Людмила Ивина
Методическая разработка «Зрительная гимнастика. Всю неделю по порядку глазки делают зарядку»
▼ Скачать + Заказать документы
Всю неделю по порядку глазки делают зарядку
Зрение – самый мощный источник наших знаний о внешнем мире, одно из наиболее сложных, удивительных и прекрасных свойств живой материи. Глаза заслуживают исключительного внимания и бережного отношения с самого детства. Состояние зрения – одна из характеристик здоровья дошкольника. Высокие зрительные нагрузки, зачастую считающиеся нормой, провоцируют у детей немало проблем со зрением, что значительно снижает качество восприятия ими окружающего мира. Печальная статистика свидетельствует о том, что из года в год растет число малышей с различной патологией зрения. Сохранить зрение, научить ребёнка рационально им пользоваться – важнейшая задача, которая решается в учреждениях для детей с нарушениями зрения.
Публикация «Методическая разработка „Зрительная гимнастика, Всю неделю по порядку глазки делают зарядку“» размещена в разделах
- Гимнастика для глаз. Зрительная гимнастика
- Планирование по лексическим темам. Тематические недели
- Работа инструкторов по физической культуре
- Темочки
В 1997 году в Первомайском районе на базе детского сада № 447 были открыты 4 группы для детей с амблиопией и косоглазием. Со дня их открытия я работаю учителем – дефектологом (тифлопедагогом). Непременным условием успешной реализации задач коррекционно – развивающей и лечебно – восстановительной работы, которую я организую, является соблюдение ряда офтальмологических требований: достаточная освещённость рабочего места, чёткость и яркость предъявляемых объектов, зрительная нагрузка в соответствии с состоянием зрения ребёнка. Одно из таких требований и обязательная часть каждого коррекционно – развивающего занятия – гимнастика для глаз. Это особенно актуально потому, что
у детей с нарушениями зрения в процессе деятельности, связанной со зрительной нагрузкой, общее утомление наступает раньше, чем у нормально видящих сверстников. В результате восприятие становится неполным, работоспособность снижается. Для оптимизации коррекционно-развивающей деятельности с детьми, имеющими нарушения зрения, необходимо организовывать отдых для глаз посредством зрительной гимнастики. Зрительная гимнастика позволяет укреплять мышцы век, улучшает кровоснабжение в глазничной области и циркуляцию внутриглазной жидкости, снимает в целом утомление зрительного анализатора.
Упражнения в виде разнообразных движений глазами входили ещё в древние гимнастические системы. Уже тогда было замечено, что даже элементарные движения глазами вправо-влево, вверх-вниз, по диагонали, по кругу приносят пользу. После их выполнения люди чувствуют себя значительно бодрее.
Учитывая важность упражнений для глаз, включаю их в структуру каждого коррекционного занятия. Зрительную гимнастику сочетаю с движениями, что способствует преодолению моторной скованности, характерной для детей с патологией зрения. В ходе деятельности, предполагающей большую зрительную нагрузку, например, при мозаичном конструировании, раскрашивании сюжетных картинок, рисовании через кальку, выкалывании по контуру, вышивании, упражнения для глаз провожу неоднократно.
При проведении зрительной гимнастики соблюдаю основные принципы:
• индивидуальный подход в зависимости от возраста, зрительных нарушений, состояния здоровья;
• регулярность проведения;
• постепенное увеличение сложности упражнений;
• сочетание с двигательной активностью.
Мною систематизированы комплексы зрительных гимнастик по тематическому принципу. Предпочтение отдаю упражнениям, сопровождающимся стихотворными текстами. Это вызывает у детей неизменный интерес и позволяет закреплять их знания об окружающем мире. Например, педагоги знают, как трудно бывает старшим дошкольникам запомнить последовательность дней недели. Использование специального комплекса зрительной гимнастики в каждый из дней помогает им в этом нелёгком деле.
В понедельник, как проснутся,
Глазки солнцу улыбнутся,
Вниз посмотрят на траву
И обратно в высоту.
(Посмотреть вверх, вниз; голова остаётся неподвижной. Упражнение снимает глазное напряжение)
Во вторник часики – глаза
Отводят взгляд туда – сюда,
Ходят влево, ходят вправо,
Не устанут никогда.
(Посмотреть вправо, влево; голова остаётся неподвижной. Упражнение снимает глазное напряжение)
В среду в жмурки мы играем,
Плотно глазки закрываем.
Раз, два, три, четыре, пять-
Время глазки открывать.
Жмуримся и открываем –
Так игру мы продолжаем.
(Плотно закрыть глаза, досчитать до пяти и широко открыть глаза. Упражнение снимает глазное напряжение)
А в четверг мы смотрим вдаль,
На это времени не жаль.
Что вблизи, а что вдали –
Глазки рассмотреть должны.
(Смотреть прямо перед собой, поставить палец на расстоянии 25-30 см от глаз; перевести взор на кончик пальца и смотреть на него, а затем опустить руку. Упражнение укрепляет мышцы глаз и совершенствует их координацию)
В пятницу мы не зевали,
Глаза по кругу побежали.
Остановка! Им опять
В другую сторону бежать.
(Смотреть вверх, вправо, вниз, влево, вверх и в обратном порядке - влево, вниз, вправо, вверх. Упражнение совершенствует сложные движения глаз)
Хоть в субботу выходной,
Мы не ленимся с тобой.
Ищем взглядом уголки,
Чтобы бегали зрачки.
(Посмотреть в верхний правый, затем в нижний левый угол окна; перевести взгляд в верхний левый и в нижний правый угол окна. Упражнение совершенствует сложные движения глаз)
В воскресенье будем спать,
А потом пойдём гулять,
Свежим воздухом дышать.
Без гимнастики, друзья,
Нашим глазкам жить нельзя!
(Закрыть глаза, массировать веки круговыми движениями пальцев: верхнее – от носа к наружному краю глаз; нижнее – от наружного края к носу, затем наоборот. Упражнение расслабляет мышцы глаз и улучшает кровообращение)
На собственном опыте убедилась в высокой результативности зрительной гимнастики для коррекции патологии зрения и профилактики его нарушений. При этом её эффективность напрямую зависит от соблюдения вышеназванных принципов всеми педагогами, работающими с детьми, и родителями воспитанников. Практикую консультирование воспитателей группы и родителей с целью повышения их компетентности в вопросах использования зрительной гимнастики в различных видах детской деятельности. Рекомендую им различные комплексы зрительной гимнастики.
Таким образом, мы идём к общей цели – к восстановлению и улучшению не только зрительных функций, но и к сохранению психического здоровья детей, к формированию навыков их самокоррекции.
Декабрь, 2016 год
Людмила Алексеевна Ивина,
учитель-дефектолог (тифлопедагог)
МКДОУ города Новосибирска «Детский сад №447
комбинированного вида «Семицветик»