Екатерина Табачная
Возможности игровой деятельности для формирования навыков общения у детей раннего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Личность начинает формироваться с рождения в результате общения с близкими взрослыми. Приобщение ребенка к общественным нормам и правилам поведения происходит через такие социальные институты, как семья, образование, религия и культура. Воздействие семьи оказывает преимущественное влияние на последующее участи ребенка в жизни общества. Именно в семье ребенок усваивает основные социальные знания, приобретает определенные ценности, необходимые ему в дальнейшей жизни.
Публикация «Возможности игровой деятельности для формирования навыков общения у детей раннего дошкольного возраста» размещена в разделах
Каждый ребенок уникален, неповторим и способы воздействия с ним не могут быть универсальными. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью. Мы, педагоги, призваны решить данную проблему. Здесь очень важно соблюдать правило - «быть рядом, но чуть-чуть спереди» - общение на равных, но с определенной дистанцией. В ребенке нужно уважать личность, равную себе (но вы не опускаетесь до уровня ребенка, а, наоборот, его поднимаете до своего уровня).
Общение является одним из условий психического развития ребенка. Оно сказывается на результатах всех важнейших видов деятельности : учебе, труде, игре, социальной ориентации. Но главным образом общение оказывает влияние на становление личности детей с особыми образовательными потребностями, способствует их социализации и интеграции в группу сверстников. В то же время оно не является врожденным видом деятельности. Поэтому только путем специально организованного обучения и воспитания можно достичь значительных успехов в развитии общения.
В возрасте 1.5 - 3-х лет все большее значение приобретает общение со сверстниками. Это связано с тем, что возникает содержательное общение сверстников на равных, поэтому дети стремятся заинтересовать собой, привлечь внимание сверстника, а также чутко отзываются на любое действие сверстника. Именно с этого момента, когда начинает проявляться интерес к другому ребенку, нужно учить детей общаться друг с другом.
В целях развития общения детей взрослый помогает ребенку увидеть в сверстнике человека: организует совместные игры детей; учит доброжелательному общению, поощряет привлечение внимания к сверстникам, называние по имени ласковые слова.
Для достижения положительных результатов по данному направлению используют приё мы :
-Игровые (дидактическая игра, игры для эмоционального развития, режиссерские и сюжетно-ролевые игры, воображаемая ситуация)
-Здоровьесберегающие игры (пальчиковые игры, психогимнастика, дыхательные гимнастики, подвижные игры и др., сюрпризные моменты, загадки, игры для воспитания гуманных отношений.
Опыт работы с детьми показал, что занятия в форме игры можно использовать как средство формирования способностей к общению, так как именно в игре можно помочь ребенку установить контакт с окружающим миром, а также со сверстниками и взрослыми. При составлении занятий стараться включать игры на развитие эмоциональной отзывчивости детей. Например, игра «Давайте говорить друг другу комплименты» развивает эмоциональные переживания ребенка, возникает потребность в общении. В ситуации общения, на основе ярких эмоциональных переживаний у ребенка развиваются желание и потребность в сотрудничестве, возникают новые отношения к окружающему его миру.
Для налаживания диалогического общения используются настольно-печатные, дидактические игры, такие как лото, домино, игры с правилами. Играя парами, дети взаимодействуют друг с другом, соблюдают правила, вежливо обращаются друг к другу, аргументировано отстаивают свою точку зрения. Используя игру «Вежливые слова», дети закрепляют правила вежливого этикета.
На занятиях психогимнастики дети учатся выражать эмоции, преодолевают барьер в общении. Через развитие эмоциональной сферы дети лучше понимают себя и других, имеют возможности для самовыражения.
Особое значение в психогимнастике придается общению детей со сверстниками, что очень важно для нормального эмоционального здоровья и развития ребенка. Так например, любимые игры детей «Разведчики», «Хвост дракона», «Нитка и иголка» развивают внимание, наблюдательность, снижают эмоциональное напряжение. (Игра «Все кого зовут.»)
Подвижные игры, основанные на активных двигательных действиях детей, способствуют не только физическому воспитанию. В них происходит игровое перевоплощение в животных, подражание трудовым действиям людей. Подвижным играм посвящаются специальные занятия, в основном они проводятся на занятиях по физическому воспитанию, на прогулках, в свободное время.
Важное средство развития навыков совместной деятельности — сюжетно-ролевая игра. Дети сочиняют сюжеты, обыгрывают их. Очень важно участие взрослого в игре, который задает наводящие вопросы, помогает детям организовать сюжет. Так, например, воспитатель, подойдя к группе детей, может спросить: «Ребята, во что будете играть?» Получив ответ, предлагает: «Давайте вместе придумаем, как играть интереснее, по-новому».
Отталкиваясь от темы, заданной детьми, воспитатель сам предлагает дополнительный вариант (А если вот так. А может быть, по-другому. А как ее можно) В играх детей, наряду с действиями начинают отражаться разнообразные общественные отношения, поступки, эмоции. Мама проявляет заботу о дочке, не только кормит, купает, одевает, но и воспитывает, читает книжки, ведет к врачу. В свою очередь врач не только делает уколы, ставит градусник, но и заботливо уговаривает, успокаивает больную. Необходимо научить ребенка согласовывать собственное поведение с поведением других детей.