Оксана Михалева
Возрастные особенности обучения рисованию детей 5–6 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Возрастные особенности обучения рисованию детей 5-6 лет
Старший дошкольный возраст – это возраст активного развития ребёнка, во всех сферах его жизни, совершенствуются основные виды его деятельности, развиваются психические процессы.
Рассмотрим особенности развития изобразительных навыков у детей 5-6 лет в контексте выделенных ранее показателей.
Восприятие и связанное с ним представление достаточно развито у детей старшего дошкольного возраста, это доказывают исследования многих педагогов и психологов. «Ребёнок стремится узнать, как устроены предметы, для чего они предназначены, пытается установить взаимосвязь между предметами и явлений действительности. Разрозненные, конкретные малоосознаваемые впечатления об окружающей действительности становятся все более чёткими, ясными и обобщёнными, появляется некоторое целостное восприятие».
В возрасте 5-6 лет совершенствуется восприятие окружающих его предметов, т. е. цвета, величины, формы, пропорциональности и пространственного соотношения. Представления детей об окружающем мире, которые они получили ранее, систематизируются.
«Одним из самых доступных для ребёнка средств выразительности является цвет. Характерно, что использование красок ярких, чистых тонов в разнообразном сочетании присуще дошкольникам всех возрастов. К старшему дошкольному возрасту ребёнок более тонко и разнообразно использует цвет, создавая выразительные образы». К этому периоду ребёнок уже легко и быстро ориентируется в основной цветовой гамме, различает и называет более тёмные или более светлые тона, то есть он знаком с понятием «насыщенность цвета». Знает о том, что цвета разделяются на тёплые и холодные, знакомится с мягкими, пастельными, и резкими, контрастными, сочетаниями цветов.
Однако «восприятие в этом возрасте характеризуется анализом сложных форм объектов». Многие исследователи, такие как, В. М. Бехтерев, Е. А. Флёрина, Н. П. Сакулина, В. С. Мухина и др., отмечают реалистическую направленность детского рисунка, стремление адекватно отразить предметы и явления окружающего мира, передать реалистичные формы. Для того чтобы это было возможно «возможность всесторонне пронаблюдать, обследовать предмет не только зрением, но и при помощи других анализаторов. Включение нескольких анализаторов помогает уточнить представления. Чаще всего на помощь зрению привлекается осязание. Если позволяют размеры предмета, надо дать возможность детям ощупать, потрогать его. А осязание, в свою очередь, поможет воспринять то, что сложно для зрения – это объем и фактуру. В тех случаях, когда нельзя взять предмет в руки, надо включить мускульное чувство, предложить детям издали обвести в воздухе рукой контуры предмета. Такое восприятие формы поможет детям в дальнейшем при изображении её, так как память сохранит это движение и поможет руке его воспроизвести».
Кроме того В. Б. Косминская в своих исследованиях выделяет такую черту восприятия детей старшего дошкольного возраста как обобщение или классификация с выделением общих признаков как эталонов, в которых сконцентрированы общие свойства. Она считает что «очень важно научить детей видеть в сложных формах предметов их основу – геометрическую форму».
У детей 5-6 лет достаточно развито восприятие величины предметов. Первые сравнения по величине происходят в младшем дошкольном возрасте и в этом возрасте детям доступны только понятия «большой» и «маленький». А дети старшего дошкольного возраста уже могут выделить некоторые признаки (длину, ширину, высоту, однако все ещё большим затруднением для них является определение величин предметов расположенных на разных расстояниях, так, чем больше предмет удалён, тем меньшим он кажется и наоборот.
