ЗАГОРУЛЬКО ТАТЬЯНА
Проект «Русские узоры» по ознакомлению детей с хохломской, гжельской и городецкой росписями
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Русские узоры» по ознакомлению детей с хохломской, гжельской и городецкой росписями.
«Самым высоким видом искусства,
самым талантливым, самым гениальным
является народное искусство,
то есть то, что запечатлено народом,
сохранено, что народ пронес через столетия».
М. И. Калинин
Публикация «Проект „Русские узоры“ по ознакомлению детей с хохломской, гжельской и городецкой росписями» размещена в разделах
- Гжель. Знакомимся с гжельскими узорами
- Гжель. Проекты
- Гжель. Рисование
- Городецкая роспись, узоры
- Орнамент и узоры
- Орнамент и узоры. Рисование
- Проекты
- Узоры, орнаменты. Игры, дидактические пособия
- Хохлома. Знакомимся с хохломской росписью
- Хохлома. Проекты, планирование
- Хохлома. Рисование, роспись
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2019
Декоративно-прикладное искусство является одним из фактов гармонического развития личности. Посредством общения с народным искусством происходит обогащение души ребёнка, прививается любовь к своей Родине. Народное искусство хранит и передаёт новым поколениям национальные традиции. Искусство народных мастеров помогает раскрыть детям мир прекрасного, развивать у детей художественный вкус.
Цель проекта : создание системы практической деятельности по формированию творческих способностей детей в процессе ознакомления с народно – прикладным искусством (гжельская, хохломская, городецкая росписи).
Задачи проекта :
Ознакомление детей с видами народного декоративно-прикладного искусства
Формирование у детей эмоциональной отзывчивости и интереса к образцам народного декоративно-прикладного искусства, воспитание у детей желания заниматься подобной деятельностью.
Формирование обобщё нных знаний:
- умение различать стили наиболее известных видов народно – прикладного искусства: хохлома, городецкая роспись, гжельская роспись;
- освоение детьми характерных элементов, колорита, композиции.
- умение создавать выразительные узоры на бумаге и объемных предметах; воспитание при этом чувства формы, ритма, симметрии.
Заинтересовать и привлечь родителей к участию в создании детских «мини-музеев», фольклорных праздниках, изготовлению пособий и атрибутов.
Новизна данного проекта заключается в использовании информационных компьютерных технологий, а также основным фактом, обеспечивающим эффективность воспитательного процесса, является личностная включенность детей и родителей в изобразительную художественную деятельность. Используя новые, увлекательные для нового поколения технологии, можно обеспечить эту включенность.
Гипотеза
Если внедрять в воспитательный процесс образовательно-познавательные мероприятия по художественно-продуктивной деятельности, создавать развивающее пространство по декоративно-прикладному искусству, сотрудничать с родителями по вопросам народно-прикладного искусства, то работа по развитию творческой личности детей дошкольного возраста будет эффективной и успешной.
Тип проекта : познавательно - творческий
Проект долгосрочный, сроки реализации проекта :
Участники проекта : педагоги, дети старшей группы, родители.
Формы организации:
- индивидуально – творческая деятельность,
- творческая деятельность в малой подгруппе (4 - 6 человек,
- учебно – игровая деятельность (игры, познавательная деятельность,
- фольклорные праздники, посиделки, развлечения,
- родительские гостиные, мастер – классы, выставки.
Предполагаемые результаты проекта :
- обогащение знаний детей об истории возникновения народных промыслов;
- освоение детьми главных правил использование элементов декора при оформлении рисунка;
- пополнение словарного запаса детей народной терминологией;
- проявление интереса к декоративно-прикладному искусству народных мастеров России, рисованию, народной музыке.
- пошив народных костюмов (гжель, хохлома).
Этапы реализации проекта :
1 этап – подготовительный
На этом этапе составлен план деятельности по достижению цели, подобраны материал и оборудование для работы.
2 этап – практический
Решено осуществлять проектную деятельность в двух направлениях:
-работа с детьми,
-работа с родителями.
Перед тем как внедрить систему мероприятий по художественно-продуктивной деятельности, нами была проведена диагностика с целью выявления уровня развития творчества детей по декоративно-прикладному искусству. Диагностика проводилась по следующим заданиям:
1. Знание видов декоративно-прикладного искусства (в форме дидактической игры «Назови правильно»).
2. Анализ произведения декоративно-прикладного искусства (в форме дидактической игры «Делаем покупки»).
3. Сравнение произведений декоративно-прикладного искусства (в форме дидактической игры «Подарок»).
4. Выполнение узора на силуэте из бумаги (расписать понравившийся силуэт).
Все задания определялись уровнями: высокий, средний и низкий. По итогам проведенных диагностических заданий можно сделать вывод, что по всем четырем заданиям преобладают низкие результаты. Не многие дети справились с практическим заданием успешно.
