Анна Лазарева
Всеобуч «Речевые игры по дороге в детский сад»
▼ Скачать + Заказать документы
Играть и заниматься с ребенком можно не только за столом дома, но и по пути в детский сад. Уважаемые родители, превратите дорогу в детский сад в игру познавательную, развивающую, интересную как для Вас, так и для вашего ребенка. Игру, которая поможет пробудить его речь и мысли.
Предлагаю Вашему вниманию интересные и занимательные речевые игры, которые будут способствовать развитию речи ребенка, пока вы добираетесь до дома.
Дети, увлеченные замыслом игры, не замечают того, что они учатся.
Публикация «Всеобуч „Речевые игры по дороге в детский сад“» размещена в разделах
- Игры для детей
- Игры по дороге в детский сад
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Темочки
Данные речевые игры способствуют развитию речи, обогащения словаря, внимания, воображения ребенка. Для достижения положительного результата, необходимо играть ежедневно!
1. «Отгадай предмет по названию его частей»
Кузов, кабина, колеса, руль, фары, дверцы (грузовик).
Ствол, ветки, сучья, листья, кора, корни (дерево).
Подъезд, этаж, лестница, квартиры, чердак (дом).
Крылья, кабина, хвост, мотор (самолет).
Глаза, лоб, нос, рот, брови, щеки (лицо).
Рукава, воротник, манжеты (рубашка).
Подоконник, рама, стекло (окно).
2. «Отгадай, что это»
Отгадывание обобщающего слова по функциональным признакам, по ситуации, в которой чаще всего находится предмет, называемый этим словом.
Например:
Растут на грядке в огороде, используются в пищу (овощи).
Растут на дереве в саду, очень вкусные и сладкие…
Движется по дорогам, по воде, по воздуху…
3. «Назови лишнее слово»
Взрослый называет слова и предлагает ребенку назвать «лишнее» слово, а затем объяснить, почему это слово «лишнее».
- «Лишнее» слово среди имен существительных:
кукла, песок, юла, ведерко, мяч;
стол, шкаф, ковер, кресло, диван;
пальто, шапка, шарф, сапоги, шляпа;
слива, яблоко, помидор, абрикос, груша;
волк, собака, рысь, лиса, заяц;
зима, апрель, весна, осень, лето;
мама, подруга, папа, сын, бабушка.
- «Лишнее» слово среди имен прилагательных:
грустный, печальный, унылый, глубокий;
храбрый, звонкий, смелый, отважный;
желтый, красный, сильный, зеленый;
крепкий, далекий, прочный, надежный;
смелый, храбрый, отважный, злой, решительный;
- «Лишнее» слово среди глаголов:
думать, ехать, размышлять, соображать;
бросился, слушал, ринулся, помчался;
приехал, прибыл, убежал, прискакал;
пришел, явился, смотрел;
выбежал, вошел, вылетел, выскочил.
Игра «Цепочка слов»
Называть по очереди слова, начинающиеся на последний звук предыдущего слова. Пример: сова – апельсин – носок – кот…
Игра «Из чего какое?»
Сок из яблок – яблочный, а из груш? Слив? Дом из кирпича – какой? Книга из бумаги, одеяло из шерсти и т. д.
Игра «Чей хвост (голова, ухо, глаза?»
У медведя – медвежий (медвежья, медвежье, медвежьи, а у змеи, у утки, у верблюда, у козы, и т. д.
«Кто у кого?»
У лисы – лисята, а у волка, собаки, свиньи, овцы…
Игра «Большой-маленький»
Стол – столик, рука — ?. (ручка, язык —?. (язычок)
Игра «Кто или что может это делать?» (систематизация словаря)
Взрослый называет действие, а ребенок подбирает предметы. Например, слово идет, ребенок подбирает девочка идет, мальчик идет, кошка идет, снег идет и т. д. Подберите слова к глаголам стоит, сидит, лежит, бежит, плавает, спит, ползает, качается, летает, плавает…
Игра «Что на что похоже» (развитие связной монологической речи, развитие творческих способностей ребенка)
Ребенку предлагается подобрать похожие слова (сравнения)
Белый снег похож на (что)
Синий лед похож на…
Густой туман похож на…
Чистый дождь похож на…
Блестящая на солнце паутина похожа на…
День похож на…
Игра «Что для чего» (активизация в речи сложных слов)
Взрослый предлагает вспомнить, где хранятся эти предметы.
