Лариса Виноградова
Возрастные особенности развития детей 5–6 лет
▼ Скачать + Заказать документы
«Возрастные особенности развития
детей 5-6 лет»
Каждый ребёнок развивается по-своему, у каждого свой соб-ственный путь и темп развития. Но всё же есть нечто общее, что поз-воляет охарактеризовать детей, - это возрастные особенности.
Темочки:
- Возрастные особенности детей
- Возрастные особенности детей 5-6 лет
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Развитие детей. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
Вашему вниманию предлагается общий возрастной портрет ре-бёнка 5-6 лет, с показателями разных сторон его развития.
Социальное развитие ребёнка 5-6 лет процесс, во время которого усваиваются ценности, традиции, культура общества, к которому принадлежит малыш. Общаясь со сверстниками и взрослыми, играя, занимаясь, маленький человек учится жить по определённым неписаным правилам, учитывать интересы других людей, нормы поведения».
Какие особенности должны присутствовать у детей 5-6 лет, чтобы социальное развитие было успешным?
• способность играть с другими детьми, не ссорясь, соблюдая правила игры.
• способность сосредоточенно работать 10-15 минут;
• способность оценить качество своей работы в общем;
• умение планировать свою деятельность, а не действовать хао-тично, методом проб и ошибок;
• способность самостоятельно исправить ошибку в своей работе;
Какие возрастные особенности детей 5-6 лет необходимо учиты-вать при развитии речи.
Способность правильно воспроизводить все звуки родного язы-ка;*способность к простейшему звуковому анализу слов;
• хороший словарный запас (3, 5-7 тысяч слов);
• грамматически правильное построение предложения;
• умение самостоятельно пересказывать или составлять рассказ по картинкам;
• свободное общение со взрослыми и сверстниками;
Какие возрастные особенности детей 5-6 лет необходимо учиты-вать при развитии их интеллекта?
• способность к классификации предметов, простейшим умоза-ключениям;
• элементарный запас сведений и знаний об окружающем ми-ре,• способность к произвольному вниманию, однако оно ещё не устойчиво (10-15 минут) ;
• способность воспринимать инструкцию и по ней выполнять за-дание;
• преобладает непроизвольная память;
• легче запоминают наглядные образы, чем словесные рассуж-дения;
• способность к овладению приёмами логического запоминания (смысловые соотношения и группировка) ;
• неспособность быстро и часто переключать внимание с одного вида деятельности на другой
5 – 6 лет это возраст активного развития физических и познава-тельных способностей ребенка, общения со сверстниками. Игра остается основным способом познания окружающего мира, хотя ме-няются ее формы и содержание.
В этом возрасте ваш ребенок :
• Продолжает активно познавать окружающий мир. Он не только задает много вопросов, но и сам формулирует ответы или создает версии. Его воображение задействовано почти 24 часа в сутки и помогает ему не только развиваться, но и адаптироваться к миру, который для него пока сложен и ма-лообъясним.
• Желает показать себя миру. Он часто привлекает к себе внимание, поскольку ему нужен свидетель его самовыраже-ния. Иногда для него негативное внимание важнее никакого, поэтому ребенок может провоцировать взрослого на привлечение внимания «плохими» поступками.
• С трудом может соизмерять собственные «хочу» с чужими потребностями и возможностями и поэтому все время про-веряет прочность выставленных другими взрослыми границ, желая заполучить то, что хочет.
• Готов общаться со сверстниками, познавая через это обще-ние правила взаимодействия с равными себе. Постепенно переходит от сюжетно ролевых игр к играм по правилам, в которых складывается механизм управления своим поведе-нием, проявляющийся затем и в других видах деятельности. В этом возрасте ребенку еще нужен внешний контроль — со стороны его товарищей по игре. Дети контролируют сначала друг друга, а потом — каждый самого себя.
• Стремится к большей самостоятельности. Он хочет и может многое делать сам, но ему еще трудно долго сосредоточи-ваться на том, что ему неинтересно.
• Очень хочет походить на значимых для него взрослых, по-этому любит играть во «взрослые дела» и другие социаль-ные игры. Продолжительность игр может быть уже доста-точно существенной.
Вам как его родителям важно:
С уважением относиться к его фантазиями версиям, не заземляя его магического мышления.
Различать «вранье», защитное фантазирование и просто игру во-ображения.
Поддерживать в ребенке стремление к позитивном у самовыра-жению, позволяя развиваться его талантам и способностям, но не акцентируя и не эксплуатируя их. Постараться обеспечить ребенку возможности для самого разнообразного творчества.
Быть внимательными к желаниям ребенка, но и уметь ставить границу там, где его желания вредны для него самого или нарушают границы окружающих его людей. Важно помнить, что не стоит ста-вить ту границу, которую вы не в состоянии отстоять и выдержать.
Обеспечивать ребенку возможность общения со сверстниками, помогая своему малышу только в случае его эмоциональных затруд-нений, обсуждая сложившуюся трудную ситуацию и вместе рассмат-ривая варианты выхода из нее.
Обеспечивать общение с близкими, организовывая отдых всей семьей, вместе с ребенком обсуждая совместные планы.
Постепенно снижать контроль и опеку, позволяя ребенку ставить перед собой самые разнообразные задачи и решать их. Важно радо-ваться самостоятельным успехам ребенка, и поддерживать его в слу-чае проблем, совместно разбирая причины неудачи.
Помнить, что в этом возрасте (да и всегда) ваш ребенок охотнее будет откликаться на просьбу о помощи, чем на долженствование и обязанность. Осознавать, что, обращаясь к нему как к помощнику, вы больше развиваете в нем «взрослую» позицию. Делая его подчинен-ным и обязанным выполнять ваши требования, вы развиваете его «инфантильно-детскую» составляющую.
По возможности не пугаться и не увиливать от «неудобных», но очень важных для ребенка вопросов. Отвечать ясно и максимально просто только на те вопросы, которые он задает, не распространяясь и не усложняя. Уметь объяснить ему специфику разности полов на его языке, в соответствии с его возрастом, в случае трудностей запа-стись детской литературой на эту тему.
На вопросы о смерти отвечать по возможности честно в соответ-ствии с вашими, в том числе и религиозными, представлениями. Помнить, что отсутствие информации по этой теме порождает у ре-бенка фантазии, которые могут быть тревожнее и страшнее, чем ре-альность.
Помогать ребенку (вне зависимости от пола) справляться со стра-хами, не осуждая его и не призывая не бояться.
Внимательно выслушивать ребенка и сочувствовать ему, разде-ляя его беспокойства и тревоги. Поддерживать его в процессе про-живания страха, быть по возможности рядом, когда это нужно пугли-вому ребенку, но и постепенно предоставлять ему возможность справляться самому с чем-то менее страшным. В случае навязчивых страхов обращаться за помощью к психологам.