Панищева Юлия Дмитриевна
Выявление условий трудового воспитания детей старшего дошкольного возраста посредством применения операционных схем
▼ Скачать + Заказать документы
В современных Федеральном государственном стандарте дошкольного образования (далее ФГОС ДО) и Федеральной образовательной программе дошкольного образования (далее ФОП ДО) широкое внимание отводится социальному развитию личности, формированию личности инновационного типа, готового развиваться и активно включаться в процесс развития общества.
Сегодня государство делает ставку на человека труда. И вся система общего образования ставит целью формирование личности, готовой к труду.
Публикация «Выявление условий трудового воспитания детей старшего дошкольного возраста посредством применения операционных схем» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Трудовое воспитание. Трудовая деятельность детей
- Темочки
Значимость трудового воспитания трудно переоценить в плане формирования и развития личности ребенка дошкольного возраста. Для того чтобы сформировать у ребёнка положительное отношение к труду, чрезвычайно важно, чтобы он встал на позицию созидателя, ощутил удовольствие и гордость от результата своего труда.
Значение труда как фактора развития личности ребенка нашло отражение в истории отечественной педагогики: труды А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинского, С. Т. Шацкого и др.
В успешном формировании трудовых умений и навыков большое значение имеют условия. И здесь важно все: удобная одежда и обувь детей, оборудование. Ребенок дошкольного возраста, даже при детальном показе и объяснении, не может усвоить все приемы работы сразу. Часто дети, овладев необходимыми навыками, не могут правильно определить порядок своих действий. В этом им поможет использование операционных схем, так как они помогают детям выделять главное, определить последовательность своих действий, найти взаимосвязь между ними.
Операционные схемы — совокупность специальных приёмов и способов, облегчающих запоминание нужной информации путём образования ассоциаций (связей). Как любая работа, операционные схемы строятся от простого к сложному.
Учитывая, что ребёнок в жизни достаточно рано встречается с символами, моделями, схемами : вывески в магазине, транспорте, дорожные знаки, сигналы светофора и т. д., он быстро и легко запоминает эти символы, понимает их значение. Применение графической аналогии позволяет научить детей видеть главное, систематизировать полученные знания.
К. Д. Ушинский говорил: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету».
Понятие и сущность трудового воспитания детей старшего дошкольного возраста
Согласно базовым принципам теории дошкольного воспитания, работа играет важную роль в развитии личности ребенка. Она позволяет ему проявить активность и независимость, раскрыть свой потенциал и собственную индивидуальность. Труд способствует глубокому усвоению знаний, развитию познавательной деятельности, контролю над собой, воспитанию дисциплины и ответственности. Поэтому, важно, как дети усваивают навыки и умения трудовой деятельности, насколько они ценят труд. Это во многом определяет будущее общества.
Трудовое воспитание - процесс, направленный на формирование у детей практических знаний и навыков, необходимых в процессе решения тех или иных задач; приобщение к труду взрослых посредством вовлечения в трудовую деятельность; осознание его ценности и общественной необходимости.
Е. В. Везетиу, в свою очередь отмечает, что трудовое воспитание подразумевает, во-первых, вовлечение детей в активную трудовую деятельность, во-вторых, воспитание позитивного отношения к труду и, в-третьих, овладение умениями и навыками, необходимыми для жизни в социуме.
В психолого-педагогических исследованиях в понимании сущности трудового воспитания принято выделять три взаимосвязанных компонента:
1) когнитивный компонент представляет собой совокупность знаний и представлений о труде взрослых, процессе, орудиях и результате труда;
2) аффективный компонент включает в себя положительное отношение детей к процессу и результату трудовой деятельности (целеустремленность, ответственность, инициативность, удовлетворенность результатом, др.);
3) поведенческий компонент понимается как совокупность практических умений и навыков ребенка, характеризующих его готовность к труду.