хлеб – в хлебнице,
сахар – в сахарнице,
конфеты – в конфетнице,
мыло – в мыльнице,
перец - в перечнице,
салат – в салатнице, суп – в супнице,
соус - в соуснице и т. д.
Игра «Говорим и думаем» (закрепление многозначности слова)
Иногда мы говорим одинаковые слова, но думаем о разных предметах. Найдите в стихотворении слова, которые звучат одинаково.
В чужой стране, в чудной стране,
Где не бывать тебе и мне,
Ботинок с черным язычком
С утра лакает молочко.
И целый день в окошко
Глядит глазком картошка.
Бутылка горлышком поет,
Концерты вечером дает.
И стул на гнутых ножках
Танцует под гармошку. (И. Токмакова)
Вспомните, применительно к каким предметам используют слова: ручка, коса, ключ, глазок, ножка, язычок…
Игра «Вместе веселей» (систематизация словарного запаса.) Добавь одно слово, которое подходит к двум словам.
Мама, сын (дочь) – что делают?
Летит, клюет – кто?
Дерево, цветы – что делают?
Сидит, стоит – кто?
Кошка, собака – что делают?
Льется, журчит – что? Шумит, дует – что?
Дождь, снег – что делают?
Игра «Цепочка слов» (закрепить умение выделять первый и последний звук в слове)
Взрослый и ребенок по очереди называют любые слова
Например: кошка – автобус – сок – куст – танк – капуста -.
Игра «Веселый счет» (согласование числительного с существительным и прилагательным)
Вокруг много одинаковых предметов. Какие ты можешь назвать? (дома, деревья, листья, лужи, сугробы, столбы, окна.) Давай их посчитаем. Один кирпичный дом, два кирпичных дома, три кирпичных дома, четыре кирпичных дома, пять кирпичных домов и т. д. (Каждый день можно подобрать разные определения к одному слову. Например: кирпичный дом, высокий дом, красивый дом, многоэтажный дом, знакомый дом)
Игра «Подружи слова» (образование сложных слов)
листья падают – листопад, снег падает – снегопад, вода падает – водопад, сам летает – самолет, пыль сосет – пылесос,
Игра «Все сделал» (образование глаголов совершенного вида).
Скажи, как будто ты уже все сделал (сделала). мыл – вымыл, вешает – повесил, одевается – оделся, прячется – спрятался, гладит – погладил, стирает - постирал рисует – нарисовал, пишет – написал, поливает – полил, ловит – поймал, чинит – починил, красит – покрасил, убирает – убрал, строит – построил
Игра «Ты идешь, и я иду» (закрепление в речи глаголов с разными приставками)
Ты выходишь, и я выхожу, ты обходишь и я обхожу и т. д. (подходить, заходить, переходить) Можно по аналогии использовать глаголы ехать, лететь.
Игра «А что, если…» (развитие связной речи и мыслительных процессов)
Взрослый начинает фразу, ребенок заканчивает. А что произошло, если бы не было ни одной машины… А что произошло, если бы не было птиц… А что произошло, если бы не было конфет… А что бы произошло, если бы было все вокруг твоим… (И т. д. возможно придумать различные варианты).
Игра «Найди дерево» ( выделение признаков деревьев: общая форма, расположение ветвей, цвет и внешний вид коры)
Рассмотреть и научиться рассказывать о деревьях и кустарниках, которые встречаются по дороге в детский сад.
