Елена Фотиева
Выполнение элементов «Гжельской росписи».
▼ Скачать + Заказать документы
«Гжель» - это слово нарицательного значения, под ним понимается не только местность в 60 км от Москвы, где местные жители с давних пор занимались народным промыслом, но и целый пласт особого искусства – изготовление фарфоровых изделий и их ручная роспись. Тот, кто однажды увидел игрушки или посуду с живописной синей росписью, больше никогда не спутает этот столь с другими.
Публикация «Выполнение элементов „Гжельской росписи“,» размещена в разделах
- Гжель. Знакомимся с гжельскими узорами
- Гжель. Рисование
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший фотоотчет» январь 2019
С давних времен люди на этих землях занимались гончарным промыслом. Для земледелия почвы были скудные, но в недрах своих таили огромные запасы глины. Сама местность Гжель впервые упоминается в одной из старинных грамот в 1339 году. Именно в то время Гжель становится поставщиком изделий для Царева Двора. До 18-го века там делали обычную для того времени глиняную посуду, кирпич, изразцы, а также примитивные детские игрушки, снабжая ими Москву. С 18-го века начали изготавливать художественную майолику (вид керамики, покрытой глазурью). Это были изделия из глины с яркой многоцветной росписью по белой эмали.
В самом начале 19 века гжельским мастерам удалось получить так называемый «полуфаянс». Потом пришла пора фаянсовых изделий. А спустя всего несколько лет в Гжели был открыт фарфоровый завод. Качество этого фарфора было так превосходно, что он быстро стал знаменит по всей России. Купить гжельские фарфоровые изделия было в те времена делом чести. Считалось, что обладатель такой посуды – человек не только преуспевающий, солидный, но и обладающий превосходным вкусом.
Вторая четверть 19 века – период наивысших достижений гжельского керамического искусства во всех отраслях. Стремясь получить тонкий фаянс и фарфор, владельцы производств постоянно совершенствовали состав белой глины. Гжельский фарфор отличается яркой многоцветной росписью с использованием золота и специальных красок. Но уже тогда появились изделия, расписанные в один цвет – синей краской, наносимой кистью, с прорисовкой деталей.
Во второй половине 19 века начался спад производства, который продолжался почти до середины 20 века. Это был тяжелый период. Казалось, что искусство погибло навсегда. Своим новым рождением гжельский промысел обязан искусствоведу А. Б. Салтыкову, художнице Н. И. Бессарабовой. И местным мастерицам. Именно их усилиями старинное искусство было восстановлено. В ногу со временем, для производства фарфоровых изделий стали использовать новые технологии, краски, образцы.
Сегодня «Объединение «Гжель» - современное большое предприятие, продукция которого пользуется большим спросом не только в России, но и за границей. Мастера Гжели по- прежнему расписывают каждое изделие только вручную. На этом предприятии работают одаренные художники и скульпторы. Мастерству учатся на протяжении многих лет. Обучение начинается с детского сада, средней школы и заканчивается Гжельским Художественным Колледжем и курсами аспиранта в Москве.
Сегодня гжельский фарфор популярен не только в России, но и за рубежом. Гжель стала символом России, наравне с матрешкой. Ни одна выставка русского искусства в любой стране мира не обходится без произведений гжельских мастеров.
При всей своей красоте гжельские изделия удивительно часто используются в быту: посудой очень удобно пользоваться, а главное – она создает уют и особое настроение. Гжельские фигурки с ярким, сочным, выразительным рисунком радуют глаз, несут в себе неуловимую нежность и никогда не надоедают, несмотря на внешнюю схожесть. Изделия из гжельского фарфора привлекают к себе всех, кто любит гармонию, искусство и ценит чувство прекрасного.
На творческом объединении: "Веселая ярмарка" детям были предложены следующие темы для рисования элементов росписи.
1. "Капелька. Цветы из капелек".
2. "Точка. Линия. Кружок".
3. "Сеточки".
4."Цветок".
5."Тарелочка".
6."Чайник".