Отметим, что готовность к труду предполагает овладение практическими умениями и навыками в разных видах труда, понимание его целей и задач, развитие самомотивации к деятельности. В процессе обучения дошкольника трудовой деятельности педагог прививает уважение к труду других людей - взрослых и сверстников, ценностное отношение к результатам труда, стремление к оказанию посильной помощи. Эти задачи реализуются в соответствии с возрастными возможностями детей и индивидуальными запросами, способностями и интересами.
Проектирование и реализация трудовой деятельности оказывают влияние на все стороны развития личности:
физическое развитие - развитие зрительной и двигательной координации, мелкой моторики, ловкости, силы, выносливости и пр. ;
речевое развитие - расширение пассивного и активного словаря, развитие связной речи, планирующей функции речи и др. ;
социально-коммуникативное развитие - развитие коммуникативных способностей, воспитание уважения к труду, взаимопомощи, поддержки, ответственности, трудолюбия и т. д. ;
познавательное развитие - развитие восприятия, мышления, воображения, любознательности, познавательного интереса, сенсорных способностей, формирование представлений, умения предвидеть результаты труда, др. ;
художественно-эстетическое развитие - развитие способности видеть красоту в созидаемом, эмоциональной отзывчивости, овладение навыками художественно-творческого труда и конструирования.
Одним словом, труд способствует гармоничному развитию личности.
Трудовая деятельность в дошкольном возрасте чаще всего организуется в групповой форме. Такая форма организации детей позитивно влияет на формирование навыков взаимодействия и взаимопомощи, умение согласовывать индивидуальные и общие цели. Коллективный труд может быть организован как работа в парах, работа в подгруппах (от 3 до 8 человек, работа всей группой. Приоритетной задачей трудовой деятельности всегда были и будут задачи социально-нравственного воспитания : обучение партнерству, воспитание навыков коллективной деятельности. Вопросу о положительных отношениях между детьми в коллективной трудовой деятельности отводится важное место.
А. С. Макаренко акцентировал внимание на том, что «каждая радость, даже самая маленькая, делает коллектив сильнее, дружелюбнее и более счастливым». Следовательно, по мнению А. С. Макаренко, одной из целей образовательной деятельности является помощь детям освоить элементы коллективного труда, приобрести соответствующие навыки и стать полноправными членами общества.
Труд оказывает стимулирующее духовное и физическое развитие на личность растущего человека, способствуя позитивной социализации. Следует добавить, что при взаимодействии дети учатся ставить цель, справедливо распределять объем работы. Положительное взаимодействие между детьми, развитие доброжелательных связей, умение действовать совместно как со взрослым, так и со сверстником развивается через содружество, сотворчество, сопереживание.
Труд как деятельность формируется постепенно, начинается его формирование в русле игры. Игра для детей дошкольного возраста является ведущей деятельностью, определяющей вектор его психического развития. Отличительная особенность игры состоит в том, что она носит моделирующий характер по отношению к деятельности взрослых и тем самым реализует желание ребенка «быть как взрослый» .
Трудовая деятельность имеет зачатки в игровой деятельности, что проявляется в отдельных трудовых (профессиональных) действиях, реализуемых в игре. Однако, необходимо постепенно разделять труд и игру, так как первое становится самостоятельной деятельностью, имеющей свои цели и задачи. Чтобы достичь определенной цели, ребенку необходимо определить свойства и качества материала, функциональное назначение и способ действия с конкретными инструментами, следовательно, происходит обогащение имеющихся представлений, социального опыта, развитие мыслительной деятельности, речи и саморегуляции. Кроме того, необходимо отметить, что приобщение к труду, знакомство с трудом взрослых решает еще одну важную задачу - способствует ранней профессиональной ориентации детей, осознанному подходу к выбору профессии в будущем.
При формировании трудовых навыков дошкольник начинает осознавать цели труда. Развитие целенаправленной деятельности связано с особенностями ее мотивации. К труду дошкольника могут побуждать разные виды мотивов: одобрение взрослых, стремление самоутвердиться, познавательный мотив, но самым высоким уровнем является общественный мотив - стремление сделать что-то полезное для другого человека, оказать помощь. Так, в процессе организации трудовой деятельности педагогу необходимо доступно объяснить детям задание, сделать акцент на важности доброжелательного отношения друг к другу, оказании взаимопомощи и поддержки.
