Елена Исаева
Возможности сенсорной комнаты в сопровождении детей с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Сенсорная комната — это специально оборудованное помещение, предназначенное для проведения развивающих занятий с детьми.
Целью организации сенсорной комнаты является сохранение и укрепление психофизического и эмоционального здоровья дошкольников с помощью мультисенсорной среды.
Публикация «Возможности сенсорной комнаты в сопровождении детей с ОВЗ» размещена в разделах
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Сенсорная комната. Уголки и центры сенсорного развития
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
Работа в сенсорной комнате ДОУ организуется в следующих направлениях:
1. Релаксационные тренинги для детей и родителей, которые снимают тревожное состояние, агрессию и обучают саморегуляции.
2. Комфортная обстановка комнаты позволяет непринужденно общаться с ребенком, что имеет огромное значение для его общего психологического развития, самооценки и становления его как личности. Оборудование сенсорной комнаты в детском саду делится на различные блоки, в зависимости от чувств, на которые оно воздействует:
1. Мягкая среда создана для обеспечения уюта, комфорта, безопасности. Ее используют для релаксации и состояния покоя.
2. Зрительная и звуковая среда — плавная музыка и вращающиеся световые эффекты успокаивают и расслабляют. Светооптические эффекты поддерживают внимание, стимулируют двигательную активность.
3. Тактильная среда позволяет освоить новые ощущения, учит различать свойства предметов, улучшает зрительно -моторную координацию.
4. Воздушная среда — основа ароматерапии. Практически все натуральные эфирные масла обладают ярко выраженными антисептическими, бактерицидными свойствами, положительно воздействующие на нервную систему, улучшают работу детского организма.
Пребывание в сенсорной комнате оказывает благоприятное воздействие на психику и нервную систему детей, помогает улучшению эмоционального состояния, снижению беспокойства и агрессивности, нормализации сна, активизации мозговой деятельности. Сенсорная комната для детей младшего дошкольного возраста позволяет:
1. Справится с избыточной детской активностью.
2. Снять стресс и решать стрессовые ситуации.
3. Помочь в борьбе с детскими страхами.
4. Улучшить память и внимательность.
5. Развивать мелкую моторику и сенсорную чувствительность.
6. Улучшить воображение, помогают обнаруживать и развивать таланты.
7. Учить детей работать в коллективе, адаптируя их к детскому саду и школе.
8. Улучшить работоспособность, снижая утомляемость.
9. Оказывать позитивный эффект на приступы агрессии, снижая их частоту и силу.
10. Делать детей более миролюбивыми.
11. Побуждать к познанию окружающего мира, его исследованию.
12. Помогать решить проблемы со сном, улучшают его. Сенсорная комната повышает эфективность любых мероприятий,
направленных на улучшение психического и физического здоровья ребенка.
Виды сенсорных комнат :
- релаксационная;
- активационная.
В релаксационной комнате находится мягкая зона, это подушки, пуфики, настенные и напольные маты, гамак или кресло-качалка. Еще она оборудована световыми приборами, это звездное небо, зеркальный шар и др. Также в этой комнате присутствует успокаивающая музыка и приятные запахи.
Активационная комната покрыта различными сенсорными панелями, массажными шариками, сенсорными тропами и д. р. Здесь также используется яркий свет, создающий атмосферу праздника, веселья, тонизирующие звуки, тактильное воздействие (покалывание) на рецепторы кожи и рецепторы мышц, приводящее их в состояние возбуждения.
В настоящее время сенсорные комнаты используются в детских садах, школах, больницах, различных санаториях, а также в качестве комнаты отдыха.
В зависимости от возраста детей в детском саду, сенсорную комнату можно использовать :
- от 1 года до 3 лет — для развития общей и мелкой моторики, эмоциональной сферы, тактильных ощущений, наблюдательности и внимания, а также коррекции двигательных нарушений, зрительной координации, обогащения пассивного и активного словарного запаса;
- от 3 лет до 6 лет — для развития непроизвольного и логического мышления, высших психических функций (памяти, воображения, внимания и восприятия, эмоциональной сферы, мотивации к обучению, познавательного интереса, а также обучения навыкам расслабления, повышению устойчивости к стрессовым ситуациям и психоэмоциональной разгрузки.
Занятия в сенсорной комнате могут проходить как в группах, так и индивидуально.
Полезны игровые сеансы в сенсорной комнате детям с низкой работоспособностью, чрезмерно утомляемым, с адаптационными расстройствами, замкнутым, тревожным, с двигательными нарушениями, а также страдающим психосоматическими заболеваниями.
В ходе игровых сеансов тьютор использует различные методики для воздействия на ребенка через соответствующие органы чувств: свето -, звуко -, арома - и цветотерапия. Самым сильным и наиболее эмоционально окрашенным, сказочным эффектом обладают световые стимулы:
- пучок фиброоптических волокон «Звездный дождь». Его использование способствует развитию тактильных и зрительных ощущений, снятию напряжения. Блестящие, сверкающие волокна позволяют концентрировать внимание, формируют представления о цвете.
- пузырьковые трубки — основной элемент сенсорной комнаты. Они способствуют зрительной, тактильной и слуховой стимуляции. Безопасные акриловые зеркала, помещенные за светящимися трубками, усиливают этот эффект.
Все проводимые в сенсорной комнате игровые сеансы носят развивающий характер.
Структура работы в сенсорной комнате :
1. Организационная часть: игры и упражнения, помогающие снять психоэмоциональное напряжение, создающие атмосферу доверия, способствующие введению в игровую ситуацию. На данном этапе педагоги используют различные коммуникативные игры, применяется оборудование «Звездный дождь», «сухой бассейн», демонстрация панно «Живая вода» и др.
2. Содержательная часть включает в себя игры, упражнения на знакомство со свойствами предметов, задания на развитие
когнитивных навыков. Психотехническими приемами на данном этапе являются сказкотерапия, сюжетно-ролевые игры, разыгрывание проблемных жизненных ситуаций. Использование сказочных сюжетов, где тренажер является частью сказки, помогает избежать однообразия занятий. Дает возможность, детям проживать волшебную историю передвигаясь в пространстве сенсорной комнаты, выполняя различные задания тьютора. 3. Заключительная часть предполагает обратную связь, релаксацию и прощания.
Сенсорная комната поможет ребенку снять психологическое напряжение, расслабиться и сконцентрироваться на работе с тьютором или другими специалистами. Также она может помочь нормализовать деятельность органов чувств, расширить кругозор и пространственное восприятие разнообразных свойств предметов.
Здесь для младших дошкольников можно проводить различные коррекционно-развивающие занятия, делать для них интересные мастер -классы, тренинги, представления, развивающие игры и т. д.
Таким образом, сенсорная комната для детей младшего дошкольного возраста — это идеальная обстановка, в которой он не только играет и отдыхает, но и получает новые знания и представления об окружающем мире, получает хорошее настроение и заряжается энергией на весь день.