника четвертого – пятого года жизни включить и активно использовать дидактические игры, направленные на развитие связной речи, то процесс развития связной речи дошкольника будет в разы эффективнее.
Процесс будет эффективным при реализации следующих путей:
- подбор дидактических игр в соответствии с особенностями речевого развития детей;
- целенаправленное использование дидактических игр на занятиях и в свободное от занятий время;
- использование дидактических игр в индивидуальной работе в утренние часы с целью активизации словаря детей и развития связной речи.
Исходя из гипотезы, нами определены следующие задачиисследования:
1. Рассмотреть психологические, возрастные и индивидуальные особенности детей четырех-пяти лет
2. Изучить теоретическую литературу и материалы по теме, определить пути развития речи детей в педагогической практике.
3. Определить особенности развития связной речи детей четвертого – пятого года жизни.
4. Определить особенность (роль) дидактической игры в развитии связной речи детей младшего дошкольного возраста.
5. Разработать и экспериментально апробировать пути использования дидактических игр в работе по развитию связной речи детей четвертого – пятого года жизни на практике.
6. Осуществить педагогическую диагностику уровня сформированности связной речи детей четвертого – пятого года жизни.
Для решения поставленных задач использовалисьметоды:
1. Теоретические: изучение научной литературы по теме исследования, материалов из опыта работы, тестирование, сравнительный анализ первоисточников.
2. Эмпирические: наблюдение, обследование детей с помощью специальных диагностических методик,эксперимент, методы математической статистики.
Практическая значимость заключается в том, что представлен материал, позволяющий в психологическом и педагогическом плане содержательно проанализировать свойства ряда дидактических игр, которые дают возможность рассматривать их в качестве методов развития связной речи у детей четвертого – пятого года жизни.
Исследование проводилось на базе МАДОУ «Детский сад №242 комбинированного вида». В эксперименте приняли участие 2 группы среднего дошкольного возраста : группа №4 и группа №6; 10 человек в экспериментальной группе и 10 человек в контрольной группе.
Структура выпускной квалификационной работы : работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, приложения.