Сентябрь
Тема: «Золотая хохлома»
Цель: расширять знания детей о народном искусстве, уточнять представления о хохломском промысле, учить детей находить характерные особенности хохломских изделий, развивать творческие способности, формировать эстетический вкус.
Непосредственно-образовательная деятельность:
1. Знакомство с хохломским промыслом.
2. Хохломские узоры.
3. Украсим сарафан.
4. Хохломские ложки.
Совместная деятельность педагога с детьми:
- изготовление с детьми заготовок – шаблонов для хохломской росписи;
- просмотр презентации по теме;
- рассматривание образцов хохломской росписи;
- разучивание стихотворения про хохлому;
- рисование хохломских узоров;
- составление узоров на компьютере;
- д/и «Собери узор», «Найди пару»;
- разучивание игры на ложках под музыкальное сопровождение.
Взаимодействие с семьей:
- консультация «Влияние декоративно-прикладного искусства на развитие детского творчества дошкольников»;
- мастеркласс «Техника папье-маше»;
- оформление мини-музея «Хохломские узоры»;
- изготовлени дома совместно с ребенком ложки из папье-маше.
Октябрь
Тема: «Городецкие узоры»
Цель: познакомить детей с изделиями городецких мастеров, развивать детское творчество, эстетическое восприятие.
Непосредственно-образовательная деятельность:
1. Здравствуй, волшебный Городец.
2. Розаны и купавки.
3. Рисование городецкого узора на тарелке.
4. Роспись «Городецкая сказка».
Совместная деятельность педагога с детьми:
- чтение и заучивание стихотворений о Городце;
- просмотр презентации;
- д/и «Выложи узор», «Что лишнее?»;
- практическое задание «Обведи элемент»;
- с/р игра «Магазин сувениров»;
- прорисовывание элементов «розан», «купавка»;
- рисование «Городецкий конь».
Взаимодействие с семьей:
Выпуск буклета для родителей «Волшебный Городец».
Конкурс на лучшую сказку с иллюстрациями.
Мастер-класс «Городецкий конь».
Ноябрь
Тема: «Сине-голубая гжель»
Цель: познакомить детей с гжельской росписью, учить выделять характерные особенности гжельского промысла, развивать эстетический вкус, детское творчество.
Непосредственно-образовательная деятельность:
1. Сказочная гжель.
2. Рисование элементов гжельской росписи.
3. Роспись гжельского подноса.
4. Роспись гжельского чайника.
Совместная деятельность педагога с детьми:
- рассматривание иллюстраций по теме;
- просмотр презентации;
- рисование элементов гжельской росписи;
- д/и «Собери гжельский узор», «Сложи цветок»;
- прослушивание песни П. Синявского «Незабудковая Гжель».
Взаимодействие с семьей:
Выпуск буклета для родителей «Голубая Гжель».
Изготовление шаров из папье-маше для росписи новогодних гжельских игрушек.
Мастер-класс «Новогодняя игрушка».
На завершающем этапе было проведено повторное диагностирование по усвоению детьми знаний о видах декоративно-прикладного искусства, их творческого развития. Повторное диагностирование выявило положительную динамику. У детей улучшился уровень качества восприятия декоративно-прикладного искусства: дети безошибочно называют росписи. Значительно повысился процент технических навыков выполнения рисунка на силуэте. Сравнивая уровни знаний детей о декоративно-прикладном искусстве на начальном и завершающем этапах можно сделать вывод: внедряя в воспитательный процесс образовательно-познавательные мероприятия по художественно-продуктивной деятельности, создавая развивающее пространство по декоративно-прикладному искусству и осуществляя сотрудничество с родителями по вопросам народно-прикладного искусства, работа по развитию творческой личности детей дошкольного возраста более эффективна и успешна.
3 этап – заключительный
Продукт проекта :
- развлечение с участием родителей «Ярмарка»;
- выставка рисунков и поделок;
- пошив костюмов (хохлома, гжель);
- презентация проекта для родителей и педагогического коллектива.
Итоговое мероприятие проекта прошло в виде ярмарки, где дети представили свои работы (гжельская, хохломская, городецкая росписи). Дети с удовольствием играли с городецкими лошадками, которые сделали и расписали родители. Гости ярмарки любовались новогодними гжельскими шарами и народными костюмами, сшитыми своими руками.
Таким образом, тема декоративно-прикладного искусства в детском саду очень интересна и многогранна, она помогает развить не только творческую личность, но и воспитывает добропорядочность в детях, любовь к родному краю, к своей стране в целом. Опыт работы с детьми показал, что детей привлекают произведения народного искусства, они легко воспринимаются детьми. Они не только называют предметы быта старины, но и понимают их назначение, правильно называют виды народного декоративно-прикладного искусства и знают особенности того или иного промысла; умеют передавать свои знания о промыслах в разных видах продуктивной деятельности.