Марина Журавлева
Кризис трех лет. Полезная революция
▼ Скачать + Заказать документы
Кризис трех лет.
Был ребенок как ребенок, а превратился в неуправляемого, капризного «нехочуху». Произошло это не разу, а постепенно. Поначалу это были робкие проявления, и вот после того как вашему малышу исполнилось три года, все и началось.
Непослушный, капризничает, от всего отказывается, не подчиняется, ничего не хочет делать, требует, а не просит, кричит и топает ногами, швыряет игрушки и посуду, хочет делать сам даже то. что еще не получается или не по силам, отказывается от любимых игрушек, занятий или еды- эти или другие симптомы и являются признаком того, что ваш малыш вступил в период кризиса трех лет.
Публикация «Кризис трех лет, Полезная революция» размещена в разделах
ВАШ МАЛЫШ ВСТУПИЛ В ЭПОХУ
«Я САМ!»
Этот кризис еще называется «Я сам!», что в полной мере определяет его содержание. Бывает ли так, что ребенок проходит этот возрастной этап, минуя кризис? Скорее сказать, что у кого-то из малышей кризис протекает более гладко, а у кого-то более остро. И то, насколько легко вы с ребенком преодолеете непростой период, во многом зависит именно от родительского поведения.
Итак, ребенок начинает капризничать и упрямится. Какую реакцию вызывает такое поведение у мам и пап? Чаще всего раздражение, стремление подчинить себе ребенка, настоять на своем мнении, заставить сделать то, что требуется. Какие методы используют родители чаще всего? Давление, жесткие требования, крик или физические наказания. А как правильно вести себя с ребенком? Нужно ли боятся возрастного кризиса? Как поступать если вы видите, что ваш малыш и сам не рад тому, что ведет себя плохо? Психологи говорят о том,что именно в возрасте трех лет малыш переходит из раннего детства в дошкольное. Что это означает? Что та система взаимоотношений, которая сложилась за три года жизни ребенка, уже не устраивает его, ведь возможности малыша изменились и теперь он меньше нуждается в нашей чрезмерной опеке и контроле. Он хочет действовать сам, даже в тех случаях, когда его возможности ограничены (например силой или ростом). А поскольку малыш становится более активным и проявляет больше самостоятельности, то и взрослые понимая это, должны пересмотреть свое отношение к ребенку и те подходы, которые они применяли раньше.
Теперь представьте себе, что будет происходить с ребенком, если его стремления к самостоятельности будут постоянно пресекаться взрослыми, да еще в жесткой и грубой форме? Вот именно тогда и происходит резкое обострение взаимоотношений «ребенок-взрослый»,потому что детская активность не будет находить себе выхода. В таком случае мама и папа столкнутся с такими трудными проявлениями детского характера:
СДЕЛАЮ ВСЕ ПО СВОЕМУ. МАЛЕНЬКИЙ УПРЯМЕЦ.
- Он стал таким упрямым!-жалуются родители и пожимают плечами, искренне недоумевая, отчего это вдруг их покладистый малыш вдруг стал таким несговорчивым. А причина есть. Это желание поступать по-своему,попробовать принимать самостоятельные решения увидеть последствия своих действий. Что же плохого в таком поведении? Воде бы ничего. Но родители пугаются и выставляют еще больше запретов.
Я ЖЕ ЛУЧШЕ. МАЛЕНЬКИЙ РЕВНИВЕЦ.
Малыш начинает проявляет ревность по отношению к другим детям в семье, требовать к себе повышенного внимания. Ревность так же может появляться и по отношению к одному или сразу к обоим родителям. Ребенок вдруг начинает агрессивно вести себя по отношению к братикам и сестричкам, отталкивать их от родителей, кричать, портить их вещи. А причина все та же. Малыш своим поведением дает нам понять, что нуждается в уважении и соблюдении его прав и хочет получать еще больше любви взрослых.
Я ЗДЕСЬ ГЛАВНЫЙ. МАЛЕНИКИЙ ДЕСПОТ.
Такое поведение больше всего характерно для единственных детей в семье, когда родители всеми способами потакают их капризам и не выставляют адекватные границы и запреты. «Принеси!», «Дай!», «Хочу!»-только и слышно от таких карапузов. А мама и папа готовы даже луну с неба достать, лишь бы угодить ребенку.
Я ПРОТЕСТУЮ. МАЛЕНЬКИЙ РЕВОЛЮЦИОНЕР.
Иногда родители жалуются, что трехлетние дети ведут себя совсем как взрослые люди. Например, отказываются разговаривать, идти на прогулку, одеваться или кушать. И это может продолжаться не один час, а целый день и даже намного больше. Именно так выглядит проявление протеста как крайней степени несогласия с действиями взрослого. Если в «репертуаре» малыша проявляется такое поведение. Это значит, что маме и папе срочно нужно принимать меры и понят, как лучше учесть интересы своего подросшего ребенка.
Я ПРОТИВ. МАЛЕНЬКИЙ СТРОПТИВЕЦ.
Сопротивление ребенка в этом случае не направленно только на маму или бабушку. Ребенок проявляет протест против всей системы взаимоотношений, требуя ее изменить. Само собой, он не говорит взрослым: «А ну-ка, измените ко мне отношение, да поскорее!». В реальной жизни это выглядит скорее как очередной каприз или отказ что-либо делать.
Я НИЧЕГО НЕ ЛЮБЛЮ. МАЛЕНЬКИЙ ЭГОИСТ.
Бывшие любимые игрушки пылятся на полке, а самая любимая еда не приносит удовольствия, и малыш отказывается от нее. Карапуз любил, чтобы ему читали книжки? А теперь он отталкивает маму и просит, чтобы ему включили телевизор. Обесценивание ого, что раньше было самым любимым и желанным,-еще одно проявление пресловутого кризиса.
Я ВАМИ УПРАВЛЯЮ. МАЛЕНЬКИЙ МАНИПУЛЯТОР.
«Он из меня веревки вьет»-такое образное выражение нередко можно услышать из услышать из маминых и папиных уст. И это будет чистой правдой. Ведь ребенок уже прекрасно понимает, каким своим поведением он может добиться желаемого результата. Например, благодаря крику или плачу дети нередко получают не только материальные подарки в виде сладостей и игрушек, но и желанное родительское внимание.
Правильные стратегии поведения родителей в период возрастного кризиса.
Что же делать взрослым? Нельзя кричать, проявлять упрямство, жестко настаивать на своем, пытаться любыми средствами «переломить» ребенка. Нельзя бить ребенка. А что делать? Примерно вот это:
С мнением ребенка нужно считаться. Это значит, что в момент принятия какого-то решения, которое имеет отношение к вашей семье, вы уже можете спросить у малыша: «А как считаешь ты?».
Давайте ребенку возможность выбора. Если он чего-то требует, не нужно запрещать. Наоборот, попробуйте предложить альтернативу, а то и несколько вариантов.
Говорите с ребенком о том, что он чувствует и переживает. Делитесь своими собственными чувствами.
Устанавливайте четкие рамки поведения и запреты. Нельзя расшатывать систему «можно-нельзя», потому что очень скоро малыш перестанет понимать, по каким правилам ему нужно жить.
Очень важно знать и понимать, что происходит с ребенком в момент кризиса. Ведь эти знания помогут нам легче преодолеть непростой период в развитии малыша и строить с ним гармоничные отношения в будущем.