Ангелина Таценко
Проект «Скоро в школу»
▼ Скачать + Заказать документы
Содержание проекта :
1. Паспорт проекта 2. Вид проекта 3. Цель, задачи и направления проекта 4. Принципы реализации проекта 5. Актуальность проекта 6. Этапы проекта 7. Ожидаемый результат 8. Поэтапный план реализации проекта 9. Перспективы развития и применения проекта в практике 10. Заключение
11. Список литературы 12. Приложение
Паспорт проекта
Сроки реализации: долгосрочный (сентябрь 2017 г. – май 2018 г.)
Публикация «Проект „Скоро в школу“» размещена в разделах
- Проекты
- Школа. Скоро в школу
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2018
Вид проекта : детско-педагогический, информационный, практико-ориентированный.
Участники проекта : педагоги ДОУ, дети подготовительной группы №»Гномики», родители.
База внедрения проекта : подготовительная к школе группа «Гномики», МДОБУ «Детский сад №11 «Белоснежка» города Тынды Амурской области.
Проект разработала : Таценко Ангела Викторовна, воспитатель.
Основная образовательная область: социально-коммуникативное развитие.
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
Цель проекта : Стимулировать развитие познавательной активности и деятельности детей. Повысить интерес к школе и сформировать у детей подготовительной группы положительное отношение к предстоящему обучению, подготовить к принятию новой социальной позиции «школьника», повысить грамотность и компетенцию родителей по вопросу подготовки детей к школе. Принципы и формы реализации проекта : - Организованная образовательная деятельность с детьми. - Совместная деятельность ребенка со взрослыми. - Самостоятельная деятельность детей. - Интерактивная работа с родителями.
- личностно-ориентированный подход в целенаправленном процессе воспитания положительного отношения к школе;
- научно-обоснованное сочетание разных видов деятельности;
- единство содержания форм и методов работы;
- принцип сотворчества детей, педагогов и родителей;
- принцип доступности;
- принцип системности и последовательности.
Направления проекта совместной деятельности с детьми:
1. Уменьшение влияния психологического стресса перед школой
2. Формирование навыков учебного сотрудничества: умение договариваться, обмениваться мнениями, понимать и оценивать себя и других
3. Развитие речи и мелкой моторики
4. Развитие фонематического слуха, анализа, синтеза. Подготовка к обучению грамоте
5. Развитие элементарных математических представлений. Участие родителей в реализации проекта : совместное с детьми чтение книг о школе, подбор настольных игр о школе. Предполагаемый результат: Сформированность у детей старшего дошкольного возраста «внутренней позиции школьника», предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования; - Накопление большого багажа знаний о школе; - Снижение тревожности у детей связанной со школьным обучением; - Нормализация уровня развития психических процессов и речевой деятельности детей; - Повышение компетенции родителей по вопросам подготовки детей к школе. - У детей сформируется учебно-познавательный мотив, произвольность поведения. - Подготовка руки к письму; - Обеспечение воспитанникам комфортных условий развития, обучения и воспитания.
Задачи проекта :
1. Организация процесса обучения, воспитания и развития детей на этапе предшкольного образования с учетом потребностей и возможностей детей данного возраста.
2. Укрепление и развитие эмоционально – положительного отношения ребенка к школе, желания учиться.
3. Формирование социальных черт личности будущего первоклассника, необходимых для благополучной адаптации к школе.
Актуальность проекта : Принятие Федеральных Государственных Образовательных Стандартов (ФГОС) дошкольного и начального школьного образования – важный этап преемственности деятельности детского сада и школы и перспективности повышения качества образования в целостной системе образования. ФГОС ограждает нас от понимания преемственности между детским садом и начальной школой как преемственность по учебным предметам и по тому, какие знания, умения и навыки мы должны давать детям в детском саду и с какими знаниями школа должна их получать. Преемственность – понимается как согласованность и сохранение целей, задач, методов, средств и форм обучения и воспитания. Принятие и внедрение ФГОС должно привести к смещению акцента в понимании готовности ребенка к обучению в школе с интеллектуальной на личностную готовность, которая определяется сформированной “внутренней позицией школьника”, а именно способностью ребенка принять на себя новую социальную роль ученика. Во главу угла выйдут сформированные познавательные мотивы обучения, то есть сознательное желание ребенка учиться, познавать что-то новое, опираясь на уже полученные знания. Таким образом, для современного первоклассника становится важным не столько обладать инструментом познания, сколько уметь им осознанно пользоваться. Новые взгляды на воспитание, обучение и развитие детей, обозначенные во ФГОС, требуют нового подхода к осуществлению преемственности детского сада и школы, построения новой модели современного выпускника ДОУ, у которого будут сформированы предпосылки к учебной деятельности, обеспечивающие успешность обучения на последующих этапах образования. Поступление в школу - это новый этап в жизни ребёнка. Многие дети с трепетом, тревогой и волнением переступают порог школы. Ведь их личность стала занимать более значимую социальную позицию – школьника. Это торжественное событие иногда омрачается тревогой, страхом неизвестности. Во избежание негативных эмоций у первоклассников и помощи им в адаптации к школе важную роль играет информация о школе и способ её подачи со стороны родителей и воспитателей детского сада.
