Елена Кебикова
Опыт работы по педагогическому сопровождению индивидуального детского проекта
▼ Скачать + Заказать документы
Всероссийский конкурс исследовательских работ и творческих проектов дошкольников и младших школьников «Я-исследователь» 2019
Секция "Естествознание. Живая природа", тема исследовательской работы "Муравьиная ферма". Ланге Демид.
Исследование – это бесконечный поиск истины, и функция воспитателя как партнера совместной поисковой деятельности должна заключаться в том, чтобы вместе с ребенком эту истину искать и находить.
Савенков Александр Ильич
Публикация «Опыт работы по педагогическому сопровождению индивидуального детского проекта» размещена в разделах
- Опыт работы, практика
- Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2020
1. Беседа.
Беседа - очень глубокое, смысловое время разговора, когда собираются несколько человек, и они посредством того, что разговаривают друг с другом и высказывают какие-то мнения, создают общее, информационно-эмоциональное пространство, возможность увидеть и услышать своих собеседников, понять, чем они живут.
Наша история победы началось с маленькой беседы.
Беседа с детьми возникла сама собой, она не была заранее спланирована. До обеда оставалась 15 минут и что бы с пользой провести это время – решила поговорить с ребятишками. Я живу рядом, и мои воспитанники видят меня часто с собакой. Вот и решила рассказать детям о своей собачке Лике. Рассказала, как я за ней ухаживаю, дрессирую, показала фотографии и видео. Далее дети уже сами рассказывали о своих домашних питомцах: кошечках, собачках, попугайчиках. Но больше всего нас удивило сообщение Демида о том, что у него дома живут муравьи. Мы все очень сильно удивились и стали задавать ему вопросы. Вначале вопросы задавала я, а потом ко мне подключились дети. Они задавали Демиду много разных вопросов, на которые он с легкость отвечал. Из его ответов мы узнали о том, как у него появились муравьи, где живут, чем питаются, как он за ними ухаживает.
У нас получилась очень интересная и запоминающаяся беседа.
Знаете, я еще тогда отметила как легко и быстро Демид отвечает на вопросы детей и взрослых, как красиво и логически он выстраивает свой рассказ полноценными предложениями.
Наша беседа произошла за два месяца до участия в конкурсе и в самом деле она стала для меня незабываемой.
2. Выбор темы проекта. (Обоснования выбора темы проекта.)
Тема должна быть интересной и доступной для ребенка. Он должен понимать, о чем собирается рассказать.
Тема должна быть оригинальной, с элементами неожиданности, необычности.
Навязанная тема эффекта не дает.
Тема должна быть сформулирована коротко, она должна заинтересовать читателя, в ней должна быть видна цель.
Выбрать тему не сложно, если точно знаешь, что интересует ребенка.
Прежде чем выбрать тему проекта я решила поговорить с Демидом и определить для себя с чего начать, и что в дальнейшем мне сказать родителям. После беседы я выяснила что нравится Демиду, что бы нового он хотел узнать и что готов рассказать сам. Из нашей беседы я выделила две темы которыми увлекается Демид – это муравьи и змеи. Мы выбрали муравьев, потому что муравьи находятся дома, Демид длительное время за ними наблюдает и ухаживает. Тему со змеями мы решили оставить на следующий раз. Так появилась наша исследовательская работа «Муравьиная ферма».
Идею содержания муравьев в домашних условиях я посчитала интересной и оригинальной. Так как не в каждом доме встретишь таких питомцев. Впервые о содержании муравьев в формикариях я услышала от Демида.
3. Накопление и обобщение информации.
Содержание проекта включает в себя блоки:
«Научная теория и сравнительный анализ»;
«Практическая часть проекта».
Сбор, анализ и обобщение информации по теме – это один из самых сложных и трудоёмких этапов деятельности, так как необходимо ознакомиться с большим количеством материала. Почти неделю мы потратили на сбор информации для нашего проекта. Источниками сбора материала послужили книги, интернет, фильмы, исследования и результаты наблюдения.
Что бы привлечь Демида к сбору информации и пополнению знаний по теме я каждый день давала небольшое домашние задание (интересные факты о муравьях, какие виды муравьев могут жить в формикариях). В свою очередь я каждый день приносила для него интересную информацию о муравьях. Мы вместе читали, смотрели иллюстрации (строение глаза, жвала, обсуждали полученную информации, оставляли самое интересное что нам понравилось. В конце занятия я всегда интересовалась у него, что он запомнил и что нового хотел еще узнать. Так как у нас исследовательская работа мы провели опрос среди родственников и друзей и узнали, как они относятся к идее содержания муравьев дома. Еще домашним заданием для Демида было провести при помощи родителей несколько наблюдений за муравьями. После опроса и проведения наблюдений, все полученные результаты мы зафиксировали, сделали выводы по каждому наблюдению и внесли их в нашу работу.
Про свои наблюдения Демид рассказывал остальным детям. Многие ребята заинтересовались нашей темой и стали помогать нам со сбором информации. (приносили рисунки, картинки с муравьями и насекомыми). Видя такую заинтересованность у других ребят, я им предложила узнать у о разных видах муравьев, принести картинку и краткое описание вида. Так у нас получалась своя коллекция муравьев, распространённая по всему земному шару. Используя нашу коллекцию, мы напечатали магнитики на конкурс и раздавали их всем желающим.
