Селега Марина Борисовна
Возможности применения метода интеграции образовательных областей и игрового метода с целью развития детского сотрудничества
▼ Скачать + Заказать документы
МА ДОУ центр развития ребёнка - детский сад № 62 г. Хабаровска.
Методический материал на тему
«Интеграция двигательной и познавательной деятельности как важный фактор развития детей дошкольного возраста»
Воспитатель: Селега Марина Борисовна
2022
Публикация «Возможности применения метода интеграции образовательных областей и игрового метода с целью развития детского сотрудничества» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2022
Интеграция двигательной и познавательной деятельности детей дошкольного возраста оказывает положительное воздействие на психофизическое развитие и физическую подготовленность детей, способствует повышению эффективности физкультурно -оздоровительной и образовательной работы в ДОУ.
Считаю, что для успешной умственной работы нужен не только тренированный мозг, но и тренированное тело, мышцы, помогающие нервной системе справляться с интеллектуальными нагрузками. Именно поэтому? планируя образовательную работу с детьми, я сочетаю умственную деятельность с физической активностью.
Активно задействую здоровьесберегающие технологии, интеграционный метод обучения, повышая, как физическую так и умственную работоспособность воспитанников.
Применение интеграционного метода помогает мне активизировать интерес к занятию по физической культуре посредством создания интересных для детей ситуаций, в которых движения, двигательные действия будут способствовать мотивации детей не только к двигательной, но и к умственной деятельности. То есть будут активизировать умственную работоспособность воспитанников. Например, развитию разнообразных видов умственной деятельности у моих воспитанников, на занятиях по физической культуре, способствуют пространственные ориентировки в физических упражнениях, где активизируется участии не только зрительного, но также двигательного и других анализаторов.
В зависимости от возраста воспитанников, на занятиях по физической культуре целенаправленно создаю проблемные ситуации различной степени сложности.
Погружая воспитанников в проблемную ситуацию, побуждаю их к самостоятельному принятию решений, учу действовать активно и творчески подходить к решению поставленных перед ними познавательных и двигательных задач.
В процессе двигательной деятельности так же активно закрепляю познавательный материал по тематике недели.
Опора на здоровьесберегающие технологии побуждает меня, как педагога, уже на стадии планирования физкультурного занятия учитывать особенности физического и психического развития воспитанников (например, способность к обучению, наличие двигательного опыта и подобное).
Учитываю я и тот факт, что физическое развитие у каждого ребёнка происходит в индивидуальном ритме. Не забываю и о наличии в группе часто болеющих, ослабленных детей. Поэтому при планировании занятий я использую принцип индивидуально – дифференцированного подхода. Использую с этой целью множество методических приемов. Например, индивидуализирую образовательный процесс, призвав воспитанника, не успевающего за ритмом занятия в помощники. Вместе с ребенком показываю порядок выполнения упражнения (особенно актуально это для второй младшей и средней групп, когда скорость любого вида деятельности ребёнка напрямую зависит от его темперамента). Так же подбираю задания с разным уровнем сложности.
Опираясь на требования образовательных стандартов, расширяю виды физкультурных занятий, различающихся содержанием отрабатываемого материала.
Применяю такие формы проведения физкультурных занятий, как сюжетно-игровые, занятия с пособиями «подарками», занятия на основе ИКТ – технологий и подобное.
Активно задействую игру и игровые упражнения, как разновидность практического метода с целью развития двигательных и познавательных способностей детей.
В своей практике работы с детьми применяю не только подвижные, но и дидактические игры. Например, с целью формирования умения осуществлять зрительно – пространственную двигательную ориентировку предлагаю игры по типу «Обезьяна», «Зеркало».
Не менее эффективны и театрализованные игры, позволяющие раскрыть творческий потенциал и развить навык имитации в процессе физкультурного занятия. Так, например, активизировать способность быстро овладеть новым движение и быстро перестроить двигательную деятельность в связи с неожиданно изменяющейся окружающей обстановкой помогает развивающая игра «Театр движений».
«Театр движений», как развивающая игра может включать в себя разнообразные упражнения и движения, объединенные общей темой (что очень удобно в условиях интеграции образовательных областей и детских деятельностей) и имеет общую направленность на развитие жизненно важных двигательных качеств и способностей: мышечной силы, быстроты движений, подвижности суставов, мелкой моторики и способности ориентироваться в пространстве.
В качестве примера приведу игру «В гости к белочке» (театр движений). Задачи, решаемые в данной игре могут быть следующими: 1) развитие основных видов движений (ходьба с заданием и свободная, бег в разном темпе); 2) активизация зрительного и слухового восприятия; 3) закрепление умения действия по словесной инструкции; 4) формирование навыка ориентироваться в пространстве.
Выполнение задания: дети выполняют движения и одновременно проговаривают стихотворение (показывают театр движений).
Таким образом, интеграция двигательной и познавательной деятельности может помочь ребенку развиваться не только физически, а и интеллектуально.