светлана трефилова
Консультация для родителей «Влияние скороговорок на развитие речи»
▼ Скачать + Заказать документы
Жизнь неумолимо наращивает темп. Ускоряется все : машины, интернет и, естественно, человеческая речь. Люди торопятся высказаться, как можно быстрее. А что из этого выходит? Никто их не понимает!
Была эпоха, когда особенно ценилось умение рассказывать и вести разговор. Во Франции и России конца XVIII - начала XIX вв. сложилась целая культура светской салонной беседы. Человек, овладевший в совершенстве этим искусством, мог занять положение в обществе, не обладая ни титулом, ни состоянием. Прославленных говорунов и острословов стремились заполучить в гости, их специально приходили послушать.
Публикация «Консультация для родителей „Влияние скороговорок на развитие речи“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Скороговорки
- Темочки
В наше время невозможно представить человека успешным, если он в совершенстве не владеет языком, не знает особенности языка официальных бумаг, не владеет хорошей разговорной речью. Язык обеспечивает нам все необходимые средства для общения в любой ситуации, и богатство языка нужно уметь использовать.
Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности познать действительность, полноценнее будущие взаимоотношения с детьми и взрослыми, его поведение, а, следовательно, и его личность в целом. И наоборот, неясная речь ребенка весьма затруднит его взаимоотношения с людьми и нередко накладывает тяжелый отпечаток на его характер.
Известно, что дошкольный возраст – период интенсивного овладения ребенком родной речью. За короткий период жизни продолжительностью всего в несколько лет ребенок проходит удивительный по своей стремительности путь от первых неоформленных лепетных звуков до свободного оперирования богатым набором слов, грамматическим строением языка.
Овладение родным языком является одним из важнейших приобретений ребенка в дошкольном детстве. Речь связана с познанием окружающего мира, развитием сознания и личности. Формирование речевой деятельности представляет собой процесс взаимодействия ребенка с окружающими людьми с помощью материальных и языковых средств. Речь формируется в процессе существования ребенка в социальной среде. Ее возникновение и развитие вызываются потребностями общения, нуждами жизнедеятельности. Противоречия, возникающие в общении, ведут к развитию речевой способности, к овладению все новыми средствами общения, формами речи.
Именно поэтому я считаю, развитие речи детей основой работы воспитателя и стараюсь уделять этому вопросу как можно больше внимания. Ведь речь – средство уникальное, универсальное и незаменимое, развивается как средство многих видов человеческой деятельности. Развивать речь ребенка, не включая ее в ту или иную деятельность, невозможно. Развитии речи детей это не только и не столько сообщать им новые слова, но, что гораздо важнее, по моему мнению, использовать речь, как необходимое и незаменимое средство той или иной деятельности – игры, конструирования, восприятия художественных произведений и т. п. Ведь развитие всех форм детской деятельности ведет к развитию их главного средства – речи.
И особое место здесь занимают колыбельные, потешки, поговорки, скороговорки, считалки, загадки. Это обусловлено возрастными особенностями дошкольников, прежде всего свойствами их памяти, а так же способностью концентрировать внимание лишь на короткое время.
Чем полезны скороговорки?
Скороговорки развивают речевой аппарат ребенка, делают его более совершенным и подвижным. Речь становится правильной, выразительной, четкой, понятной, а ребенок – успешной в будущем личностью. Это главная цель скороговорок, но не единственная.
Как работать со скороговорками.
Шаг 1
Для начала стоит проговорить текст медленно. То, что скороговорки нужно говорить сразу очень быстро – критическое заблуждение! Этим вы только портите свою дикцию! Сначала проговаривайте скороговорку или сложное слово медленно, будто по слогам. Главная задача на этом шаге – правильно выучить скороговорку.
Для примера возьмем скороговорку : «На дворе трава, на траве дрова». Очевидные сложные буквы здесь – это Р, Д и Т. Соответственно разбиваем скороговорку на слоги и медленно произносим, чётко выговаривая буквы Р, Д и Т: «На Дво-Ре ТРа-ва, на ТРа-ве ДРо-ва». Но часто, забывая про гласные звуки, многие начинают произносить «На двАре трава, на траве дрАва». Цель: научиться правильно и красиво говорить, чтобы люди понимали каждое слово. И отрабатывая каждый звук в скороговорках, необходимо добиваться лёгкости в произношении слов в повседневной речи.
Шаг 2
Когда вы сможете выговорить чистоговорку медленно, четко и ясно, отчеканивая каждый звук, беззвучно проработайте артикуляцию. Попросите близкого человека – пусть он прочитает по вашим губам.
Шаг 3
Отработав движения губ, произнесите текст шёпотом. Не шипя, а шёпотом! Звуки, которые вы произносите должны быть тихими, но четкими! Представьте себя суфлёром в театре, ваш шепот должен быть слышен и понятен на другом конце сцены.
Шаг 4
После того, как вы четко прошептали чистоговорку, настало время проговорить её вслух. Произносите медленно и четко. Помните: чтобы научиться говорить быстро – нужно научиться говорить медленно!
Шаг 5
Теперь, когда вы полностью выучили и проработали текст, можете произнести его с разной интонацией, в разных “стилях”. Попробуйте проговаривать скороговорки как стихотворение : плавно и напевно. Потом продемонстрируйте скорость вашей речи. Затем можете попробовать спеть фразу.
В общем, вот это весь секрет развития речи с помощью скороговорок.
Можно также поиграть с детьми в следующие игры:
• попросите малыша во время проговаривания стишка ритмично отбивать мяч от пола или от стены;
• попробуйте поиграть в паре с ребенком, по очереди произнося строчки из скороговорки;
• задайте ритм скороговорке, хлопая в ладоши;
• проведите соревнование, кто быстрее проговорит скороговорку и не собьется.
Скороговорки
Усатый рыболов Фома
Задумал выловить сома.
Старый сом тряхнул усами:
— Мы, сомы, с усами сами!
Терпеливо наш Фома
Ждет усатого сома.
Сом только усмехается,
Клевать не собирается.
***
Пчела ужалила, жужжа,
Случайно спящего ужа.
***
Захотелось попугаю
Попугать хозяйку Раю.
Но, хозяйка для начала
Попугая попугала,
И набросила на клетку
Попугая одеяло.
***
Ягод Ян принес лукошко,
Ягод деду дал немножко.
Поглядел дед: Ох, беда!
Это волчья ягода!
***
Баран брал барабан, барабанил с утра баран.
Нельзя баранам доверять барабаны.