Ойбарчин Махмудова
Выбор материала для обучения лепке детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
По толковому словарю русского языка С. И. Ожегова лепка — вид пластики — создание скульптурных произведений из пластических материалов. В современной литературе по художественному творчеству лепка определяется как придание формы пластическому материалу (пластилину, глине, пластике и др.) с помощью рук и вспомогательных инструментов — стеков и т. п. Лепка в силу своей специфики является эффективным средством познания объемно-пространственных форм действительности — важного фактора в общем развитии ребенка. В педагогическом отношении роль лепки также важна, как и других общеобразовательных предметов.
Публикация «Выбор материала для обучения лепке детей дошкольного возраста» размещена в разделах
В раннем возрасте она нередко представляет собой более активное развивающее начало, чем рисунок. Трехмерное изображение объемных предметов помогает дошкольникам познать объекты в реальной полноте их формы.
Поскольку сенсорные органы на кончиках пальцев связаны с центром, который влияет на формирование речи мозга, скульптурные упражнения предназначены для улучшения художественного вместе с формированием знаний и практических навыков в эстетическом наполнении у них хорошее речевое развитие, мышление, элегантная дифференциация увеличить возможности координации.
Скульптурные упражнения, проводимые в учебных заведениях, имеют большое значение в формировании личности ребенка (как здорового, так и с ограниченными возможностями здоровья, потому что наши самые активные участники в скульптурных упражнениях – наши руки и глаза (наблюдатель, контролирующий процесс).
Разнообразные двигательные действия человек осваивает в течение всей жизни. В физическом воспитании этот процесс достигается рациональным построением обучения соответственно закономерностям формирования знаний, двигательных умений и навыков. Осуществляется последовательный переход от знаний и представлений о двигательном действии к умению его выполнять, а затем от умения к навыку. Для человека, имеющего ограниченные возможности навык не всегда может быть реально осуществимой задачей. Результатом многолетнего адаптивного физического воспитания должен быть разнообразный фонд двигательных умений и знаний, которые обеспечат данную категорию людей двигательным опытом.
Интеллектуализация физического образован6ия ярче всего проявляется в межпредметных связях, когда двигательные действия, организованные в форме игровых композиций, состоящих из ролевых подвижных игр, выполняемых под стихи, загадки, работа с различными пластичными материалами облегчают освоение элементарных представлений о математике, физике, и др. науках.
Значение лепки для развития ребенка огромно. Это — искусство детей — очень живое, непосредственное, с реалистическим или экспрессивным отношением к действительности.
Занятия по лепке имеет особое значение в формировании личности ребенка, развивает сознательные навыки, активизирует самые активные части тела- руки (исполнители, глаза (контролёры деятельности).). Считается, что ведущим в познании предметов реального мира является зрение, но на первых этапах становления образа у детей опорой для зрения является осязание предмета.
Лепка - самый осязаемый вид художественного творчества. Ребёнок не только видит то, что создал, но и трогает, берёт в руки и по мере необходимости изменяет. Основным инструментом в лепке является рука (вернее, обе руки, следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками, а не кисточкой, карандашом или ножницами, синхронизирует работу обеих рук. С этой точки зрения технику лепки можно оценить как самую безыскусственную и наиболее доступную для самостоятельного освоения. Из одного комка пластилина можно создавать бесконечное множество образов, каждый раз находить новые варианты и способы, даже без участия педагогов и родителей. В скульптурных упражнениях происходит многократное повторение действия, которые приводят к автоматизированному его выполнению - умение переходит в навык Это достигается постоянным уточнением и коррекцией движения. В результате появляется слитность, устойчивость движения, а главное — автоматизированный характер управления движением. Адаптивная двигательная рекреация – ориентирована на удовлетворение потребностей человека с ограниченными возможностями в здоровье в получении удовольствия от двигательной активности, отдыха и т. п, что и определяет её отличительные черты.
А если материал разнообразен, и рядом есть умелый и в то же время деликатный взрослый, который вовремя поможет и поддержит, лепка становится любимым занятием на долгие годы.
Современная промышленность предоставляет возможности выбора средств и пластических материалов для работы по лепке.
Для организации занятий по лепке существует множество способов, и каждый педагог выбирает свой, в зависимости от имеющихся у него знаний, умений и времени.
Разберем некоторые из них, которые уже успешно применяются воспитателями.