Для подготовки к конкурсу я подобрала целую серию видеоматериалов о муравьях. В них рассказывалось о жизни и поведении муравьев, различных видах и особенностях ухода за ними, содержании в формикариях и многое другое. Фильмы о муравьях очень понравились всем детям. После просмотра мы обсуждали увиденное. Демид рассказывал, что ему больше всего понравилось, что увидел и запомнил, отвечал на вопросы ребят по просмотренному материалу. Благодаря таким просмотрам дети приобретали знания, вместе с Демидом вовлекались в процесс изучения муравьев, учились задавать и отвечать на вопросы. А для себя я делала выводы над чем еще нам нужно поработать и на что обратить внимание.
Очень интересными и увлекательными моментами стали процессы изготовления макета муравейника и формикария. За процессом их создания наблюдала вся группа.
Мы решили не только изучить муравьев, но и попробовать сделать макет муравейника. Решили делать его в разрезе, что бы каждый мог увидеть жизнь муравьев внутри «домика». В ходе изучения темы, мы выяснили, что муравейник – это многоэтажный дом с множеством квартир, теплый, уютный, с кладовочками, с детскими комнатами, царскими палатами, с мусоросборником. В хлебном складе муравьи хранят зерна. В мясную кладовку они приносят гусениц и другую добычу. Материалом для изготовления послужили пластилин и мох. Демид очень увлекся процессом создания муравейника, с интересом лепил ходы, камеры, корм, яйца, муравьев и матку. Потом рассказывал детям как устроен муравейник.
Для Демида я сделала сюрприз в виде большого муравья, сделанного из скульптурного пластилина. По нему мы изучали строение муравья.
Наши макеты имеет практическую значимость: их можно использовать на уроках или на занятиях в детском саду.
Уже готовясь ко всероссийскому этапу конкурса мы решили все-таки попробовать сделать формикарий своими руками. Тем более, что на региональном этапе нам задавали вопросы по поводу возможности изготовления формикария дома. Мы были готовы к таким вопросам, так как ранее задумывались об его изготовлении. Демид отвечал, что возможно изготовить формикарий дома, но это сложный процесс и мы не стали его делать. Пообещал жюри, дома изучить и следующий раз рассказать.
Мы занялись изучением процесса изготовления формикария и подбора нужных материалов. Формикарий мы изготавливали в детском саду и за всеми процессами его изготовления наблюдала вся группа. Меня очень порадовало желание Демида во всем участвовать и его способность четко и правильно выполнять все мои указания. Я думала, что для него это будет сложно и невыполнимо, что он будет просто наблюдать за всем процессом. Но я ошибалась. В итоге, у нас получился отличный формикарий, в котором сейчас живет и развивается моя колония муравьев. Что бы быть ближе к Демиду и изучаемой нами теме я весной приобрела матку муравья-жнеца в пробирке и теперь вся моя семья наблюдает за жизнью муравьев.
4. Подготовка к защите. Защита проекта.
Защита проекта – это важно событие в жизни каждого докладчика, это подведение итогов длительной работы, которую необходимо представить на суд экспертной комиссии.
В процессе подготовки к защите важно выяснить специальные требования конкурса к научным работам относительно формата, стиля и содержания. Они помогут определить с чего начать подготовку. В нашем случае требования предъявлялись к стендовой и публичной защите (презентация). В интернете можно много найти рекомендаций как подготовить ребенка к защите и составить презентацию.
Как только информация собрана и обобщена, мы начали подготовку сообщения по теме проекта. Я знала, что сделать сообщение по теме не легко для дошкольников. Да что тут говорить, не каждый взрослый запомнит такое количество информации, выступит перед большой аудиторией и ответит на вопросы слушателей.
Свою подготовку мы вели по слайдам из презентации. Расскажу, как. Я в весь текс доклада привязала к слайдам к презентации. В некоторых слайдах я вставила небольшой текст, буквально пару предложений. Он служил подсказкой для Демида так как он умел хорошо читать. Для меня было важно, чтобы Демид глядя на картинку презентации мог рассказать определённую информацию, что бы у него завязалась связь между тем что он видит и что должен сказать в этот момент. Так же он знал куда нужно посмотреть и прочитать нужную ему информацию (если вдруг забудет) и продолжить свой рассказ. Мы поэтапно, слайд за слайдом готовились к выступлению. Картинки из презентации я разместила на стенде. Так Демиду было легче ориентироваться в своих знаниях. Работая с текстом мы в первую очередь разбирали непонятные для Демида слова и понятия (для чего нужны цели и задачи, что такое гипотеза и в чем она заключается, в каких единицах измеряется масса, ведь очень важно, чтобы он понимал, о чем рассказывает.
После всей подготовки к защите обязательно нужно предоставить возможность ребенку рассказать о своей работе, показать то, что у него получилось, и услышать похвалу в свой адрес. Впервые со своим проектом Демид выступал перед ребятами из старших групп. Так как по положению конкурса в конце выступления докладчик должен отвечать на вопросы слушателей, то я смоделировала такую ситуацию в группе. Детям очень понравилось выступление Демида, они внимательно его слушали и в завершении задавали ему вопросы. От ребят даже прозвучало несколько интересных вопросов к которым мы небыли готовы. Этот же пробел знаний мы быстро устранили на месте при помощи интернета. Практика вопроса и ответа, дает понять педагогу насколько хорошо ребенок подготовился к защите, знает свою тему и может аргументированно отстаивать свою позицию.