Игра «Как можно…» (расширение и активизация словаря)
Взрослый спрашивает: «Как можно играть?» Ребенок отвечает: «Весело, интересно, громко, дружно…» Другие вопросы: - Как можно плакать? (Громко, тихо, жалобно, горько) - Как можно мыть посуду? (Хорошо, плохо, чисто, быстро) - Как можно пахнуть? (Приятно, вкусно, аппетитно, нежно) - Как можно быть одетым? (Аккуратно, небрежно, модно) - Как можно смотреть? (Ласково, зло, внимательно)
Игра «Исправь предложение» (исправление смысловых ошибок в предложении)
Взрослый произносит неправильное предложение, а ребенок исправляет. -Жук нашел Сашу. (Саша нашел жука.) - Пол бежит по кошке. - Наташа жила у ежика. - Снежная баба лепит Ваню. - Катя ужалила осу. И т. Д
1. Вступительное слово про игру
2. Практические задания для родителей
3. Просмотр видео «Игры в детском саду»
4. Либо «ромашка» либо заключительное слово
«Каждый ребёнок хочет играть, то есть жить…»
Василий Белов
Игра – самое серьёзное занятие для детей.
- Мамочка, разреши мне сегодня надеть в детский сад новое розовое платье с вышивкой.
- Нет, я не хрюша, не хрюша! А платье можно выстирать!
- И будет оно уже не новое, а старое.
- Мамуля! А можно я сегодня не пойду в детский сад?
- Нельзя! Разве сегодня выходной? Живо одевайся, а то я из-за тебя на работу опоздаю… Ты где? Опять фокусничаешь? Сейчас возьму ремень… Считаю до пяти…
Не правда ли знакомая всем картина. Наверняка, каждый хотя бы раз наблюдал её в жизни и, конечно, считая себя образцом, осуждал нерадивую маму. Но эта зарисовка не из взрослой жизни. Это диалог маленькой девочки со своей дочкой-куклой. Не будем спешить с осуждениями. Давайте попробуем ответить на вопрос: почему мы, культурные и образованные люди не можем предложить нашим детям примеров поведения, достойных подражанию?
Дети – это маленькие наши копии, они впитывают в себя всё – наши поступки, слова, эмоции, манеры, привычки. Они играют за маму, папу, за бабушку и дедушку, брата и сестру. Причём говорят за всех членов семьи теми же интонациями.
В своё оправдание каждый из нас поспешит сослаться на действительно объективные причины. В последние десятилетия произошли коренные изменения в нашем обществе. Перед нами остро встала проблема материального обеспечения. Мы много работаем, всё меньше внимания, уделяя нашим детям. Большинство родителей считает, что детям предстоит жить в обществе более жестоком, требующем высокой квалификации, и менее гуманном, основанном на борьбе за выживание. Многие относятся к игре, как к отдыху, бесцельному развлечению, бесполезной деятельности, которая не пригодится в будущем. Считают, что для игры нужно оставить совсем немного времени. В отличие от письма и счёта, обучению чтению, иностранному языку, занятий в кружках, спортивных секциях, игра не имеет жизненно необходимого результата.
Другие же родители говорят: «Нас никто не учил играть, и наши дети сами определятся с этой деятельностью». Неправда! Мы учились играть у старших сестёр и братьев, у соседских мальчишек и девчонок в шумных детских ватагах.
В погоне за ранним всесторонним развитием ребёнка мы заполняем время игры занятиями в разных кружках и школах. Английский, бальные танцы, спортивная секция, снова английский, танцы, спортивная секция… И так всю неделю. А в выходные мы стараемся, чтобы наши чада находили себе «тихие» занятия, перепоручаем свих детей телевизору или компьютеру, действуя в основном по принципу «лишь бы не мешали». Зачем воображение? Современные дети играют в обучающие игры по правилам взрослых, часами просиживают у телевизоров, проигрывают вместе с героями сериалов взрослую жизнь, с трудом отрываются от компьютерных монстров, выплёскивая свою энергию и агрессивность в безопасное пространство.
И как следствие, малыши не через игру узнают мир, плохо усваивают систему отношений в обществе, мало развиваются и не учатся премудростям, а значит не формируются как личности. А ведь именно игра позволяет скорректировать возникающие проблемы и сложности в отношениях.
А как, научиться девочке, готовить пельмени, если мама не разрешает повозиться с мукой; как научиться стирать, если даже носовые платочки отправляются в стиральную машину? Как мальчику стать умелым, если папа взамен любимой машины со сломанным колесом покупает новую машину? Так облегчая жизнь себе, мы сужаем круг ярких эмоциональных впечатлений о труде взрослых и о способах проявления заботы о детях.