В старшей группе по программе «От рождения до школы», под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой по рисованию решаются следующие задачи:
- продолжать совершенствовать умение передавать в рисунке образы предметов, объектов природы; обращать внимание детей на отличия предметов по форме, величине, пропорциям частей; побуждать их передавать эти отличия в рисунках;
- учить передавать положение предметов в пространстве на листе бумаги, обращать внимание детей на то, что предметы могут по-разному располагаться на плоскости;
- способствовать овладению композиционными умениями: учить располагать предмет на листе с учетом его пропорций (если предмет вытянут в высоту, располагать его на листе по вертикали; если он вытянут в ширину, например, не очень высокий, но длинный дом, располагать его по горизонтали);
- закреплять способы и приемы рисования различными изобразительными материалами (цветные карандаши, гуашь, акварель, цветные мелки, пастель, сангина, угольный карандаш, фломастеры, разнообразные кисти и т. п);
- вырабатывать навыки рисования контура предмета простым карандашом с легким нажимом на него, чтобы при последующем закрашивании изображения не оставалось жестких, грубых линий, пачкающих рисунок;
-учить рисовать акварелью в соответствии с ее спецификой (прозрачностью и легкостью цвета, плавностью перехода одного цвета в другой);
- учить рисовать кистью разными способами: широкие линии — всем ворсом, тонкие — концом кисти; наносить мазки, прикладывая кисть всем ворсом к бумаге, рисовать концом кисти мелкие пятнышки;
- закреплять знания об уже известных цветах, знакомить с новыми цветами (фиолетовый) и оттенками (голубой, розовый, темно-зеленый, сиреневый, развивать чувство цвета. Учить смешивать краски для получения новых цветов и оттенков (при рисовании гуашью) и высветлять цвет, добавляя в краску воду (при рисовании акварелью). При рисовании карандашами учить передавать оттенки цвета, регулируя нажим на карандаш. В карандашном исполнении дети могут, регулируя нажим, передать до трех оттенков цвета;
- развивать композиционные умения, учить располагать изображения на полосе внизу листа, по всему листу. Обращать внимание детей на соотношение по величине разных предметов в сюжете (деревья высокие и низкие; но больше растущих на лугу цветов). Учить располагать на рисунке предметы так, чтобы они загораживали друг друга.
Задачи эти решаются в процессе рисования с натуры и по представлению.
«Одна из наиболее сложных задач для детей в рисовании – это умение передавать изобразительными средствами пространственные соотношения». «Перспективные изменения при пространственных перемещениях предметов дети передавать не могут, так как это связано с овладением сложными изобразительными умениями. Иногда они самостоятельно пытаются передать эти изменения, усвоив их из жизни. Так, предметы вдали кажутся меньше. Для этого дети или просто уменьшают размеры отдалённых предметов, или, не зная изобразительных приёмов, дают обратную перспективу, т. е. то, что дальше расположено, рисуют на переднем плане меньших размеров, а ближние предметы – выше и крупно. При изображении ряда предметов, уходящих постепенно вдаль (аллея, они передают постепенное уменьшение, но предметы у них остаются расположенными на одной прямой горизонтальной линии». Но детям доступно изображение самого пространство более сложными приёмами, а если ребёнок осознает что с удалением, предмет кажется меньше, то ему можно предложить более реалистичные способы изображения и предметов в этом пространстве.
Овладение средствами выразительности (средствами графического воплощения образа) – следующий выделенный нами показатель развития изобразительных навыков. В старшем дошкольном возрасте дети способны передавать своё отношение через средства художественной выразительности. К ним относятся: цвет, линия, композиция, движение, оригинальность, реализм. Самой простой и понятной для ребёнка является передача своего отношения через цвет. Дети могут передать через цвет свои чувства: грустный, печальный, мрачный, весёлый, радостный, праздничный. С помощью тона (тёплого или холодного) используемых красок придать необходимое ощущение, восприятие своей работе.
Линия – это наиболее распространённое и доступное дошкольникам выразительное средство, которое легко наносится любым материалом. Линии, используемые художниками разнообразны: есть тонкие и толстые, короткие и длинные, прямые и изогнутые. Как утверждает С. В. Погодина, в передаче образа важна не только линия сама по себе, но и её характер. Так, «исследователи отмечают, что предметы, явления, которые близки ребёнку, любимы им, он рисует старательно и аккуратно, а плохие и некрасивые, по его мнению, события изображает нарочито небрежной линией».
Композицией в изобразительной деятельности называют важнейший организующий компонент художественной формы, которое придает произведению единство и цельность, соподчиняющий его элементы друг другу и всему замыслу художника. Композиционное решение в изобразительном искусстве связано с распределением предметов и фигур в пространстве, установлением соотношения объёмов, света и тени, пятен цвета. Занимаясь изобразительной деятельностью с раннего детства, ребёнок овладевает навыком построения композиции, к старшему дошкольному возрасту он может использовать её как средство передачи своего собственного отношения и своей эмоциональности.
«Педагогу нужно помнить, что оценивать выразительность образов, создаваемых дошкольником, нельзя только на основе анализа самого рисунка. Для верного понимания ребёнка, его возможностей в изобразительной деятельности необходимо наблюдать и анализировать процесс создания образа, учитывать особенности личности маленького художника».
«Оригинальность – показатель творческого воображения. В то же время следует помнить, что детский рисунок при всех его достоинствах – это не произведение искусства. Он не может удивить нас глубиной мысли, широтой обобщения, абсолютной неповторимостью формы воплощения образа». «Рисунок маленького ребёнка может быть и неграмотен, и невыразителен, но отличаться своеобразным решением задачи».
