Алла Людинчан
Вред или пользу несут современные гаджеты для речевого развития
▼ Скачать + Заказать документы
Подготовил воспитатель
второй младшей группы «Незабудка» :
Людинчан Алла Сергеевна,
высшей квалификационной категории
Вред или пользу несут современные гаджеты для речевого развития
В нашем современном мире ребенок почти с рождения видит вокруг себя различные технические устройства – это различные смартфоны, планшеты, компьютеры и многое другое. И конечно ребенка это очень привлекает красивые яркие картинки, постоянное движение на экране, ритмичные мелодии. «Сегодня» мы живем в постоянном потоке информации и не всегда эта информация может быть полезна, тем более для детской ещё несформировавшийся психике ребенка. Наша задача как родителей и воспитателей постараться объяснить и научить ребенка правильно использовать всю ту информацию, что они получают из сети Интернет. Сейчас в нашем компьютеризованном мире уже невозможно разделить связь гаджет – ребёнок. Но мы можем сделать, так, чтоб это приносило больше пользы, чем вреда.
Публикация «Вред или пользу несут современные гаджеты для речевого развития» размещена в разделах
- Гаджеты. Вред и польза
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Когда наши дети начинают в раннем возрасте смотреть мультфильмы, тыкать в планшет или телефон - это не дает развиваться коре больших полушарий. А, ведь, именно кора отвечает за высшую нервную деятельность – речь, мышление, словесное восприятие. От этого начинает тормозится развитие речи. В последние годы всё больше и больше открывается логопедических групп, так как стало много детей с задержкой речевого развития : дети позже начинают говорить, мало и плохо разговаривают, их речь бедна, примитивна и не выразительна. Маленькие дети, которые, много времени проводят за гаджетами, не могут полноценно развивать свою речевую деятельность.
Во-первых, они не учатся воспринимать информацию на слух, тем самым не развивается фонематический слух. Речь «с экрана» является набором чужих звуков. Поэтому дети предпочитают молчать, либо изъясняются криками и жестами.
Во-вторых, при отсутствии пассивного словаря, у детей плохо развивается логическое мышление и воображение.
В-третьих, гаджеты снижают мотивацию детей к разговорам.
Исходя из всего этого, современные гаджеты могут стать причиной не только задержки речевого развития, но и «положить начало» трудностям в школьном периоде: в чтении, письме и пересказе.
Разные ученые выделяют несколько этапов развития речи. Основными являются следующие:
Первый этап подготовительный, или пассивный. Возраст – от рождения до 1 года. Данный этап является основополагающим, потому что характеризуется появлением первого крика, эмоциональных откликов на общение с родителями, близкими людьми, первыми поворотами головки на звуки, лица родных, готовностью к игровым действиям, реакцией на слова и др. Основной источник получения информации об окружающем мире – пальчики и рот, куда отправляется все, что попадается под руки. Появляются первые звуки, звукокомплексы, слоги. (https://logopediacentr.ru/razvitie-i-korrektsiya/formirovanie-rechi/)
На данном этапе развития речи нужно больше общаться с ребенком. Давать ребенку как можно больше информации, которую он может воспринимать на слух: звуки музыки, природы, бытовых приборов в доме, шум улицы из окна и, конечно, звуки родной речи. Разговаривать с ребенком нужно везде всегда и обо всем. Называть предметы, которые окружают ребенка, указывая на них.
Второй этап. Автономный, или преддошкольный. Возраст – от года до 3 лет. Появляются первые слова и фразы, которые могут быть сказаны не совсем правильно. Дошкольник учится произносить, улавливая реакцию окружающих и стараясь повторять за взрослыми, начинает понимать смысл сказанного и использовать это в дальнейшем. Единственное, что может отличать речь ребенка от взрослого на данном этапе – это отличия в произношении и множественные значения некоторых слов (со временем дитя научится понимать разные или переносные смыслы употребления одних и тех же слов). (https://logopediacentr.ru/razvitie-i-korrektsiya/formirovanie-rechi/)
В нашем же осовремененном мире, когда родители больше времени заняты своими рабочими и домашними делами на помощь приходит телефон или планшет, который заменяет ребенку игрушки. Что будет ему попадаться под руки если рядом мельтешат красивые яркие картинки? Как он будет познавать окружающий мир? Зато ребенок тихо сидит и не мешает. Удобный ребенок – хороший ребенок!
Третий этап. Активный, или дошкольный. Возраст – от трех до 7 лет. Речь усиленно развивается, расширяются словарный запас и кругозор ребенка. На этом этапе (физиологически правильно) можно исправлять нарушенное произношение любых групп звуков – ребенок слышит свою искаженную речь и способен осознавать сделанные ошибки, и впоследствии их исправлять. Речь становится более связной, развернутой ребенок усложняет предложения, может составлять и сочинять рассказы.
В процессе разговора ребенок не только учиться говорить и слушать он учиться думать. Используя гаджеты у ребенка нет взаимодействия нет обратной связи, он бездумно смотрит и слушает. Получается, что мыслительные процессы тоже затормаживаются. В результате мы имеем не только проблемы с речью ребенка ну и с остальными психическими функциями, а также и физическим развитием ребенка (малоподвижность, плохое зрение, ухудшение осанки, искривление позвоночника, ожирение, ухудшение сна и т. д).
Поэтому не забываем с ребенком разговаривать, читать книги, учить стихи песни, играть в настольные игры, ходить гулять, экспериментировать, играть в подвижные игры. И мы все должны помнить чем реже ребенок находиться наедине с гаджетами, тем счастливей его детство.