ЗАГОРУЛЬКО ТАТЬЯНА
Проект «Русские узоры» по ознакомлению детей с хохломской, гжельской и городецкой росписями
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Русские узоры» по ознакомлению детей с хохломской, гжельской и городецкой росписями.
«Самым высоким видом искусства,
самым талантливым, самым гениальным
является народное искусство,
то есть то, что запечатлено народом,
сохранено, что народ пронес через столетия».
М. И. Калинин
Темочки:
- Гжель. Знакомимся с гжельскими узорами
- Гжель. Проекты
- Гжель. Рисование
- Городецкая роспись, узоры
- Орнамент и народные узоры
- Орнамент и узоры. Рисование
- Проекты, проектная деятельность
- Узоры, орнаменты. Игры, дидактические пособия
- Хохлома. Знакомимся с хохломской росписью
- Хохлома. Проекты
- Хохлома. Рисование, роспись
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2019
Декоративно-прикладное искусство является одним из фактов гармонического развития личности. Посредством общения с народным искусством происходит обогащение души ребёнка, прививается любовь к своей Родине. Народное искусство хранит и передаёт новым поколениям национальные традиции. Искусство народных мастеров помогает раскрыть детям мир прекрасного, развивать у детей художественный вкус.
Цель проекта : создание системы практической деятельности по формированию творческих способностей детей в процессе ознакомления с народно – прикладным искусством (гжельская, хохломская, городецкая росписи).
Задачи проекта :
Ознакомление детей с видами народного декоративно-прикладного искусства
Формирование у детей эмоциональной отзывчивости и интереса к образцам народного декоративно-прикладного искусства, воспитание у детей желания заниматься подобной деятельностью.
Формирование обобщё нных знаний:
- умение различать стили наиболее известных видов народно – прикладного искусства: хохлома, городецкая роспись, гжельская роспись;
- освоение детьми характерных элементов, колорита, композиции.
- умение создавать выразительные узоры на бумаге и объемных предметах; воспитание при этом чувства формы, ритма, симметрии.
Заинтересовать и привлечь родителей к участию в создании детских «мини-музеев», фольклорных праздниках, изготовлению пособий и атрибутов.
Новизна данного проекта заключается в использовании информационных компьютерных технологий, а также основным фактом, обеспечивающим эффективность воспитательного процесса, является личностная включенность детей и родителей в изобразительную художественную деятельность. Используя новые, увлекательные для нового поколения технологии, можно обеспечить эту включенность.
Гипотеза
Если внедрять в воспитательный процесс образовательно-познавательные мероприятия по художественно-продуктивной деятельности, создавать развивающее пространство по декоративно-прикладному искусству, сотрудничать с родителями по вопросам народно-прикладного искусства, то работа по развитию творческой личности детей дошкольного возраста будет эффективной и успешной.
Тип проекта : познавательно - творческий
Проект долгосрочный, сроки реализации проекта :
Участники проекта : педагоги, дети старшей группы, родители.
Формы организации:
- индивидуально – творческая деятельность,
- творческая деятельность в малой подгруппе (4 - 6 человек,
- учебно – игровая деятельность (игры, познавательная деятельность,
- фольклорные праздники, посиделки, развлечения,
- родительские гостиные, мастер – классы, выставки.
Предполагаемые результаты проекта :
- обогащение знаний детей об истории возникновения народных промыслов;
- освоение детьми главных правил использование элементов декора при оформлении рисунка;
- пополнение словарного запаса детей народной терминологией;
- проявление интереса к декоративно-прикладному искусству народных мастеров России, рисованию, народной музыке.
- пошив народных костюмов (гжель, хохлома).
Этапы реализации проекта :
1 этап – подготовительный
На этом этапе составлен план деятельности по достижению цели, подобраны материал и оборудование для работы.
2 этап – практический
Решено осуществлять проектную деятельность в двух направлениях:
-работа с детьми,
-работа с родителями.
Перед тем как внедрить систему мероприятий по художественно-продуктивной деятельности, нами была проведена диагностика с целью выявления уровня развития творчества детей по декоративно-прикладному искусству. Диагностика проводилась по следующим заданиям:
1. Знание видов декоративно-прикладного искусства (в форме дидактической игры «Назови правильно»).
2. Анализ произведения декоративно-прикладного искусства (в форме дидактической игры «Делаем покупки»).
3. Сравнение произведений декоративно-прикладного искусства (в форме дидактической игры «Подарок»).
4. Выполнение узора на силуэте из бумаги (расписать понравившийся силуэт).
Все задания определялись уровнями: высокий, средний и низкий. По итогам проведенных диагностических заданий можно сделать вывод, что по всем четырем заданиям преобладают низкие результаты. Не многие дети справились с практическим заданием успешно.
