Елена Мартьянова
Консультация для родителей «Всех скороговорок не переговоришь и не перевыговоришь»
▼ Скачать + Заказать документы
Всех скороговорок не переговоришь и не перевыговоришь
К сожалению, далеко не каждый из нас обладает способностью быстро облекать свои мысли в словесную форму и давать четкие и верные ответы на поставленные им вопросы. Не все от природы наделены красивой и четкой дикцией, такой как у ведущих телевизионных программ или актеров театра, поэтому испытывают сильное разочарование, когда слышат свой голос в записи. Любую проблему всегда можно решить, проявив определенную долю упорства, если вы сможете заставить себя постоянно тренировать свою речь при помощи специальных упражнений, то результат не заставит себя долго ждать. Для её развития существует большое количество различных методик. Одним из главных методов развития речи является — скороговорки. Скороговорки – золотой словарный запас веселых заковыристых фраз, которым можно и нужно пользоваться, как взрослым, так и детям. Скороговорки развивают речевой аппарат, делают его более совершенным и подвижным. Речь становится правильной, выразительной, чёткой и понятной. Это главная цель скороговорок, но не единственная.
Публикация «Консультация для родителей „Всех скороговорок не переговоришь и не перевыговоришь“» размещена в разделах
Разучивая скороговорку, человек учится осмысленно относиться к тому, что говорит, взвешивать каждое слово, если не слог, чувствовать связь между словосочетаниями, улавливать очень тонкие нюансы в интонации, смысле, значении.
Он так же учит не только говорить, но и слушать. Это очень полезно для детей и пригодится в школе, когда учитель выдаёт много разной информации. Некоторые дети любят переспрашивать, они рассеяны и невнимательны. Прослушивание скороговорок улучшает их способность концентрироваться на том, что они слушают. И не только слышать, но понимать смысл высказываемого. Например: «Четыре черненьких чумазеньких чертенка чертили черными чернилами чертеж». Ребёнок вдумывается, чтобы понять, кто и что делает.
Смысл скороговорок становится прекрасной основой для расширения и обогащения словаря ребёнка.
Психологи считают, что скороговорки можно использовать при работе с гиперактивными детьми, поскольку для правильного произношения необходимо проявить сосредоточенность и концентрированность В целом скороговорки благоприятно отражаются на общем интеллектуальном развитии человека. Приступая к занятиям со скороговорками - проговаривайте их медленно. Сначала необходимо делать упор не на скорости их произнесения, а на качестве. Только после того, как вы сможете проговаривать выбранные скороговорки четко и без ошибок, можно постепенно увеличивать темп их проговаривания. Чем с большей скоростью вы сможете произносить скороговорки - тем лучше. Для большего развития речевого аппарата рекомендуют произносить скороговорки не только с изменением темпа речи, но и громкости, то есть тихо, громко или шепотом.
Скороговорки бывают сложные(«Жили-были три китайца: Як, Як-цедрак, Як-цедрак-цедрак-цедрони. Жили-были три китайки: Цыпа, Цыпа-дрыпа, Цыпа-дрыпа-дрымпампони. Все они переженились : Як на Цыпе, Як-цедрак на Цыпе-дрыпе,Як-цедрак-цедрак-цедрони на Цыпе-дрыпе-дрымпампони. И у них родились дети. У Яка с Цыпой — Шах, у Яка-цедрака с Цыпой-дрыпой — Шах-шарах, у Яка-цедрака-цедрака-цедрони с Цыпой-дрыпой-дрымпампони — Шах-шарах-шарах-широни») и простые (всех скороговорок не перескороговоришь, не перевыскороговоришь, в прозе и в стихах, без сюжета и с сюжетом, абсурдные (макака макала коалу в какао, какао коала лениво лакала) и логичные, с повторениями (Кукушка кукушонку купила капюшон, как кукушонок в капюшоне смешон) и без них. .В легких скороговорках отрабатывается всего по паре сложных звуков. Это, в основном, детские скороговорки. Если вы их легко произносите, то можете переходить к сложным скороговоркам. В сложных скороговорках отрабатываются по три и более звука. Либо по два, но их сочетание очень непростое.
В случае затруднения разделите скороговорку на несколько частей и учите каждую из них по отдельности. Точно так же можно разбить на части трудно произносимое слово.
Скороговорки можно использовать в играх:
«Кто быстрее?» : ведущий выбирает наиболее трудную скороговорку и произносит ее вслух медленно и внятно. Затем, обращаясь к участникам игры, он спрашивает: кто берется прочесть ее быстрее? Одному из желающих дается возможность это сделать. Вслед за этим выясняется, кто может прочесть скороговорку еще быстрее. Играющие один за другим сменяют друг друга, соревнуясь в быстроте и правильности произнесения скороговорки. Победителем объявляется тот, кто, не сбиваясь и не запинаясь, прочтет скороговорку быстрее всех.
«Паровозик» : на каждого участника ведущий игры распределяет по одному слову из выбранной скороговорки. После этого вся группа должна постараться, последовательно называя каждый свое слово, как можно быстрее произнести всю скороговорку целиком. После чего каждый участник должен попытаться произнести всю скороговорку самостоятельно.
Для повторения уже изученных скороговорок также можно использовать игровую форму:
«Выключили звук!» : ведущий медленно, одними движениями губ и, при необходимости, языка беззвучно имитирует произнесение одной из изученных скороговорок. Задача остальных участников – угадать скороговорку и произнести ее быстро и без ошибок. Угадавший участник становится ведущим.
«Глухонемая скороговорка» : задача ведущего – жестами изобразить содержание скороговорки. Остальным участникам необходимо угадать саму скороговорку. Победителем считается тот, кто не только быстро угадал скороговорку, но и смог без ошибок ее произнести.
Игровая форма помогает не только принять и полюбить такое замечательно речевое упражнение, как скороговорка, но и научиться правильному и четкому произношению звуков и слов родного языка.
Существует немало интересных методик, советов, правил, игр по произношению скороговорок, да всех их и не перечислить! Но, главное - выбрать для себя понравившуюся и начать заниматься. Занятия будут полезны и ребёнку, и взрослому!
Главное – старание и упорство, а также ежедневные тренировки.