Приложение МААМ

Возможности и порядок оказания методической, психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи родителям

Юлия Хадеева
Возможности и порядок оказания методической, психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи родителям
▼ Скачать + Заказать документы

Педагог – психолог детского сада

компенсирующей направленности Ю. О. Хадеева

Возможности и порядок оказания методической, психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи родителям

детей с ранними признаками отклоняющегося поведения

Актуальность проблемы:

Публикация «Возможности и порядок оказания методической, психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи родителям» размещена в разделах

Среди наиболее актуальных проблем, возникающих в практической деятельности педагогов и психологов дошкольных образовательных учреждений, особое место занимают трудности, связанные с психологическим и психическим здоровьем детей дошкольного возраста. На современном этапе детский сад становится одним из определяющих социальных условий формирования личности ребёнка.

Отклоняющееся поведение имеет место не только в детском саду, но и распространяется на все сферы жизни ребенка, главным образом, на его взаимодействие с окружающими. Поэтому так важно, чтобы воспитание в семье обеспечило отражение общественных норм в поведении ребенка. К сожалению, в жизни этот идеал не всегда реализуется и тогда, мы начинаем говорить о том, что поведение ребенка не укладывается в социальные нормы.

Наряду с данной проблемой, сегодня можно констатировать значительное снижение роли семьи в воспитании детей, что объясняет трудности в их последующей социализации. В то же время в обществе возрастают требования к адаптивным возможностям личности, вызванные социальными процессами.

Поэтому на современном этапе развития полноценного воспитания подрастающего поколения вопрос помощи детям, семьям детей с ранними признаками отклоняющегося поведения не теряет своей актуальности, а напротив, стоит как никогда остро.

Анализ моей работы педагогом-психологом в детском саду компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи и задержкой психического развития подтверждает, что преодоление семейного неблагополучия является острой проблемой, требующей своего решения на этапе своего зарождения. Дети с ограниченными возможностями здоровья имеют отклонения в эмоционально-волевой сфере, произвольности поведения, развитии высших психических функций, что является несомненно отягощающим фактором. Дети характеризуются неприемлемыми асоциальными действиями, отсутствием интереса к обучению, неумением и нежеланием общаться в детском коллективе, агрессией по отношению к взрослым, сверстникам и себе.

Типичные нарушения поведения:

ГИПЕРАКТИВНОЕ - импульсивен, невнимателен, постоянно в движении, быстрый, активный, много лишних, навязчивых движений.

ДЕМОНСТРАТИВНОЕ - при помощи движений, действий показывает взрослым «Я делаю то, что вам не нравится», «Я плохой».

ПРОТЕСТНОЕ - негативизм, упрямство, не хочет выполнять, только потому, что его попросили.

АГРЕССИВНОЕ - импульсивны, раздражительны, вспыльчивы, враждебны (причинение физического ущерба людям, оскорбления, ругань).

ИНФАНТИЛЬНОЕ - сохранение черт, присущихболее раннему возрасту. Такое поведение чаще связано с диагнозом

КОМФОРТНОЕ - – сверхдисциплинированные, бесприкословно слушаются взрослых и сверстников, слепо следуют за ними, вопреки своим представлениям, здравому смыслу

СИМПТОМАТИЧНОЕ – демонстрация недомогания, слабости, беспомощности. Культивирует болезнь, требует внимания. Своеобразный сигнал тревоги, который предупреждает, что ситуация невыносима для

ребенка.

Зачастую семья не может самостоятельно преодолеть кризисную ситуацию в своем развитии и тогда душевное состояние и поведение ребенка является своеобразным индикатором семейного благополучия или неблагополучия.

Не получая квалифицированной педагогической помощи, родители не в состоянии справиться со многими трудностями, связанными с воспитанием и поведением ребенка. Не зная как себя вести в трудных ситуациях, родители выбирают деструктивные методы воспитания детей, в том числе и жестокость, которую затем ребенок переносит в группу сверстников.

Отношение родителей к ребенку, его воспитание, играет огромную роль в возникновении отклоняющегося поведения.

Ребенок учится тому, что видит у себя в дому, Родители пример ему.

(Средневековый поэт Себастьян Брандт).