Пластилин – это материал для лепки различных изделий. Название произошло от итальянского plastilina, которое, в свою очередь, от древнегреческого слова plastos - «лепной». Пластилин может отличаться по цвету, предназначению, эластичным свойствам. В основном пластилин используется для детского творчества. Он развивает творческие навыки и моторику пальцев. Из пластилина можно лепить фигурки, делать объемные картины, рисовать. Хорошим считается пластилин, который легко режется пластмассовым ножичком, быстро согревается в руках и становится мягким, держит форму, хорошо липнет к самому себе, но не к рукам, не трескается и не крошится, не пачкает руки и легко смывается теплой водой.
Восковой пластилин – это уникальный материал для детского творчества. Представляет собой разновидность классического пластилина с усовершенствованным составом. Кроме того, занятия лепкой не травмируют психику ребенка. Даже если что-то не получается, пластилин можно одним движением руки смять и начать все заново – не нужно ничего рвать, ломать, выбрасывать.
Недостатки пластилина и воскового пластилина:
-как и обычный пластилин восковой пластилин липнет к столу и полу.
Работа с глиной должна быть основным материалом для обучения детей лепке в детском саду, прежде всего потому, что она пластична, однотонна, красива как материал и дает ребенку возможность понять целостность формы предметов. Большой ком глины позволяет работать над крупными массами и композициями из нескольких фигур, что в пластилине почти невозможно. Глина имеет еще одно преимущество перед пластилином: глиняные изделия можно подвергать дальнейшей обработке в муфельной печи или после хорошего просушивания окрашивать гуашью с добавлением яичного желтка или темперой.
Недостатки глины:
-изделия из глины хрупки.
Cледующий вид и средство лепки -это соленное тесто. Лепка из соленого теста — вовсе не новый вид творчества. Увлекательное занятие, которое не требует ни больших денежных затрат, ни каких-либо выдающихся умений. Процесс лепки будет одинаково интересен и детям, и взрослым. Из невероятно мягкого, податливого и абсолютно безопасного материала получаются прелестные фигурки.
Недостатки соленного теста:
-срок хранения теста короче (хотя уложенное в пластиковый пакет, в холодильнике оно хранится довольно долго).
тесто — материал одноразового использования;
поделки хрупкие — часто бьются и ломаются;
фигурки могут деформироваться при высыхании, особенно если тесто недостаточно крутое;
—при полном высыхании изделие трескается и рассыпается.
Работа с холодным фарфором. Холодный фарфор – это доступный, дешевый и самый податливый материал для лепки на сегодняшний день. Работа с холодным фарфором абсолютно безопасна и не требует каких-то особенных навыков и познаний, заниматься таким творчеством может даже маленький ребенок. Приготовить материал можно в домашних условиях, то есть не нужно бегать по магазинам и искать что-то особенное для воплощения своей мечты, радости прикоснуться к искусству, чтобы создать уникальное украшение или предмет интерьера своими руками. По своему внешнему виду холодный фарфор напоминает глину или пластилин, но после высыхания он становится очень твердым.
Только педагог — мастер своей профессии может правильно использовать различные виды пластических материалов как мощное средство индивидуального воздействия на интеллектуальное, эмоциональное и нравственное развитие каждого малыша.
Педагог — всегда исследователь. Он умело переключает внимание с поведения ребенка, его действий, эмоциональных проявлений, речи, на полученные результаты в ходе деятельности, побуждая его к самостоятельному поиску путей и достижению поставленных целей. К тому многие способы лепки детям уже знакомы. Они умеют создавать основные формы, видоизменять их, а следовательно, воспитателю нет надобности прибегать к показу изображения на каждом занятии. Все чаще полагаться на самостоятельность детей в решении тех или иных вопросов.
Каждый педагог-воспитатель решает сам, какой способ выбрать. При этом важно учесть опыт коллег и постараться максимально эффективно интегрировать различные средства при работе с различным материалом. Кроме того, важным фактором является соблюдение санитарно-гигиенических норм при работе.
Из всего вышесказанного можно сделать выводы что, работая с различными пластичными материалом наибольший эффект от адаптивной двигательной рекреации, основная идея которой заключается в обеспечении психологического комфорта и заинтересованности занимающихся за счет полной свободы выбора средств, методов и форм занятий.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Бувалец Л. Н. Выбор материала при планировании занятий по обучению детей лепке // Молодой ученый. — 2016. — №3. — С. 798-802.
2. Евсеев С. П., Шапкова. Л. В. Адаптивная физическая культура: Учебн. пособие. — М. : Советский спорт, 2000. — 240 с
3. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю Толковый словарь русского языка / М., «Азъ» 1995. — 920с.
4. Лыкова И. А. Лепим, фантазируем, играем/ М., 2004
5. Махмудова. О. А., Махмудова С. А. "Мактабгача таълим тизимида пластик материаллар билан ишлаш технологиялари" педагоглар учун ўув ўлланма/ Т., 2019.-123с.