Жизнь ребенка, поступающего в школу, перестраивается полностью! В школе ребенок попадает в новые социальные условия. Меняется его обычный образ жизни, возникают новые отношения с людьми. Смена окружения может сопровождаться повышением тревожности, снижением активности. Результатом этого может стать появление неадекватных механизмов приспособления, которые принято называть школьной дезадаптацией. Как
помочь ребенку адаптироваться к новой жизненной ситуации? Учитель и родители заинтересованы в том, чтобы быстрее и легче дети вошли в школьную жизнь, чтобы высокий уровень тревожности уступил место положительным эмоциям связанным со школой. Современному учителю необходимо стать мудрее и ближе к ребенку, чтобы обучение стало ценным и позитивным и способствовало бы личностному развитию ребенка, а так же установлению положительного эмоционального контакта между будущим учеником и его первым учителем.
Разные дети по-разному переживают этот период жизни. Для кого-то привыкание к ежедневным длительным занятиям проходит гладко. Такой ребенок спокойно и без капризов ходил в детский сад, и теперь будет хорошо и увлеченно учиться в школе. Ежедневные длительные занятия утомляют, снижается устойчивость к стрессам и растет напряженность. Может нарушиться сон, расстроиться аппетит. Следствием может стать потеря веса и скачки температуры. Поэтому надо хорошо понимать готов ли ребенок пойти в школу. Быть готовым к школе – это не значит уметь писать и читать, необходимо быть психологически готовым к школе! Отношение ребенка к школе формируется до того, как он в нее пойдет. И здесь важную роль играет информация о школе и способ ее подачи со стороны родителей и воспитателей детского сада. Родители стараются создать эмоционально привлекательный образ школы : «Ты у нас отличником будешь», «У тебя появятся новые друзья», «Учителя любят таких умненьких, как ты». Взрослые полагают, что тем самым они прививают ребенку заинтересованное отношение к школе. В действительности же ребенок, настроенный на радостную увлекательную деятельность, испытав даже незначительные, негативные эмоции (обиду, ревность, зависть, досаду) может надолго потерять интерес к учебе. Причин для подобных эмоций школа предоставляет предостаточно: неудачи на фоне кажущейся всеобщей успешности, трудности в поиске друзей среди одноклассников, расхождение оценки учителя и привычной родительской похвалы и др. Не секрет, что в современной школе увеличилось количество неуспевающих учеников среди младших школьников. Причин тому – несколько, а одна их них – недостаточный уровень сформированности мотивационной готовности к школьному обучению детей 6 – 7 лет. Мотивационная готовность проявляется в стремлении ребёнка к учению, в познавательном интересе к окружающему, в развитии интеллектуального потенциала. Не возникая у детей спонтанно, она формируется постепенно и, самое главное, требует грамотного руководства взрослых – родителей и педагогов. Следует заметить, что в настоящее время первоклассники развиты хуже, чем их сверстники в середине прошлого века, потому что психологическая готовность не формируется на занятиях по школьному типу. Большую роль в подготовке детей к школе играют родители, но не все из них знают, как правильно готовить ребёнка к будущей школьной жизни. Основная причина ошибок родителей при подготовке детей к школе — недостаточный уровень образовательной культуры семьи. Большинство педагогов и родителей уделяют внимание интеллектуальной готовности ребёнка к школе. Однако высокий уровень интеллектуального развития детей не всегда совпадает с их личностной готовностью к школе; у детей не сформировано положительное отношение к новому образу жизни,
предстоящим изменениям условий, правил, требований, что является показателем отношения к школе. Это объясняется и тем, что наши дети все меньше и меньше играют в традиционные игры (сюжетно-ролевые, развивающие, игры с правилами, дидактические, реже занимаются конструированием, лепкой, рисованием, аппликацией. Все виды детской деятельности вытесняются компьютерными играми. Родители стремятся начать систематическое обучение своего ребенка как можно раньше, причем помимо детского сада его могут водить в спортивные секции, музыкальную школу, изостудию и т. д. Им невдомек, что такое обучение, сводящееся, как правило, к выработке навыков и умений в той