Наталья Хмелёва
Встреча с родителями «Речевое развитие детей 5–6 лет»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Раскрыть особенности и значение развития речи детей.
Задачи: Уточнить представления родителей о развитии речи детей 5-6 лет.
Способствовать формированию у родителей навыков совместных с детьми речевых играх.
Выступление воспитателя
Публикация «Встреча с родителями „Речевое развитие детей 5–6 лет“» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Темочки
Всем хорошо известно, что речь не является врожденной способностью человека. Она формируется у ребенка постепенно, В процессе его роста и развития. Темп и уровень развития речи находятся в прямой зависимости от многих анатомо-физиологических (способностей) особенностей детей. В первую очередь это касается:
- зрелости коры головного мозга;
- развития артикуляционного аппарата;
- органов чувств ребенка.
Владение грамотной речью и умение выразить свои мысли – это необходимые навыки в развитии детей. Усваивая устную речь ребенок к 5-6 годам накапливает большой запас слов. Это главным образом общеупотребительные слова, необходимые для общения. Пополняя словарь ребенка новыми словами, нужно обязательно уточнять их смысл. Полное определение слов позволит ребенку понять и непринужденно употреблять их в речи в соответствии со значением.
Наряду с дальнейшим совершенствованием диалогической речи (умение отвечать на вопросы и задавать их) у ребенка 5-6 лет развивается монологическая речь – связное развернутое высказывание : описание, повествование. Для развития устной речи можно использовать пересказ знакомых мультфильмов, художественных произведений (стихи, рассказы, сказки, составление рассказов по картине, по серии сюжетных картинок, об игрушке, о событиях из жизни самого ребенка.
Для правильной и разборчивой речи нужен правильный и продолжительный выдох. Можно потренировать ребенка с помощью игровых упражнений (следить, чтобы при выдохе ребенок не раздувал щеки и не поднимал плечи при выдохе) : «Сдуй ватку с ладошки, со стола, с кончика носа», «Подуй на кораблик, чтобы он поплыл», «Подуй на листочек» и др.
Ребенок шестого года жизни может произвольно менять темп речи (медленно-быстро, пользоваться побудительной, повествовательной (речью, вопросительной и восклицательной интонацией. Упражнения в проговаривании скороговорок, чтений стихов, игровые задания, типа: «Скажи по разному фразу» помогут развивать интонационную выразительность речи, регулировать ее темп.
Одной из важнейших задач развития детей является развитие фонематического слуха – фонематических процессов. А именно: узнавать на слух наличие того или иного звука в слове, подбирать слова на заданный звук, определять место звука в слове и др. Для этого можно использовать игровые задания: «Назови первый или последний звук в слове», «Определи место звука в слове» (в начале, в середине, в конце, «Подними руку, если услышишь заданный звук», «Поймай звук», «Найди предметы, в названии которых есть звук (Р) и др.
Формирование мелкой моторики рук благотворно сказывается на развитии речевой и мыслительной деятельности ребенка. Поэтому необходимо развивать тонкие движения пальцев рук, с помощью которых пальчиковых игр, ручного труда, лепки, рисования, узоров по клеткам, манке и мн. др.
Для развития речи ребенка, ее обогащения большое значение имеет работа над синонимами словами, близкими по смыслу: идти - шагать-брести-плестись, антонимами ( словами с противоположным значением: горячий - холодный, словами огурец, лук, кабачок – это овощи.
Для закрепления у дошкольников грамматически правильной речи необходимо проводить специальные упражнения:
- «Один-много», «Кто у кого» (употребление существительных в родительном падеже ед., мн. числа) Например: один апельсин – много апельсинов; щенок у собаки, теленок у коровы.
- Какой, какая, какое? (согласование существительных и прилагательных в роде). Например: белая тарелка, нить; белый снег, заяц, карандаш; белое одеяло, облако, платье.
- «Назови ласково» (употребление слов в уменьшительно-ласкательной форме). Например: мяч-мячик, стул-стульчик, пирог-пирожок.
- «Добавь слово» (умение подбирать по смыслу слова и верно согласовывать их в предложении). Например: мальчику подарили красивую… Птица летит высоко над… Мышь спряталась в …
К 5 годам ребенок должен правильно произносить все звуки родного языка. Прислушайтесь к тому, как ребенок произносит звуки, если он не произносит какие-либо звуки, то необходимо обратиться за помощью к логопеду. Для того чтобы ребенок правильно произносил звуки, необходимо проводить артикуляционную гимнастику, включающую доступные ребенку упражнения: «Заборчик», «Трубочка», «Почистим зубы», «Качели». «Лошадки», «Вкусное варенье», «Часики», «Маляр» и др.
Просмотр видеофрагментов деятельности по развитию речи.
Проведение игры с родителями.
Игра «Осенние листья»
Заранее приготавливаются листья из цветной бумаги. Родители придумывают и записывают слова на этих листьях по теме «Осень» в 4 столбика: (можно разделить на 4 команды)
существительные глаголы прилагат-е наречия
Дождь, туча, ветер, лист, дерево, земля, листопад, погода… Желтеет, вянет, опадает, дует, моросит, льет, плывут… Осенний, золотой, серый, мелкий, проливной, желтый… Холодно, сыро, пасмурно, уныло, красиво, солнечно, грустно…
Игровые задания:
1. «Назови первый (последний) звук»;
2. «Хлопни в ладоши, ели услышишь звук (а)»;
3. «Найди самое длинное слово»;
4. «Подбери слово» : осенний – день…осенняя – погода…осеннее - …
5. «Продумай предложение» (со словом моросит – На улице моросит осенний дождь);
6. «Добавь слово» (На небе собрались серые);
7. «Слова – родственники» (лист – листья – листочек – листопад);
8. «Скажи по-другому» (дождь идет, моросит, льет, накрапывает);
9. «Наоборот» (солнечно-пасмурно, холодно -, сыро -);
10. «Скажи фразу по-разному» (Наступила осень).
Вот в такие несложные игры вы можете играть со своими детьми, развивая их речь.
Чтобы ваши дети произносили все звуки правильно, хочу вам подарить памятки с артикуляционными гимнастиками.