Людмила Черненко
Всестороннее развитие детей при работе с природным материалом
▼ Скачать + Заказать документы
Всестороннее развитие детей при работе с природным материалом
Работа с природным материалом заключает в себе большие возможности сближения ребенка с родной природой, воспитания бережного, заботливого отношения к ней и формирования первых трудовых навыков.
Публикация «Всестороннее развитие детей при работе с природным материалом» размещена в разделах
- Поделки из природного материала
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2021
Чем являются встречи в природной в мастерской — забавой, заполнением свободного времени или интересным делом? Изготовление игрушек, поделок из природного материала — труд кропотливый, увлекательный и очень приятный. Для того чтобы дети охотно занимались, необходимо развивать их фантазию, добрые чувства, а с овладением навыками придет так же и ловкость в работе. На важность использования природного материала в деятельности ребенка обращал внимание А. С. Макаренко. Он указывал, что природные материалы: «ближе всего к нормальной человеческой деятельности: из материалов человек создает ценности и культуру. В игрушке-материале есть много хорошего реализма, но в то же время есть простор для фантазии, не просто воображения, а большой творческой фантазии».
Осматривая желуди, шишки, ветки, красивые камушки, ракушки, дети подолгу перебирают, ощупывают, обследуют. Это способствует запоминанию формы, красок, свойств каждого вида материала.
Встречи с природой расширяют представления детей об окружающем мире, учат их внимательно вглядываться в различные явления, сохранять целостность восприятия при создании поделок из природного материала.
Изготовление поделок требует от ребенка ловких действий, и если вначале, неточным движением руки он нередко повреждает игрушку, то впоследствии, в процессе систематического труда, руки приобретают уверенность и точность, а пальцы становятся гибкими. Ручной труд способствует развитию сенсомоторики — согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, точности в выполнении действий. В процессе изготовления поделок постепенно образуется система специальных навыков и умений. В. А. Сухомлинский писал: «Истоки способностей и дарований детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли».
Большое влияние оказывает труд с природным материалом на умственное развитие ребенка и на развитие его мышления. Если проследить путь работы с детьми по изготовлению поделок из природного материала, то можно заметить, что вначале ребята рассматривают образец, анализируют его структуру, способы изготовления; затем после усвоения этого процесса задания усложняются: воспитанникам показывают рисунок или фотографию игрушки, которую нужно сделать, и наконец, они без предварительного анализа изготовляют поделку по заданию или по собственному замыслу.
Во время такой работы создаются условия для развития не только планирующей функции речи, но и речевой регуляции поведения. Однако, как подчеркивает А. Р. Лурия:. "Роль речи этим не исчерпывается. Возрастающее влияние словесной регуляции поведения ребенка проявляется и в повышении уровня его ориентировки во внешнем мире и в себе самом, в выработке новых знаний и умений".
Занимательность работы по изготовлению игрушек из природного материала способствует развитию у детей внимания - повышается его устойчивость, формируется произвольное внимание.
Поделки из природного материала удовлетворяют любознательность детей. В этом труде всегда есть новизна, творческое искание, возможность добиваться более совершенных результатов.
Благоприятный эмоциональный настрой детей во время изготовления игрушек- это радость общения в труде, наслаждение, испытываемое в процессе создания красивой игрушки, очень важны для общего развития. Сколько искренней радости и восторга приносят незамысловатые поделки! Любимой игрушкой детей становится забавный веселый человечек, изготовленный своими руками. Положительные эмоции являются важным стимулом воспитания трудолюбия.
Труд по изготовлению игрушек из природного материала способствует развитию личности ребенка, воспитанию его характера. Для ее изготовление требуется определенные волевые усилия. Когда ребенок встречается с трудностями, он пытается самостоятельно их разрешить. Иногда не удается сразу выполнить какую-либо работу: подобрать шишки нужной формы для создания мышонка, плюски из желудей для шапочек или соединить части игрушки определенным способом. Под руководством взрослого ребенок учится устанавливать причины неудач и преодолевать их. Постепенно у него формируются такие качества, как целеустремленность, настойчивость, умение доводить начатое дело до конца.
В процессе работы с природным материалом создаются положительные условия формирования общественных мотивов труда, которые приобретают значительную побудительную силу. Каждый ребенок получает возможности почувствовать и пережить радость от личного участия в общем деле.
В данном виде труда есть возможности формировать у детей контроль и оценку собственной деятельности. При изготовлении поделок ребята встречаются с необходимостью не только анализировать образец и планировать последовательность действий, но и контролировать себя по ходу работы, постоянно соотносить свой результат с образцом.
Труд по изготовлению игрушек из природного материала может быть индивидуальным и коллективным. Коллективный труд приносит детям ещё большую радость своей слаженностью, четкой организованностью. У ребят появляется стремление оказать друг другу помощь и заинтересованность результатом общего дела. Желательно использовать разнообразные виды коллективной работы при формирования у детей умений планировать свою деятельность учитывая общую цель, распределять операции. Большое влияние коллективный труд оказывает на формирование дружеских, доброжелательных отношений, взаимопомощи, товарищества.
Результаты коллективного труда, одобряемые взрослыми, окрыляют ребят, побуждают их к выполнению новых поделок. За каждую новую работу они берутся все с большим эмоциональным подъемом. При правильной организации воспитательно-образовательного процесса, работа с природным материалом становится эффективным средством всестороннего развития и воспитания детей любого возраста.