Ведь игра – это необходимая для нормального развития ребёнка школа. Не зря её называют ведущей деятельностью. Ведь именно играя, ребёнок учится анализировать, обобщать, запоминать и припоминать то, что нужно ребёнку в данный момент. В игре развивается фантазия. Ребёнок учится регулировать своё поведение, усваивает нормы поведения в обществе, учится общаться и узнаёт многое об окружающем мире.
Если дошкольник не наиграется вволю, значит, многое мы ему не додадим, много ему будет не хватать во всей его последующей жизни. А это в самом деле достаточно серьёзно.
Что делать? Как вернуть игру детям?
Сначала нам взрослым нужно остановиться и вспомнить своё детство. Что любили, чем и во что играли. Меня, например, в детстве привлекали лужи. Как хотелось прошлёпать по этому «морю разливному», найти в нём самое глубокое место! И как я обижалась на маму, когда она оттаскивала меня за руку от зеркальной тайны лужи! Поэтому я всегда надевала на своих детей непромокаемые штаны, обувала резиновые сапоги и отпускала в необыкновенное путешествие по лужам двора.
Мы взрослые привыкли к своей воспитательной и обучающей роли. А, может быть стоит от неё отказаться? Попробуйте! Только не спешите проявлять инициативу, дайте возможность ребёнку выступить осведомлённым и знающим человеком.
Представьте, ребё нок сажает вам на колени игрушку и говорит:
- Ты теперь медвежонок!
- Хорошо, - соглашаетесь вы. – Я медвежонок.
- Ты есть хочешь? – Хочу!
- Нет, - говорит ребёнок. – Скажи: «Не хочу!»
Не стесняйтесь, покапризничайте: «Не хочу!»
И вам повезёт! В ответ вы обязательно услышите длинный монолог. Примерно такой:
- Как это не хочу! Не будешь есть – не вырастешь. Ручки и ножки будут как палочки тоненькие. Тебя будет ветер уносить.
Такая игра кроме удовольствия от общения с ребёнком даст вам сведения о ваших взаимоотношениях, о семейных ритуалах, о мерах поощрения и наказаниях, применяемых вами к малышу. Эта информация бесценна, так как поможет лучше понять ребёнка, найти золотой ключик к детской душе.
Чтобы вернуть игру в жизнь детей, достучаться до уставших и занятых родителей, в нашей группе было проведено родительское собрание «Игра – это серьёзно!» Были подготовлены выставки игрушек, сделанных своими руками, рисунки детей и родителей. Была подготовлена мультимедийная презентация «Как мы играем!» Сколько эмоций она вызвала у родителей: появлялись улыбки, слёзы, загорались глаза. Родители смогли увидеть своих детей в разных ролях, это были настоящие врачи, строители, водители, космонавты, заботливые хозяйки и даже очень строгие полицейские. Стул превращался в машину, автобус. Ковёр становился морем или полянкой, куда пришли все отдохнуть, позагорать, а простой платок становился великолепным нарядом. Затем мы вместе с родителями отправились в страну «Игроград». Они побывали в мире детства, поиграли в игры. При таком сотрудничестве, взаимном понимании возможно пробудить интерес у взрослых к проблеме детской игры. Надеемся, что родители, более серьёзно будут относиться к детской игре, ведь игра – это серьёзно!
Как часто можно услышать выражение – «Все мы родом из детства» - забываем этот волшебный мир, и не всегда сами понимаем своих собственных детей.
Уважаемые взрослые! Хочется напомнить, что ни один ребёнок не просился на этот свет. Дети нужны нам. Но мы забываем, что даже младенец имеет право на свою жизнь. Ребёнок – тоже личность, только маленькая. У него своё право на тайну, своё право на желание, право на любовь и внимание. И это право признано мировым сообществом взрослых в Международной конвенции о правх ребёнка. Давайте всегда будем помнить об этом и сделаем всё, чтобы среди океанов и материков планеты «Детство» громадный остров, называемый Игрой, не стал затопленной Атлантидой. Нужно не только распахнуть Игре двери, но и понять её, принять в игру вместе с нашими детьми.
Пусть наши дети играют в банкиров, но помыслы будут направлены на благо всех, на благо России. И этому игра может научить.