ирина какоткина
Возрастные особенности развития внимания ребёнка
▼ Скачать + Заказать документы
Возрастные особенности развития внимания
Возрастные особенности развития внимания Внимание – это выборочное и сосредоточенное направление человеческого сознания на некотором объекте, который имеет определенное устойчивое или ситуационное значение, в отличие от других окружающих объектов. Периоды становления внимания Возрастные особенности развития внимания являются важным компонентом в изучении физиологических, психологических, эмоциональных и особенностей человека в целом. В процессе развития личности, внимание проходит определенную эволюцию: В первые несколько месяцев жизни появляются ориентировочные рефлексы, что свидетельствует о наличии у ребенка непроизвольных признаков внимания, ребенок выявляет реакции на смену окружающей среды, на сильные раздражители; Первые год жизни ребенка – исследовательно - ориентировочная деятельность, что в дальнейшем будет способствовать развитию фокусировки внимания. Ребенка все больше интересуют яркие и новые предметы окружающей среды; Второй и третий годы жизни – развитие признаков произвольного внимания при речевом воздействии взрослых людей; 4-5,5 лет – способность направления внимания под воздействием инструкций взрослых людей. В таком возрасте необходимо начинать проводить тренировки по переключению или распределению внимания; 5-6 лет – появление самостоятельной фокусировки внимания под воздействием собственных инструкций, детализация и анализ различных предметов; Школьный возраст – совершенствование волевого и произвольного видов внимания. В данный период развития происходит увеличение разницы в значимости произвольного и непроизвольного. Со временем снова наблюдается выравнивание показателей. Именно в школьном возрасте, учитывая особенности детской психики, используются следующие приемы по совершенствованию преднамеренного вида внимания : создание четкого и ясного представления о задачах и их выполнении, развитие мышления и наблюдательности, воспитание дисциплины и ответственности, повышение устойчивости внимания при помощи увеличения объемов и сложности предлагаемой информации; По достижению 18-20 лет изменения во внимании имеют эволюционный характер: внимание связывается вербальным мышлением и памятью, что увеличивает связь внимания с интеллектуальным процессом. Функции внимания Внимание выполняет ряд важных функций: Определение информации, необходимой для обработки – селективность; Функция контроля и оценки деятельности; Функция прогноза и программирования. Факторы, влияющие на внимание. Возрастные особенности внимания связаны с участием в мыслительных процессах различных участков головного мозга. Эффективность выполняемой работы и сосредоточенность на данном процессе зависит, во многом, от окружающих факторов: некоторые факторы обстановки способны отвлекать внимание (яркий цвет, посторонние раздражающие звуки, эмоциональный дискомфорт при общении, другие – помогают сконцентрироваться (тишина или спокойная музыка, неброская цветовая гамма в оформлении интерьера). Нахождение на протяжении долгого времени в рабочей обстановке также негативно сказывается на концентрации и трудоспособности. Поэтому рекомендовано делать небольшие (10-15 минут) перерывы, во время которых можно немного размяться физически, а также выпить чаю или кофе. Большое значение имеет такой процесс, как колебание умственной активности в течение суток. Ученые доказали, что наиболее высокая эффективность наблюдается с 9.00 до 12.00 часов дня и с 15.00 до 19.00 вечера. Планировать свой рабочий день лучше всего с учетом данных особенностей. Упражнения для развития внимания Для повышения степени концентрации внимания существуют различные упражнения, целью которых является умение ограничивать внимание и концентрироваться только на объекте работы. Сосредоточьте ваш взгляд на фаланге одного из пальцев, попробуйте удерживать внимание в течение 2-3 минут, не обращая внимания на происходящее вокруг вас. Включите по телевизору интересный фильм или телепередачу, поставьте напротив часы и старайтесь следить за секундной стрелкой, не отвлекаясь на монитор. Включите музыку, желательно танцевальную, закройте ваши глаза и попробуйте сосредоточить внимание на собственном дыхании или сердцебиении. При поездках в транспорте сосредоточьте внимание сначала на стекле, а за тем на предметах за ним. Необходимо повторять несколько раз подряд с разными временными интервалами. Перед тем, как лечь спать, возьмите лист печатного текста и нарисуйте в центре зеленый круг средних размеров. В течение 5-7 минут сосредоточьте внимание и взгляд на этом круге, а затем постарайтесь сразу заснуть. Постарайтесь сосредоточить внимание на окружающих звуках в течение 9-10 минут. Постарайтесь прочесть неинтересную вам книгу, при этом стараясь получить из нее хоть часть информации, которая могла бы вас заинтересовать. Попробуйте осмысливать полученную информацию. Развивать внимание можно и на протяжении рабочего дня. Существуют специальные упражнения, позволяющие проводить тренировку в перерывах между работой. Перед тем, как выйти из рабочего кабинета, повернитесь лицом к комнате и в течение 7-10 секунд осмотрите помещение. Затем, по дороге на перерыв, постарайтесь подробно вспомнить предметы кабинета, попавшие в поле вашего зрения. Попросите коллегу напечатать двадцать любых цифр, потом сами попытайтесь обнаружить в них последовательность или взаимосвязь. Возьмите в обе руки по карандашу или ручке и постарайтесь одновременно нарисовать ромб и круг. Повторите процедуру несколько раз. Такое упражнение помогает развивать моторику и концентрацию. После работы старайтесь вспомнить какие-нибудь новые детали интерьера, имена. Внимание обладает несколькими свойствами (сосредоточенность, объем, распределение, стойкость, переключаемость). Данные свойства можно развивать при помощи различных упражнений. Для совершенствования каждого из параметров существуют отдельные виды тренировок, однако для наилучших результатов лучше использовать комплексный подход.
Публикация «Возрастные особенности развития внимания ребёнка» размещена в разделах
Успехов Вам и Вашим детям!