Людмила Тарасова
«Скоро в школу». Встреча в родительском клубе «Успешность»
▼ Скачать + Заказать документы
Добрый вечер, уважаемые родители.
СЛАЙД 1.
СТАРШИЙ ВОСПИТАТЕЛЬ.
МЫ искренне рады видеть вас. Сегодня наша встреча обусловлена событием, которое скоро произойдёт в вашей семье,- поступление ребёнка в школу
Вот и наступил - последний год перед поступлением вашего ребенка в школу. В любой семье этот год заполнен не только приятными волнениями и ожиданиями, но массой непривычных проблем и тревог. Безусловно, вы полны желания, чтобы ваш малыш не только хорошо учился, но и оставался здоровым, успешным человеком, поэтому уже сейчас перед Вами встают вопросы:
Публикация «„Скоро в школу“, Встреча в родительском клубе „Успешность“» размещена в разделах
• Как подготовить ребенка к школе?
• Когда начать подготовку?
• На что нужно обратить внимание, чтобы переход из ДОУ в школу был менее болезненным?
Почему же эти вопросы возникает именно сейчас? Потому, что истоки возможных школьных сложностей и неприятностей нередко скрываются в дошкольном детстве. До 6-7 - летнего возраста ребенка родители не так часто обращают внимание на развитие малыша («да успеет еще научиться, для этого школа есть!», на особенности его общения с окружающими взрослыми и сверстниками («со временем пройдет.», наконец, на наличие или отсутствие желания учиться («втянется, повзрослеет, глядишь, поймет, что это - его обязанность.»). А в школе «вдруг» у вполне нормального, с точки зрения родителя, ребенка начинают возникать и расти трудности, иногда приобретая хронический характер. Вот здесь-то и выясняется, что необходимые для школьного обучения особенности познавательной, личностной и социальной сферы ребенка не были вовремя сформированы. А время ушло. Но к нам с Вами, это, конечно же, не относится, ведь мы имеем в запасе почти год на продуктивную, осмысленную подготовку повзрослевшего малыша к долгой, трудной, но, несомненно, интересной и познавательной дороге по имени «Школа».
СЛАЙД 2
По мнению Леонида Абрамовича Венгера, «Быть готовым к школе - не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе - значит быть готовым всему этому научиться».
Предлагаю определить степень вашего беспокойства по поводу приближающегося школьного обучения ребёнка :
испытываете сильное беспокойство,- поднимите две руки;
слегка волнуетесь,- одну руку;
если испытываете чувство радости, уверенности за своего ребёнка,- сложите руки перед собой, как ученики.
Мы видим, что большинство из вас испытывают чувство тревоги. Умеренное волнение. когда ваш ребёнок идёт в 1 класс, испытывает каждый родитель, и это полезно, оно стимулирует ответственность.
О трудностях, которые возникают у детей при поступлении их в школу, с рекомендациями для родителей, мы попросили рассказать Татьяну Николаевну - завуча школы.
СЛАЙД 3
Марина Викторовна.
Воспитатель:
Предлагаю провести небольшой экзамен для Вас, родители, что и послужит ответом на некоторые Ваши вопросы (родителям предлагается сравнить, чем будет отличаться жизнь дошкольника от жизни первоклассника).
Примерные вопросы:
Какие занятия проводятся в детском саду? Какие предметы будет изучать ребёнок в 1 классе?
Сколько занятий в день проводится в детском саду? Сколько уроков в день будет в 1-м классе?
Длительность занятия в подготовительной группе в детском саду? Длительность урока в школе?
Сколько педагогов обучает ребёнка в детском саду? Сколько учителей будет обучать ребёнка в 1-м классе?
СЛАЙД 4
Игра «Дерево».
