Лариса Неугасимова
Возрастные особенности формирования предпосылок учебной деятельности детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Особую роль в развитии ребенка играет старший дошкольный возраст. В этот период жизни у детей начинают формироваться новые психологические механизмы деятельности и поведения.
Дошкольный возраст имеет большое значение для физического и психического развития ребенка. Именно в этот период возникает формирование предпосылок учебной деятельности детей старшего дошкольного возраста, которые необходимы для дальнейшего обучения в школе. Поддержать любознательность и интеллектуальную активность ребенка возможно лишь в том случае, если взрослые способствуют развитию и совершенствованию детей старшего дошкольного возраста. Ребенку старшего дошкольного возраста особенно необходима специальная систематическая работа, направленная на формирования предпосылок учебной деятельности детей старшего дошкольного возраста
Публикация «Возрастные особенности формирования предпосылок учебной деятельности детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
В 6 лет у детей развиваются такие умения и способности, которые необходимы для успешного обучения в школе: устойчивость внимания, способность аналитически мыслить в процессе восприятия, сознательно запоминать воспринятое, умение использовать впечатления, полученные ранее на занятиях и в повседневной жизни. Большое значение приобретает умение самостоятельно действовать на основе полученных указаний, используя усвоенные знания и умения, осмыслить содержание и способ исполнения работы, спланировать её
Дети старшего дошкольного возраста способны произвольно управлять собственной деятельностью. Они способны ограничивать свои желания, преодолевая препятствия, стоящие на пути достижения целей, могут оценивать результаты выполненных действий. Дети этого возраста понимают смысл задач, могут самостоятельно выполнять указания, поставленные педагогом.
Используя возрастные возможности старшего дошкольного возраста, педагог развивает у детей активное отношение к своей деятельности, формирует умение выделять в ней цель и способы её достижения.
Для детей важно овладение общими способами деятельности, на основе которых они смогут самостоятельно выполнять новые задания, смогут выделить общий способ решения задач, который связан с познанием свойств и качеств предметов.
Под руководством педагога дети овладевают элементарными действиями контроля и оценки собственной деятельности
Речь детей седьмого года жизни становится более совершенной в грамматическом отношении, они могут правильно употреблять ранее трудные для них части речи и сложные синтаксический конструкции, значительно обогащается и активизируется словарь, развивается связная монологическая речь, формируется способность к творческой словесной деятельности
В возрасте 5-6 лет происходит активизация роста. Ребенок за год может вырасти на 7-10 см. Пропорции тела изменяются. Двигательные способности активно развиваются, в результате совершенствуются движения. Координация и устойчивость равновесия улучшается, необходимые при выполнении большинства движений.
Старший дошкольник выполняет большинство физических упражнений правильно. Старший дошкольник способен дать правильную оценку движения других детей. Но самоконтроль и самооценка детей непостоянны и проявляются эпизодически. Знания и представления детей о здоровье и здоровом образе жизни углубляются Дети понимают важность и значении гигиенических процедур.
Дети проявляют интерес к своему здоровью, приобретая сведения о своем организме (органы чувств, движения, пищеварения, дыхания) и практические умения по уходу за ним.
У детей, в этот период высшая нервная деятельность изменяется.
Основные нервные процессы совершенствуются – возбуждение и особенно торможение. Ребёнок овладевает саморегуляцией, эмоциональные реакции становятся более стабильными, уравновешенными.
Дети шестого года жизни имеют высокую познавательную активность они задают старшим много вопросов об окружающем мире и сами формулируют ответы или создают версии. Исследуя предметы и объекты, их свойство и качество, умеют группировать их по цвету, форме и величине, назначению, количеству, умеют составлять целое из 4-6 частей усваивают счет.
Деятельность детей стала более осознанной: дети способны принять поставленную взрослую цель, получить результат, соответствующий принятой цели
Игровая позиция определяет взгляд на реальный окружающий ребенка мир, делая его более веселым, светлым, добрым
Законы мира, сущность предметов, общее в них мы познаем посредством абстрактного мышления. Данный вид мышления начинает формироваться уже в дошкольном возрасте
Основными формами абстрактного мышления являются понятия, суждения и умозаключения. У детей формируется способность анализировать, обобщать, сравнивать
В этом возрасте формируются математические представления, дети определяют время по часам, называют дни недели, части суток, времена года, месяцы. Умеют писать цифры и решать задачи. Умеют запоминать 5-6 предметов из десяти. Умеют классифицировать предметы, называть сходства и различия между предметами и явлениями, называют цвета радуги.
Самостоятельно передают содержания текста.
В этом возрасте ребенок имеет представление о природе и о явлениях природы. Также необходим запас географических знаний – о городах и странах, реках, морях и озерах, о планетах. Ребёнок должен быть ознакомлен с профессиями людей, видами спорта.