Николаева Людмила
Выбор ребенка в кризисный период трех лет
▼ Скачать + Заказать документы
Выбор ребенка в кризисный период трех лет
В период трех лет проявления позиций «Я сам», первый опыт самостоятельного выбора. Каждый возрастной кризис детства, включая кризис подросткового и юношеского возраста – это жизненный этап, необходимый для становления личности, это период эмансипации, освобождения от опеки взрослых. Кризис трех лет - особый возрастной период, который по сложности протекания принято сравнивать с подростковым кризисом.
Семизвездие симптомов кризиса трех лет :
Публикация «Выбор ребенка в кризисный период трех лет» размещена в разделах
- негативизм (стремление сделать наоборот);
- упрямство (настоять на своем);
- строптивость (направлена против устоявшихся норм воспитания);
- своеволие (выражается в стремлении ребенка делать все самому);
- протест-бунт (выражение протеста вплоть до истерики);
- обесценивание требований взрослых;
- деспотизм (ребенок пытается заставить родителей делать то, что он хочет).
Центральное новообразование «Я сам» свидетельствует о том, что кризис трех лет-это первый кризис, когда ребенок противопоставляет свое Я окружающему миру и начинает чувствовать себя отдельной, независимой личностью.
Возрастной кризис трех лет-это этап «предформирования» готовности к осознанному выбору. Выбор-это осознанное принятие решения и ответственность за это решение. Выбор в кризисе трех лет-решение противоречия между «хочу» и «могу», первый опыт самостоятельного выбора, когда впервые рождается новообразование – восприятие альтернативы, которое напрямую влияет на выбор в последующие возрастные периоды.
Для формирования потребностей ребенка в самостоятельном выборе родителям необходимо знать сущностные признаки возрастного кризиса, таких как:
- принимать негативную симптоматику как данность возрастного кризиса;
- оказывать развивающую помощь, когда дети учатся сопоставлять свои желания и осуществлять собственный выбор.
Когда родители создают ситуации выбора, ребенок учится совершать реальный выбор, где учитывается его точка зрения. Оценка взрослых является для него важнейшим средством ориентации в социальном окружении, во взаимоотношениях со взрослыми. Конечно, во многом выбор ребенка предопределен родителями: их оценочные суждения напрямую влияют на его выбор, так как дети подражают родителям. В то же время в кризисе трех лет дети перестают нуждаться в постоянной опеке со стороны взрослых и стремятся сделать выбор сами.
Именно в кризисный период ребенок утверждает свое Я, свою волю, желание осуществить выбор. Родитель, понимая и принимая состояние, может помочь воспитанию самостоятельности как свойство деятельности и как развивающиеся черты личности дошкольника.
Если родители создают мнимого выбора, где мнение ребенка ничего не значит, они демонстрируют манипулятивную технику, которую ребенок способен осознавать в 6-7 лет. Для успешного выбора ребенка в кризисе трез лет необходимо принятие негативной симптоматики как данности возрастного кризиса, а следовательно, принятие неблагоприятного состояния.
Для успешного выбора в кризисе трех лет родителям необходимо называть ребенку развивающую помощь :
- помощь с разрешения ребенка : «Тебе помочь?»;
- косвенная помощь: «В этой ситуации можно было бы…»;
- совет-инструкция: «Подумаем: с чего лучше начать?».
Чтобы ребенок научился самостоятельно выбирать, он должен приобрести положительный опыт сопоставления выбора и понятия решения. Важно позволить малышу сделать все самому, даже если это ему пока не по силам.
Кризис трех лет-это этап «предформирования», если это опыт позитивный, у малыша развиваются такие качества, как самостоятельность, инициативность, уверенность в себе.
Основная мысль: Выбор ребенка-важный и сложный период личности.
Тезисы:
1. В общем виде выбор ребенка-это система психических механизмов, которые определяют самостоятельность и инициативу каждого ребенка.
2. Известно, что кризис трех лет-это главный и важный этап в жизни каждого ребенка в определений самостоятельности и выбора.
3. Следует отметить, что истинную социальную ценность самостоятельность ребенок обретает, когда она сопряжена с нравственными проявлениями, как гуманизм и взаимопомощь.