Сравним подготовку детей к школе с деревом. Посмотрите и скажите, что самое важное в дереве? Что, по вашему мнению, является фундаментом, опорой дерева (корни). Чтобы дерево росло и развивалось, необходим мощный ствол, выдерживающий крону. Листья на дереве –составляющие готовности детей к школе. Как Вы считаете – какой из компонентов самый важный, аргументируйте свой выбор.
Для родителей предлагаются следующие показатели готовности детей к школе :
1. ответственность,
2. умение считать, считать, писать,
3. умение общаться со взрослыми и сверстниками,
4. самостоятельность,
5. настойчивость,
6. состояние здоровья,
7. умение логически мыслить,
8. умение организовать рабочее место,
9. развитие речи и памяти.
Старший воспитатель:
Каждый по-своему прав, но специалисты выделяют несколько аспектов школьной готовности, о которых расскажут Вам наши педагоги.
Представим основные виды готовности к обучению в школе и их характеристики в таблице на слайде.
СЛАЙД 5
Физическая Уровень физического и биологического развития, состояние здоровья.
Психологическая
Интеллектуальная Наличие необходимой базы знаний, готовность воспринимать и усваивать новую информацию.
Социальная Готовность взаимодействовать с окружающим социумом.
Личностная Сформированная внутренняя позиция, являющаяся основой для сознательного вступления в роль школьника.
Эмоционально-волевая Умение управлять своими мотивами, желаниями, настроением. Наличие нравственных установок.
Специальная Основные учебные умения
Воспитатель:
СЛАЙД 6
1. Что понимается под ФИЗИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТЬЮ?
Такой вид готовности к обучению в школе, как физическая готовность, определяется на основе соответствия уровня развития организма ребенка основным возрастным нормам. Необходимо учитывать целый ряд критериев.
Уровень биологического развития:
рост,
масса тела,
работоспособность,
утомляемость,
система условных словесных реакций,
зрелость пищеварительной и мочевыделительной системы.
Состояние здоровья и анализаторных систем.
Для определения состояния здоровья перед поступлением в школу ребенок должен пройти медицинский осмотр и получить заключение о том, что он здоров и может обучаться в общеобразовательном учреждении. Особое внимание уделяется проверке зрения и слуха, которые имеют первостепенное значение для восприятия информации.
При наличии каких-либо медицинских отклонений или противопоказаний необходимо пройти курс лечения или позаботиться о создании для ребенка специальных условий обучения.
СЛАЙД 7
Общее физическое развитие. Определяется по наличию основных физических качеств:
ловкость,
скорость,
сила,
скоординированность движений.
СЛАЙД 8
Уровень развития основных видов движений:
бег,
прыжки,
наклоны,
приседания,
ползание.
СЛАЙД 9
Развитие мелкой моторики рук:
держать ручку или карандаш,
проводить четкие линии,
перекладывать мелкие предметы,
складывать лист бумаги.
СЛАЙД 10
Гигиенические умения, навыки самообслуживания. Ребенок должен самостоятельно:
умываться,
чистить зубы,
мыть руки,
пользоваться туалетом,
одеваться,
застегивать пуговицы на куртке и завязывать шнурки,
следить за своим внешним видом,
пользоваться столовыми приборами,
убирать за собой посуду,
организовывать рабочее место,
собирать, складывать и убирать свои вещи.
СЛАЙД 11
Знания по основам здоровья. Ребенок обладает знаниями о:
важности быть здоровым,
необходимости беречь здоровье,
режиме дня,
значимости занятий спортом.
Физически здоровый и подготовленный ребенок быстрее адаптируется к условиям школьной жизни, изменившемуся режиму дня и уровню нагрузок.
Воспитатель:
СЛАЙД 12
2. ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ГОТОВНОСТЬ это не просто наличие определенного запаса знаний об окружающем мире. Интеллектуальная готовность - способность концентрировать внимание, устанавливать связи между явлениями и событиями, возможность логического запоминания, умение воспроизводить образец, а также развитие тонких движений рук и их координации. Способность самостоятельно принимать решения, сформированность интеллектуальных умений, развитие памяти и внимания, логического мышления и связной речи.