Говоря о педагогических особенностях трудового воспитания детей дошкольного возраста, стоит обратить внимание на совместную трудовую деятельность взрослого с детьми. Взрослый - пример для подражания, авторитетный партнер и умелый соратник. Правильное выполнение задания, доступное объяснение в процессе воспитания, ценностное отношение к труду самого педагога - эффективные средства формирования опыта трудовой деятельности, воспитания трудолюбия и ответственности.
В целях создания комфортных условий целесообразно организовать атмосферу доверия, сопереживания и творческого взаимодействия между взрослыми и детьми в мероприятиях, в которых интегрированы игра и труд; поощрять детей к развитию творчества, поиску материалов, необходимых для реализации замысла (экспериментирование, техническое конструирование, ручной труд).
Организуя детский труд, взрослым необходимо помнить, что 1) данный вид деятельности должен быть целесообразным, необходимым, понятным, интересным и выполняться с удовольствием и 2) в процессе труда необходимо активизировать не только физические, но и умственные усилия.
Необходимо сосредоточиться на важности сотрудничества дошкольных учреждений с семьями детей в осуществлении целей трудового воспитания. Многие современные семьи не придают должного значения труду как способу формирования личности. Разговоры, родительские собрания, визуальная информация, вовлечение родителей в образовательную деятельность и другие формы совместной работы помогут изменить отношение ко всем участникам образовательного процесса. Включение детей в реальные трудовые отношения в семейной обстановке должно стать нормой повседневной жизни, поэтому родители должны расширить спектр домашних заданий для детей по уборке и самообслуживанию (стирка одежды и обуви, незначительный ремонт книг, уборка пыли, помощь в столовой сервировке, уход за комнатными растениями и прочее). На домашние задания нужно добавить обучение детей простым навыкам приготовления пищи (нарезка вареных овощей, приготовление бутербродов, чтение схем для приготовления пищи и т. д.).
Психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста
Трудовое воспитание - процесс, направленный на формирование у детей практических знаний и навыков, необходимых в процессе решения тех или иных задач; приобщение к труду взрослых посредством вовлечения в трудовую деятельность; осознание его ценности и общественной необходимости
•Труд удовлетворяет потребность ребенка в самоутверждении, в познании своих возможностей, позволяет ощутить себя «взрослым». В процессе трудовой деятельности у детей формируется потребность быть аккуратным, содержать одежду в чистоте, поддерживать порядок в игровом уголке и групповой комнате, ухаживать за растениями, делать поделки для игры, помогать взрослым, эстетически привлекательно организовать свой быт (красиво расставить столовые приборы, игрушки, аккуратно застелить кровати) и другое.
•Трудовая деятельность связана с другими видами детской деятельности (познавательной, предметной деятельностью, общением). Постепенно трудовая деятельность обособляется от игры и становится самостоятельной к концу дошкольного детства. Чтобы достичь определенной цели, ребенку необходимо определить свойства и качества материала, функциональное назначение и способ действия с конкретными инструментами, следовательно, происходит обогащение имеющихся представлений, социального опыта, развитие мыслительной деятельности, речи и саморегуляции. Кроме того, необходимо отметить, что приобщение к труду, знакомство с трудом взрослых решает еще одну важную задачу - способствует ранней профессиональной ориентации детей, осознанному подходу к выбору профессии в будущем.
•Включение ребенка в трудовую деятельность представляет собой сложный процесс, требующий особой роли взрослого: взаимодействие педагога с детьми в трудовой деятельности, наблюдение за трудовой деятельностью детей, изучение детских возможностей и перспектив развития детской трудовой деятельности. Особое значение имеет игровая мотивация. в исследованиях, в которых детям предлагается рассматривать картинки, описывать их содержание, слушать рассказтолько в старшем дошкольном возрасте к игровому мотиву добавляется осознанное желание получить одобрение, положительную оценку своих действий взрослыми, стремление помочь другим людям, доставить радость родным.