или иной области, не способствует психическому развитию ребенка. Психологическая готовность к школе – это психологические предпосылки к овладению учебной деятельностью, которые формируются внутри ведущей деятельности, то есть в игре. Становление готовности к школе обусловлено, прежде всего, формированием ребенка в качестве субъекта доступных видов детской деятельности: игры, познания, общения, предметно–трудовой, художественной деятельности. Полноценная готовность ребенка к обучению в школе выступает, с одной стороны, как своеобразный показатель достижений его личностного развития в дошкольный период, а с другой – как базовый уровень для освоения школьной программы и как показатель готовности к принятию позиции субъекта учебной деятельности. Учебная деятельность – сложна для дошкольника и автоматически переход на неё без предварительной подготовки ребёнка просто не возможен. Но подготовка нужна не только ребёнку, а его родителям, особенно тем, у кого первый ребёнок идёт в школу. Как настроить ребёнка на учёбу? Как выбрать начальное образование (какую образовательную программу) из множества предлагаемых, ориентируясь на особенности и способности Вашего ребёнка? Как снизить уровень тревожности у себя и ребёнка? Какую «правильную» обувь и рюкзак подобрать первокласснику, для сохранения здоровья?
Проект «Скоро в школу» разработан и подготовлен к совместной деятельности родителей и детей подготовительной к школе группы «Гномики». Данный проект будет полезен в работе воспитателям подготовительных групп, а также родителям, с целью повышения родительской компетентности в вопросах предшкольной подготовки детей. Представленный материал предполагает использование разнообразных форм и методов работы: создание предметно – развивающей среды, педагогическое просвещение родителей. Проведение целенаправленной работы в детском саду МДОБУ ДС №11 «Белоснежка», по воспитанию положительного отношения к школе у детей подготовительной группы, способствует повышению социальной и познавательной активности, целенаправленному формированию у них интегративных качеств, необходимых для успешного включения детей в школьную жизнь.
Этапы работы над проектом : I этап – диагностико-аналитический (сентябрь 2017 г.) Выявление проблемы, формулирование цели и задач проекта, определение пути его реализации. II этап – реализация проекта (октябрь 2017 г. – апрель 2018 г.) Разработка содержания деятельности и организация работы по реализации проекта.
III этап – итоговый (май 2018г.) Защита проекта в виде досуга «Страна Знаний». Создание презентации «Первый класс!» Оформление папки с материалами проекта.
Ожидаемый результат:
- наличие у детей правильных и четких представлений и знаний о школе;
- сформированность учебного и социального мотива учебной деятельности;
- эмоционально положительное отношение к школе.
Поэтапный план реализации проекта :
I этап – диагностико-аналитический (сентябрь 2017 г.)
II этап – реализация проекта (октябрь 2017 г. – апрель 2018 г.)
План реализации проекта : 1. ООД: — Составление рассказа по теме: «Экскурсия в школу»; — Рисование на тему: «Школа»; — Конструирование на тему: «Портфель». 2. 1. Сюжетно-ролевые игры: «Школа», «Магазин. Школьные товары»; 2.2. Дидактические игры на школьную тематику. Описание настольных и дидактических игр, используемых в работе над проектом.
2.3. Дидактические и пальчиковые игры, направленные на подготовку руки к письму.
2.4. Решение ребусов, шарад, кроссвордов по теме: «Школа». 3. Ознакомление с пословицами и поговорками русского народа об учении, труде и книгах. 4. Заучивание стихотворений о школе и школьной жизни. 5. Ознакомление детей с произведениями литературы о школьной жизни и учебе в школе. 6. Оформление выставки в книжном уголке по теме: «Школа. Школьные принадлежности». 7. Просмотр мультипликационных фильмов «Маша идет в школу», «Лесная школа». 8. Рассказы педагогов с показом иллюстраций о школе, учителях и школьных правилах; 9. Беседы о школе, режиме, правилах поведения в школе, об отношении к учёбе и оценках и т. д. 10. Беседа «Профессия учитель».
11. Выставка фотоматериалов из семейных архивов «Мои родители — школьники». 11. Слушание и заучивание песен о школе.
12. Серия занятий «Играем, пишем, читаем».
13. Занятия в кружках «АБВГДейка», «Волшебный мир песка».
14. Оформление страничек к книжке-самоделке «Азбука».