Рисование нужно, писал Б. М. Неменский, «чтобы ребёнок сам подолгу смотрел и видел мир своими глазами, а не через очки, взятые напрокат у взрослого видения».
Последнее средство выразительности – это реализм. «Сам ребёнок тяготеет к реалистическим формам». «Если учесть, что дошкольный возраст сензитивен к развитию восприятия, наглядно-образного мышления, реалистический стиль детской изобразительной деятельности может обеспечить соответствующее развитие ребёнка в её условиях. Тем более, что реалистический способ изображения ни в коей мере не отрицает, а, наоборот, предполагает проявление творчества, а значит, и развитие индивидуальности как наиболее яркой характеристики личности».
И последний выделенный нами показатель развития изобразительных навыков – это овладение техникой рисунка. Под техникой рисунка Т. С. Комарова предлагает понимать: владение материалами и инструментами, способы их использования для целей изображения и художественного выражения, развитие глаза и руки, их согласованная деятельность, особое значение она придаёт умелому, правильному изображению контура и формы предмета.
По мнению Н. П. Сакулиной овладение способами использования материалов и инструментов рисования, является опорным умением для развития такого показателя как овладение средствами выразительности, так как, не умея правильно использовать, ребёнок не сможет и правильно передать, выразить.
К старшей группе детского сада ребёнок подходит с определённым опытом работы с изобразительными материалами. Если работа педагогом была выстроена правильно, то ребёнок к этому возрастному периоду уже умеет правильно держать инструменты в руках, правильно работать с кистью, использовать художественные материалы. В этом возрасте, как мы выяснили, появляется умение распознавать оттенки цвета, значит, у ребёнка появляются новые умения, например, он учится смешивать цвета, соответственно хорошо промывать кисть от краски.
У детей старшего дошкольного возраста достигается и такой технический навык, как правильность изображения контура, формы предмета. В. Б. Косминская говорит о том, что это происходит на фоне умения детей выделять как общие признаки, присущие предметам одного вида, так и индивидуальные особенности, отличающие один предмет от другого. Умение передавать характерные особенности строения и формы предметов дошкольники осваивают при рисовании с натуры разнообразных предметов, вначале простых по форме и строению. «У детей пяти-шестилетнего возраста появляется учёт особенностей натуры. Но для подавляющего большинства дошкольников характерно такое отношение к натуре, при котором учитываются лишь отдельные свойства или стороны изображаемых предметов. Более или менее полное использование натуры сначала возникает в форме учёта сравнительной величины изображаемых предметов или особенностей их формы, а затем их отдельных деталей.
В старшем дошкольном возрасте появляются первые попытки использовать наблюдения за натурой для совершенствования формы изображения».
Таким образом, исходя из вышесказанного, можно выделить основные особенности развития изобразительных навыков у детей старшего дошкольного возраста.
В 5-6 лет ребёнок достаточно развит для приобретения новых изобразительных навыков, в этом возрасте происходят изменения психических процессов, меняется его деятельность. Именно в этом возрасте совершенствуется восприятие окружающих его предметов. В процессе развития восприятия дошкольник теперь использует, в основном, зрительный анализатор. Хотя нередко он может использовать и другие виды анализаторов, так, при знакомстве с новым для себя предметом, например, такое свойство как форма, может быть анализировано с помощью осязания.
Ребёнок способен воспринимать предмет целиком, даже если не видит его полностью и отделять его части. Легко ориентируется в основной цветовой гамме, называя даже характер цвета. Дошкольник может определить величину предмета и его пропорции, а вот определение положения предмета в пространстве все ещё затруднительно.
Дошкольнику важно показать свои эмоции в рисунке и на помощь ему приходят выразительные средства. Он способен передать своё отношение через цвет, линии, композицию, где у ребёнка начинает появляться новое умение – изображение объекта в движении. Очень важна оригинальность в детском рисунке, в его рассуждениях об увиденном и изображённом объекте.
Однако педагоги выделяют и такое качество изобразительной деятельности детей как реализм, в том числе и потому, что дети и сами тяготеют к реалистичным изображениям, а педагоги в свою очередь считают, что только такой стиль деятельности может обеспечить развитие ребёнка. Ещё одним важным изменением в этом возрасте является способность детей к овладению техническими навыками в рисовании. Можно говорить о том, что развитие изобразительных навыков – это целенаправленный, планомерный процесс