Альбина Нурулина
Возможности развития коммуникативных умений у детей 4–5 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Статья: «Возможности развития коммуникативных умений детей
4-5 лет»
МДОУ д. с №114о. в г. Магнитогорск
Воспитатель: Нурулина Альбина Амамбаевна
Ребенок не может формироваться, воспитываться как личность и индивидуальность в изоляции от общества, вне социально обусловленного удовлетворения человеческих потребностей, вне системы общественных отношений и коллектива. Общественные зависимости, отношения, общение, образующиеся в коллективной деятельности, являются питательной средой образования человеческого, общественного начала в человеке. От богатства действительных общественных отношений личности зависит ее духовное богатство, возможность превратить потенциальные сущностные силы в разносторонне развитые человеческие способности к труду, творчеству, общественной деятельности, общению.
Публикация «Возможности развития коммуникативных умений у детей 4–5 лет» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Средняя группа
- Темочки
Дошкольный возраст – это период овладения социальным пространством человеческих отношений через игровые и реальные отношения со сверстниками. Этот возраст приносит ребенку новые принципиальные достижения. В этом возрасте ребенок, осваивая мир отношений, испытывает ценностное отношение к окружающему предметному миру, открывает для
Признание самоценности дошкольного возраста и отношения к нему как к уникальному периоду развития личности определило задачу изучения особенностей формирования коммуникативных умений у детей 3 – 7 лет. В разработке этого вопроса педагогическая практика опиралась на концепцию деятельности Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева и психолого-педагогические исследования Д. Б. Эльконина, А. В. Запорожца, В. Г. Нечаевой, Я. Л. Коломинского, А. И. Аржановой, М. И. Лисиной, и др.
М. И. Лисина, А. Г. Рузская, З. М. Богуславская, и др. исследовали взаимосвязь между развитием коммуникативных умений и психическим развитием дошкольника и влияние их на общий уровень развития деятельности. Содержание и характер общения дошкольников со взрослыми исследовали З. М. Богуславская, С. В. Корницкая, М. И. Лисина, А. Г. Рузская и др., со сверстниками – Л. Н. Башлакова, Т. И. Ерофеева, А. А. Рояк, Б. С. Волков и Н. В. Волкова. Проблемой формирования культуры общения занимались Т. А. Антонова, М. В. Ильяшенко, Н. С. Малетина, С. В. Петерина.
Какими именно коммуникативными умениями могут овладеть дошкольники 4-5 лет?
Епишина Л. В., рассматривая педагогические аспекты развития коммуникативных свойств личности, выделяет следующие компоненты структуры коммуникативных умений детей 4 – 5 лет :
информационно-коммуникативные умения : умение начать, поддержать и завершить общение, привлечь внимание собеседника; умение ориентироваться в партнерах и ситуациях общения (адекватно реагировать на знакомого и незнакомого человека, понять намерения, мотивы общения партнеров); умение употреблять средства вербального и невербального общения, использовать слова и знаки вежливости;
регуляционно-коммуникативные умения : умение согласовывать свои действия, мнения, установки с потребностями партнеров; умение помогать партнеру и самому принимать помощь; умение решать конфликты адекватными способами;
аффективно-коммуникативные умения : умение замечать и адекватно реагировать на эмоциональное состояние партнера; умение проявлять чуткость, отзывчивость, сопереживание к партнерам.
В период дошкольного детства в перипетиях отношений со взрослыми и со сверстниками ребенок обучается рефлексии на других людей. Все люди — социальные по своей природе существа, и так же остро нуждаются других людях, как в пище, воде и крыше над головой. При общении, происходит усовершенствование и поддержка представление о себе. Посредством коммуникации люди узнают, что они есть, чем хороши, как люди реагируют на поведение отдельной личности.
Ребёнок пользуется для реализации коммуникативной деятельности различными средствами:
Экспрессивно-мимические, к которым относится улыбка, взгляд, мимика, выразительные движения рук и тела;
Выразительные вокализации;
Предметно-действенные: локомоторные и предметные движения, а также позы, используемые для целей общения (приближение, удаление, протягивание взрослому различных вещей, притягивание и отталкивание взрослого, позы, выражающие протест или, наоборот, стремление прижаться к нему);
Речевые: высказывания, вопросы, ответы, реплики.
Коммуникация — это процесс обмена информацией, ее смысловым значением между двумя или более людьми.