Остановимся на речевом развитии детей и слово – учителю-логопеду Надежде Владимировне.
СЛАЙД 13
Слово педагогу - психологу Алене Ивановне
3. Личностная готовность - формирование у ребенка готовности к принятию новой социальной позиции - положение школьника, имеющего круг прав и обязанностей.
В личностную готовность входит определение уровня развития мотивационной сферы
Рассмотрим МОТИВАЦИОННУЮ ГОТОВНОСТЬ к школе, т. е. наличие у детей желания учиться. Мы с вами знаем, что желание пойти в школу и желание учиться существенно отличаются друг от друга. Важно, чтобы школа была для ребенка привлекательна своей главной деятельностью — учебой. С этой целью родителям необходимо объяснить своему ребенку, что дети ходят учиться для получения знаний, которые необходимы каждому человеку.
Следует давать ребенку только позитивную информацию о школе. Помните, что ваши оценки и суждения с легкостью заимствуются детьми, воспринимаются некритично. Ребенок должен видеть, что родители спокойно и уверенно смотрят на его предстоящее поступление в школу.
Причиной нежелания идти в школу может быть и то, что ребенок «не наигрался». Но в возрасте 6–7 лет психическое развитие очень пластично, и дети, которые «не наигрались», придя в класс скоро начинают испытывать удовольствие от процесса учебы.
Вам не обязательно до начала учебного года формировать любовь к школе, поскольку невозможно полюбить то, с чем еще не сталкивался (это ответ на один из Ваших вопросов). Достаточно дать понять ребенку, что учеба — это обязанность каждого современного человека и от того, насколько он будет успешен в учении, зависит отношение к нему многих из окружающих ребенка людей.
Провести простую диагностику мотивационной готовности Вашего ребенка можно с помощью наблюдения за сюжетно-ролевой игрой «Школа». Готовые к школьному обучению дети, предпочитают играть роли учеников, они пишут, читают, решают задачи и отвечают у доски, получают оценки. Не готовые дети и более младшие по возрасту, выбирают роль учителя, а также концентрируются на моментах перемены, ситуации прихода и ухода из школы, приветствия учителя. Для развития адекватной мотивации, поощряйте своего ребенка, хвалите, чтобы ему нравился сам процесс учения. Если что-то не получается, - не ругайте его и не восклицайте "Да сколько же можно повторять, это же так просто!" Просто помогите, сделайте это вместе с ребенком. Вы, в данном случае, играете роль Учителя, и ребенок должен понять, что учитель именно помогает. Работа идет совместно.
СЛАЙД 14
4. Специальная готовность к школьному обучению заключается в том, что ребенок обладает некоторыми универсальными учебными умениями:
называть буквы,
читать слоги или слова,
считать, прибавлять и отнимать в пределах 10.
писать отдельные элементы,
рисовать простые предметы,
выполнять несложные физические упражнения.
Это лишь примерный список. Обычно такие умения формируются в ходе специальных занятий, которые проводятся в детском саду. Их наличие необходимо для изучения школьных предметов, предусмотренных учебным планом.
Важно, чтобы все основные виды готовности ребенка к школе были сформированы на достаточном уровне. Только в таком случае в условиях систематического обучения у ребенка не наступит ухудшение здоровья, он будет справляться с предъявляемыми требованиями, успешно усвоит школьную программу и социально-психологически адаптируется к школьной жизни.
Воспитатель:
А сейчас предлагаю образовать круг, и тот, у кого окажется мяч, продолжит фразу:
С поступлением моего ребенка в школу, я мечтаю… .
С началом школьной жизни ребенок все больше становится … .
В моем понимании, хорошо учиться это … .
Главное в подготовке к школе это… .
Рефлексия: Поместите на доске знак, которым Вы оцениваете нашу встречу (была полезной, потеряли напрасно время)).