Сентябрь
Тема: «Золотая хохлома»
Цель: расширять знания детей о народном искусстве, уточнять представления о хохломском промысле, учить детей находить характерные особенности хохломских изделий, развивать творческие способности, формировать эстетический вкус.
Непосредственно-образовательная деятельность:
1. Знакомство с хохломским промыслом.
2. Хохломские узоры.
3. Украсим сарафан.
4. Хохломские ложки.
Совместная деятельность педагога с детьми:
- изготовление с детьми заготовок – шаблонов для хохломской росписи;
- просмотр презентации по теме;
- рассматривание образцов хохломской росписи;
- разучивание стихотворения про хохлому;
- рисование хохломских узоров;
- составление узоров на компьютере;
- д/и «Собери узор», «Найди пару»;
- разучивание игры на ложках под музыкальное сопровождение.
Взаимодействие с семьей:
- консультация «Влияние декоративно-прикладного искусства на развитие детского творчества дошкольников»;
- мастеркласс «Техника папье-маше»;
- оформление мини-музея «Хохломские узоры»;
- изготовлени дома совместно с ребенком ложки из папье-маше.
Октябрь
Тема: «Городецкие узоры»
Цель: познакомить детей с изделиями городецких мастеров, развивать детское творчество, эстетическое восприятие.
Непосредственно-образовательная деятельность:
1. Здравствуй, волшебный Городец.
2. Розаны и купавки.
3. Рисование городецкого узора на тарелке.
4. Роспись «Городецкая сказка».
Совместная деятельность педагога с детьми:
- чтение и заучивание стихотворений о Городце;
- просмотр презентации;
- д/и «Выложи узор», «Что лишнее?»;
- практическое задание «Обведи элемент»;
- с/р игра «Магазин сувениров»;
- прорисовывание элементов «розан», «купавка»;
- рисование «Городецкий конь».
Взаимодействие с семьей:
Выпуск буклета для родителей «Волшебный Городец».
Конкурс на лучшую сказку с иллюстрациями.
Мастер-класс «Городецкий конь».
Ноябрь
Тема: «Сине-голубая гжель»
Цель: познакомить детей с гжельской росписью, учить выделять характерные особенности гжельского промысла, развивать эстетический вкус, детское творчество.
Непосредственно-образовательная деятельность:
1. Сказочная гжель.
2. Рисование элементов гжельской росписи.
3. Роспись гжельского подноса.
4. Роспись гжельского чайника.
Совместная деятельность педагога с детьми:
- рассматривание иллюстраций по теме;
- просмотр презентации;
- рисование элементов гжельской росписи;
- д/и «Собери гжельский узор», «Сложи цветок»;
- прослушивание песни П. Синявского «Незабудковая Гжель».
Взаимодействие с семьей:
Выпуск буклета для родителей «Голубая Гжель».
Изготовление шаров из папье-маше для росписи новогодних гжельских игрушек.
Мастер-класс «Новогодняя игрушка».
На завершающем этапе было проведено повторное диагностирование по усвоению детьми знаний о видах декоративно-прикладного искусства, их творческого развития. Повторное диагностирование выявило положительную динамику. У детей улучшился уровень качества восприятия декоративно-прикладного искусства: дети безошибочно называют росписи. Значительно повысился процент технических навыков выполнения рисунка на силуэте. Сравнивая уровни знаний детей о декоративно-прикладном искусстве на начальном и завершающем этапах можно сделать вывод: внедряя в воспитательный процесс образовательно-познавательные мероприятия по художественно-продуктивной деятельности, создавая развивающее пространство по декоративно-прикладному искусству и осуществляя сотрудничество с родителями по вопросам народно-прикладного искусства, работа по развитию творческой личности детей дошкольного возраста более эффективна и успешна.
3 этап – заключительный
Продукт проекта :
- развлечение с участием родителей «Ярмарка»;
- выставка рисунков и поделок;
- пошив костюмов (хохлома, гжель);
- презентация проекта для родителей и педагогического коллектива.
Итоговое мероприятие проекта прошло в виде ярмарки, где дети представили свои работы (гжельская, хохломская, городецкая росписи). Дети с удовольствием играли с городецкими лошадками, которые сделали и расписали родители. Гости ярмарки любовались новогодними гжельскими шарами и народными костюмами, сшитыми своими руками.
Таким образом, тема декоративно-прикладного искусства в детском саду очень интересна и многогранна, она помогает развить не только творческую личность, но и воспитывает добропорядочность в детях, любовь к родному краю, к своей стране в целом. Опыт работы с детьми показал, что детей привлекают произведения народного искусства, они легко воспринимаются детьми. Они не только называют предметы быта старины, но и понимают их назначение, правильно называют виды народного декоративно-прикладного искусства и знают особенности того или иного промысла; умеют передавать свои знания о промыслах в разных видах продуктивной деятельности.