2. Мероприятия: 2.1. День Отца («Это мой папа!» в подготовительной группе) (октябрь).
2.2. День Матери (семейный творческий конкурс «Мама мастерица!», посвященный Дню Матери) (октябрь). 2.3. Мини-проект «Зимушка-Зима» (декабрь). 2.4. «Есть такая профессия – Родину защищать» (спортивно — музыкальный праздник «Наши защитники») (23 февраля).
2.5. «Международный женский день – 8 Марта» (мини-концерт для мам)
2.6. Досуг «Страна Знаний» (май)
III этап – итоговый (май 2018г.) Мероприятия: 1. Защита проекта в виде досуга «Страна Знаний». 2. Оформление презентации проекта «Первый класс!». 3. Оформление папки с материалами проекта.
4. Портрет будущего первоклассника.
Перспективы развития и применения проекта
в образовательной практике
Практическая значимость: Практическая значимость проекта «Скоро в школу» в детском саду заключается в подготовке детей к обучению в школе. Проект является дополнением и продолжением накопленного ранее опыта работы с детьми и родителями подготовительной к школе группы. В ходе реализации проекта планируется тесное взаимодействие воспитателей и родителей по формированию у детей подготовительной группы осознанной мотивации к учёбе. В ходе сотрудничества, родители являются активными и действенными участниками образовательного процесса. Данный проект позволит обогатить представления детей о школе и профессии учителя. Такая совместная работа и благоприятные условия для успешного развития ребенка и способствует полноценной, гармонично развитой личности. Повышение педагогической культуры родителей в вопросах успешного перехода детей на новую ступень образования. Обобщенный опыт работы может быть использован широким кругом педагогических кадров.
Заключение. Подводя итоги работы по разработке проекта «Скоро в школу», можно отметить, что работа по данному направлению действительно необходима и приносит результаты. В проекте показана система работы с детьми и раскрыто содержание основных форм взаимодействия с семьей. В первую очередь уделяется внимание личностной готовности ребенка к школе, мотивационной готовности.
Список литературы: 1. Буре Р. С. Готовим детей к школе : Кн. Для воспитателя дет. сада. – М. : Просвещение, 1987 2. Гаврина С. Е., Кутявина Н. Л и др. Я готовлюсь к школе (популярное пособие для родителей и педагогов) - Ярославль: Академия развития, 2000 – 33с.
3. Губатова Л. Н. Психологическое сопровождение процесса подготовки детей старшего дошкольного возраста к систематическому школьному обучению. //Дошкольная педагогика – 2010, №1
4. Пазухина И. А. Идем в школу с радостью! //Дошкольная педагогика №4 2010 5. Ваш ребенок идет в школу : Тренинги и страхи детей и родителей/ Т. Б. Анисимова – Ростов н/ Д: Феникс, 2005 6. Громова Т. В. Сказочная подготовка к настоящей школе – М. : Генезис. 2003 7. Бурухина А. Ф «Мультфильмы в воспитательно-образовательной работе с детьми» — журнал «Воспитатель ДОУ» 2012
8. Павлов И. В. Хочу учиться! Родителям о психологической подготовке ребенка к школе СПб. : Речь, 2008 9. Панфилова М. А. Лесная школа. : Коррекционные сказки и настольная игра для дошкольников и младших школьников. М. : ТЦ «Сфера», 2002 10. Качигина Л. Б. «Создание условий для подготовки старших дошкольников к учебной деятельности» — журнал «Воспитатель ДОУ» №4/2013 11. Ильина М. Н. Подготовка к школе : развивающие тесты и упражнения. — Спб. : Питер, 2004.-205с. 12. Павлова Т. Л. Диагностика готовности ребенка к школе. — М. : ТЦ Сфера, 2007.-128с. 13. Яковлева Н. Г. Психологическая помощь дошкольнику. — Спб. : Валери СПД; М. : ТЦ Сфера, 2002, — 112с. 14. Качигина Л. Б. «Создание условий для подготовки старших дошкольников к учебной деятельности» — журнал «Воспитатель ДОУ» №4/2013
15. Астафьева Е. О. «Играем, читаем, пишем» - «Детство-Пресс», 2004, - 63с. 16. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы», под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.
17. Программа кружка «Веселая математика», автор-разработчик: Баргатина Л. В.
18. Программа кружка «АБВГДейка», автор-разработчик: Мозговых А. А.