Общение происходит ради выполнения социальных обязательств. Мы говорим: «Как дела?», встретив человека, с которым сидели за одной партой в прошлой четверти; «Что нового?» или просто «Привет», — так мы приветствуем знакомых. Таким образом, мы выполняем социальные обязательства. Словами «Привет, как дела?» мы подтверждаем, что узнали человека. Если ничего не говорить, мы рискуем заслужить репутацию высокомерного и бестактного человека. Через общение не только происходит знакомство с другими людьми, но и, что еще более важно, строятся взаимоотношения. Люди общаются, чтобы обмениваться информацией. Часть информации идет через наблюдения, чтение, телевизор, а изрядную долю — через прямое общение с другими людьми. Во всех этих случаях коммуникативных действиях происходит бесконечное количество обменов сообщениями, включающих посылку и по
В целом можно отметить, что цели и содержание детского общения с возрастом претерпевают существенные изменения.
Данные теоретические положения позволили выделить особенности формирования коммуникативных умений у детей 4-5 лет : усвоение детьми коммуникативных моделей происходит в совместной деятельности со взрослым. В общении со взрослыми он узнает, как нужно:
говорить и делать правильно
слушать и понимать другого
усваивать новые знания.
В среднем возрасте школьники втрое чаще одобряют ровесника и в девять раз чаще вступают с ним в конфликтные отношения, чем при взаимодействии со взрослым. При этом преобладают:
- действенные умения;
- риторические умения;
- умение вести диалог;
- умение слышать и слушать и вести спор;
- умение вставать на точку зрения другого;
-умение работать сообща для достижения общей цели.
Наряду с потребностью в сотрудничестве исследователями Т. А. Репиной, Р. Б. Стеркиной выделяется потребность в признании сверстниками. Ребенок учится в общении со сверстниками:
выражать себя
управлять другими
вступать в разнообразные отношения.
Рассмотрим далее факторы развития коммуникативных умений дошкольников. Для нормального развития ребенку необходимо не только общение со взрослыми, но и общение со сверстниками. В общении со сверстником можно наблюдать множество действий и обращений, которые практически не встречаются в контактах со взрослыми. Ребенок спорит со сверстником, навязывает свою волю, успокаивает, требует, приказывает, обманывает, жалеет.
В дошкольном возрасте ведущим видом деятельности является игра. В формировании социальных потребностей и умений ребенка, в освоении им опыта человеческой деятельности ведущая роль принадлежит совместным играм со сверстниками.
В игре моделируются реальные отношения взрослых, происходит осмысление детьми различных явлений действительности. Таким образом, в игре создаются благоприятные условия для формирования коммуникативных умений (А. П. Усова, Р. И. Жуковская, Д. В. Менджерицкая). Проблема формирования коммуникативных умений в процессе игровой деятельности поднималась учеными – психологами: А. А. Леонтьевым, Г. М. Андреевой, В. С. Мухиной.
Наиболее ярко взаимодействие и общение проходит в малых группах – например, группах детского сада. Одним из факторов формирования коммуникативных умений у детей 4-5 лет является благоприятный психологический климат в группе детского сада и в семье. Существуют группы более благополучные, чем остальные, с высоким уровнем взаимных симпатий и удовлетворенностью отношений, где почти не наблюдается "изолированных" детей. В этих группах обнаруживается высокий уровень общения и почти отсутствуют дети, которых сверстники не хотят принимать в общую игру. Ценностные ориентации в таких группах как правило направлены на нравственные качества.
Затронем вопрос о детях с трудностями в общении. Каковы причины их изолированности? Известно, что в таких случаях не может быть полноценного развития личности ребенка, т. к. обедняется опыт научения социальным ролям, нарушается формирование самооценки ребенка, способствуя развитию у ребенка неуверенности в себе. В ряде случаев затруднения в общения могут вызвать у этих детей недоброжелательное отношение к сверстникам, озлобленность, агрессию в качестве компенсации. А. А. Рояк выделяет следующие характерные трудности :
ребенок стремится к сверстнику, но его не принимают в игру.
ребенок стремится к сверстникам, и они играют с ним, но их общение носит формальный характер.
ребенок уходит от сверстников, но они настроены к нему дружелюбно.
ребенок уходит от сверстников, и они избегают контакта с ним.
Все эти трудности автор объясняет нарушением одного или всех следующих условий "полноценного общения" :
наличие взаимных симпатий;
наличие интереса к деятельности сверстника, стремление играть вместе;
наличие сопереживания;
наличие способности "приспосабливаться" друг к другу;
наличие необходимого уровня игровых умений и навыков.
Таким образом, недостаточное владение коммуникативными умениями является одним из факторов появления трудностей в общении и дальнейшего накопления этих трудностей.
Итак, отношения с другими людьми зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в дошкольном возрасте. Первый опыт таких отношений становится тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности. От того, как сложатся отношения ребенка в группе сверстников, во многом зависит его следующий путь личностного и социального развития.
Для описания модели формирования коммуникативных умений важно определить критерии сформированности коммуникативных умений у детей 4-5 лет : умение ориентироваться в ситуации общения, употребление вербальных и невербальных средств общения, умение организовать процесс общения, преодоление конфликтов, эмоциональное восприятие партнера по общению.