Дарья Бова
Позднее речевое развитие детей в современном обществе
▼ Скачать + Заказать документы
Очень давно меня волнует и тревожит вопрос позднего речевого развития детей.
Общаясь с детьми, на протяжении многих лет я заметила такой факт, что дети, приходящие в ясельную группу практически не говорят, хотя бывают исключения. Наблюдая за поведением родителей с детьми за пределами детского сада, я просто поражаюсь, на сколько, они бывают, не внимательны к своим детям. Многие родители очень заняты на работе, и мало уделяют времени для общения с ребенком, чтения художественной литературы, совместных игр, бесед и прогулок. В итоге развитие ребенка происходит однобоко.
Публикация «Позднее речевое развитие детей в современном обществе» размещена в разделах
В процессе посещения детского учреждения педагог стремится заполнить пробелы воспитания, но этого недостаточно для полноценного развития ребенка. Многие воспитатели сталкиваются с проблемой недостаточного развития мелкой моторики в итоге - дети плохо владеют карандашом и кисточкой, не умеют обращаться с пластилином, застегнуть пуговицу, завязать бант или шнурок. А ведь от развития мелкой моторики пальцев рук напрямую зависит успешное речевое развитие ребенка. Я думаю, что недаром наши предки много времени уделяли ручному труду. Дети с малых лет учились работать руками, делая посильную работу по дому - перебирая крупу,
пропалывая грядки, собирая ягоды, занимаясь шитьем или плетением - дети осваивали родной язык, развивали мелкую моторику, воображение, учились фантазировать, успешно перенимали опыт предыдущих поколений.
В современном техническом мире - отступили далеко назад семейные традиции,
в результате чего пострадали дети. Детские вопросы: «Что? Почему? Зачем и как?» часто не находят ответа и это печально. Очень хочется, чтобы взрослые за своими проблемами не забывали о том, что время развития определенных психических процессов ограничено, и надо успеть, в дошкольном возрасте заложить необходимый багаж для успешной дальнейшей деятельности ребенка.
В наше суетное время, когда родители спешат и не успевают сказать своим отпрыскам и пары десятков слов, бабушки продолжают работать и флиртовать, а не заниматься с внуками, основными воспитателями становятся телевизор и компьютер. Которые не могут не накладывать свои особенности на развитие речи у детей.
Речь всегда и во все времена развивалась в тесном контакте с многоговорящими носителями языка. И маленький ребенок, даже если он был из породы «молчащих», активно впитывал в себя все слова, произносимые окружением. И потом, пусть и по прошествии времени, выдавал их в несколько переработанном виде. Мама, бабушка или другой близкий человек исправлял ошибки, и малыш в дальнейшем говорил все более чисто и совершенно.
Сейчас же, когда маленький человек часами сидит перед телевизором, развитие речи притормаживается, как то, что не особенно нужно и востребовано сознанием ребенка. Да, понимание языка формируется, спору нет (хотя уже совершенно другой вопрос, что это за язык, уж точно не язык Пушкина и Толстого, но вот речь, она ведь не нужна особо для просмотра мультфильмов. Максимум, что требуется несколько десятков эмоционально окрашенных восклицаний в стиле Эллочки Людоедки для комментирования происходящего на экране.
Современные дети с большим трудом способны пересказать понравившийся сюжет сказки или рассказа. У них не хватает словарного запаса, раз, а два — никуда не уйти от того, что развитие речи и развитие мозга идут параллельно.
За последние годы количество детей, которых из-за нарушений в развитии речи, надо обязательно направлять к логопеду, дефектологу, невропатологу, катастрофически растет. И если в мое детство «нормальным» считалось заговорить в 1, 5-2 года, то сейчас, дай бог, сформировать речь к трем годам. Да и встречаются подобные проблемы в 4 раза чаще, чем у поколения мам и пап нынешних малышей.
В дошкольном же возрасте впервые может проявляться и такое нарушение речи, как заикание. Оно возникает у деток со слабой нервной системой. Особенно, когда добавляется какая-нибудь психотравма - смерть или болезнь родителя, насилие, агрессивное поведение окружающих, как физическое, так и психологическое.
В возникновении нарушений развития речи множество факторов играет роль — и все чаще встречающаяся патология беременностей, родовые травмы и неважная экология, но самое главное — отсутствие постоянного озвучивание действий ребенка. Занятые мамы все больше молчат, дадут пару руководящих указаний — «нельзя», «пошли», «не трогай», и все! Какая уж тут фразовая речь?
Или, другая крайность — с ребенком начинают сюсюкать или намеренно скатываться на высокоинтеллектуальную речь Спанч Боба. Ребенок честно считает, что это образец для подражания, ведь его самые необходимые и любимые люди говорят с ним именно так.
Последствия нарушений развития речи
А потом эти же родители удивляются, почему ребенок отстает в развитии, почему не складываются отношения с детским коллективом, почему малыша невозможно быстро научить правильно писать и читать. А потом подросший человек не будет иметь мотивации к учебе, не сможет определиться с будущим выбором профессии, не найдет себя в жизни…
В воспитании и в педагогике, в особенности, надо делать все вовремя, не уделил родитель время, не настоял на занятиях с логопедом, не заметил тревожащих признаком отставания в дошкольном возрасте, в школьном или подростковом — проблема разрастется в геометрической прогрессии. И справиться будет с ней намного труднее.
Следовательно, очень важно работать над развитием речи малышей, но так же необходимо большое внимание уделять умению детей раннего возраста контактировать с окружающими людьми, учиться общаться, договариваться.
В заключение хочу сказать следующее, наши воспитанники – самые маленькие в детском саду. Они еще мало что знают, далеко не все понимают и совсем немногое умеют.
Ранний возраст по признанию специалистов всего мира – это уникальный период в жизни человека. Психологи называют его «возрастом нераскрытых резервов». Наша с вами задача – сделать так, чтобы ребенок прожил этот период жизни как можно более полноценно.
Список используемой литературы:
1. Алямовская В. Г. Ясли – это серьезно/ В. Г. Алямовская. - М. : Линка-Пресс, 1999. -143с.
2. В. В. Гербова А. И. Максаков. Занятия по развитию речи в первой младшей группе детского сада: пособие для воспитателей детского сада. - 2-е изд; перераб. - М. :Просвещение, 1986. – 128с.
3. Волосова Е. Б. Развитие ребенка раннего возраста (основные показатели)/ Е. Б. Волосова. - М. : Линка-Пресс, 1999. -68с.
4. Галанов А. С. Психическое и физическое развитие ребенка от одного года до трех лет: Развитие и воспитание дошкольника: Пособие для работников дошкольных образовательных учреждений и родителей. /А. С. Галанов. - М. : Аркти, 2000.- 62с
5. Развитие и обучение раннего возраста в ДОУ: Учебно – методическое пособие / сост. Е. С. Демина. - М. : ТЦ Сфера, 2006.-96с (Дошкольное воспитание и развитие)