19. Групповой проект «Малыш и книга», автор-разработчик: Баргатина Л. В.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Организация занятий по проекту «Скоро в школу»
(31 занятия – 1 раз в неделю)
Комплекс занятий включает в себя следующие блоки
1 блок: «Введение в школьную жизнь»
Цель:
- дать будущему первокласснику представление об образе настоящего школьника. Обучать навыкам учебного сотрудничества. Освоить отношения: умение договариваться, обмениваться мнениями, понимать и оценивать друг друга и себя так, «как это делают настоящие школьники». Ввести ребенка в «атрибутику школьной жизни». Обеспечить знакомство ребенка со школьным пространством, новой организацией времени, правилами поведения;
- обучать общению и сотрудничеству через материал дидактической игры на конструирование, классификацию, рассуждение, запоминание, внимание;
- формировать наличие первоначального уровня знаний и умений; уровня предпосылок учебной деятельности: умение внимательно и точно выполнять последовательные указания взрослого, самостоятельно действовать по его заданию, ориентироваться на систему условий задачи: уровня развития памяти, воображения, наглядно – образного мышления, служащего основой для последующего полноценного развития логического мышления, овладения учебным материалом. В области структурных компонентов развития личности – уровня сформированности взаимоотношений со взрослыми, произвольность, сформированность взаимоотношений со сверстниками, адекватность самооценки, на основании которых определяется степень готовности детей к школе, уровня мотивации.
Тематический план занятий 1 блока «Введение в школьную жизнь»
№
Тема занятия
Цель занятия
1.
Школьник и дошкольник
Создание условий для предварительного осознания детьми своего будущего статуса школьника.
Познакомить со школьным правилом «Готов к уроку», «Урок окончен». Учить хоровому ответу и ответу цепочкой.
Познакомить детей со школьной нормой общения, уточнить возможности школьного общения, познакомить с правилом «Поднятая рука».
2.
Для чего ходят в школу
Создание условий для осознания детьми своего будущего нового статуса.
3.
Учимся работать дружно
создание условий для осознания детьми своего будущего нового статуса.
2 блок: ООД «Веселая математика»
Цель:
- формировать основы логического мышления, освоение и развитие логических способностей: сравнение, обобщение, абстрагирование, делать умозаключения, выносить суждения;
- развивать речь и коммуникативные навыки
На занятиях 2 блока будущие первоклассники путешествуют по стране цифр и знаков, знакомятся с «волшебными клеточками», изучают подвижные игры с математическими заданиями. Дети учатся соотносить цвета, определять форму предметов, используя геометрические фигуры как эталон, ориентироваться в количественных характеристиках предметов, пересчитывать предметы в пределах 10, ориентироваться в пространстве. Подготовка к изучению математики осуществляется в трех направлениях: формирование базовых умений, лежащих в основе математических понятий, изучаемых в начальной школе; формирование логических умений, составляющих основу формирования понятия числа; подготовка к оперированию знаками.
Тематический план
№
Тема занятия
Цель занятия
1.
Счёт на слух, счёт по осязанию. Отсчитывание предметов с открытыми и закрытыми глазами.
Выражать в речи признаки сходства и различия отдельных предметов и совокупностей.
2.
Прямой и обратный счет в пределах 10.
Порядковый и ритмический счет.
3.
Представления об элементарных геометрических фигурах.
Знать названия геом. фигур и уметь их отличать.
4.
Ориентировка на листе бумаги в клетку (левее, правее, выше, ниже, от, до, над, под).
Пространственное ориентирование по клеткам.
5.
Установление последовательности событий. Последовательность дней в неделе.
Ориентировка во времени.
6.
Сравнение количества предметов
на наглядной основе.
Соотношение количества предметов между двумя группами.
7.
Составление фигур из частей и деление фигур на части.
Конструирование фигур по заданному образцу.
8.
Установление равночисленности двух групп с помощью составления пар (равно – не равно).
Сравнение предметов в группах разного количества.
3 блок: «Основы грамоты»
(включает занятия в кружке «АБВГДейка», и занятия с логопедом)
Цель:
- формирование и развитие фонематического слуха, расширение словарного запаса, обогащение активного словаря, формирование правильного звукопроизношения, звуковой культуры речи; умение составлять простейшие рассказы;
- формировать и закреплять у ребенка правильный захват карандаша; развивать мелкую моторику руки; упражнять в ориентировке на плоскости листа.
На занятиях этого блока используются игры со словами, в ходе которых дети приобретают навыки словоизменения и словообразования, лексической и грамматической сочетаемости слов, осваивают структуру предложения. Главной задачей этого курса являются развитие умений говорения и слушания, обогащения активного, пассивного и потенциального словаря ребенка.