Возможные причины отклоняющегося поведения детей в дошкольном детстве

1. Медико-биологические (состояние здоровья, наследственные и врожденные свойства, нарушения в психическом и физическом развитии, травмы внутриутробного развития и т. д. ;

2. Психологические (неприятие себя, невротические реакции, эмоциональная неустойчивость, трудности общения, несформированность навыка взаимодействия со сверстниками и взрослыми и т. д.);

3. Педагогические (несоответствие содержания программ ДОУ и условий воспитания детей их психофизиологическим особенностям, темпа психического развития; отсутствие познавательного интереса, закрытость для общения в игре и неформальном общении, и т. д.).

4. Социально-экономические

- неблагоприятный социальный портрет семьи, низкий социально-экономическим уровень (семьи в социально-опасном положении);

– социальная и психологическая неспособность взрослых членов семьи выполнять свои родительские обязанности. Корни этого явления кроются в негативных проявлениях психофизического состояния родителей, социально-педагогическим уровнем развития сфер жизнедеятельности семьи.

- открытые и скрытые конфликты, ссоры между родителями и другими близкими в семье;

- ориентация родителей лишь на материальное обеспечение ребёнка, родители озабочены своими проблемами, не уделяя должного внимания воспитанию детей; низкий уровень духовных потребностей у членов семьи.

Так называемое СОЦИАЛЬНОЕ СИРОТСТВО (одиночество при живых эмоционально холодных родителей) Хочется отметить, что с каждым годом социальное сиротство встречается все чаще. Это наиболее болезненная проблема современного российского общества. Со слов одной мамы, очень жаль что в телефоне нет программы управления ребенком.

Все названные причины часто выступают в сочетании друг с другом. При этом, одна из них может быть основной, остальные побочными, усиливающими влияние первой.

Акцентирование внимания на данной проблеме именно в дошкольном возрасте обусловлено участившимися запросами воспитателей, родителей о помощи в коррекции поведенческой сферы детей. Как показывает практика, с каждым годом увеличивается число детей с отклоняющимся поведением. Дети, впервые поступающие в детский сад, уже имеют нарушения в поведении: агрессивность, вспыльчивость, пассивность, гиперактивность, застенчивость, различные формы детской нервности.

Сегодня на образовательные учреждения возложена огромная ответственность за оказание помощи родителям в вопросах воспитания детей, за содействие преодолению семейного неблагополучия и профилактике отклоняющего поведения.

Уникальность осуществления профилактической работы в дошкольном общеобразовательном учреждении заключается, прежде всего, в наличии широкого спектра возможностей :

Во-первых, контакт с семьей может осуществляться на ранней стадии становления личности и на протяжении достаточно длительного времени (около 5 лет). Главная роль в профилактической деятельности образовательного учреждения часто отводится воспитателю, который с первых дней пребывания ребенка в группе знакомится с жизнью его в семье, определяя роль родителей ребенка в его содержании и воспитании. Воспитатели являются непосредственными свидетелями взаимоотношений ребенка со сверстниками, с родителями. Это позволяет своевременно оценить ситуацию, выявить трудности семьи, предупредить их развитие.

Во-вторых, имеется возможность участия в профилактической работе с семьёй различных специалистов, таких как педагог-психолог, специалисты различных социальных служб и учреждений, заинтересованных в работе по профилактике отклоняющегося поведения.

В-третьих, при привлечении всех вышеперечисленных специалистов по данной проблеме, образовательное учреждение может обеспечить четкую координацию их усилий и различных направлений работы. Именно в целях координации действий всех заинтересованных служб и ведомств в общеобразовательных учреждениях ставятся задачи и разрабатываются планы работы, системы мероприятий по данному направлению.

И, конечно же, решающую роль в выявлении трудностей семейного воспитания играет педагог-психолог детского сада. Именно от него зависит качество организации взаимодействия специалистов, адресность профилактической работы и глубина решения проблемы. В первую очередь определяются педагогические интересы родителей, их потребности в сотрудничестве с педагогами ДОУ; изучаются особенности семейного воспитания, трудности конкретных родителей в воспитании детей; анализируются детско-родительские отношения.

Выделяем три группы семей, в которых степень неблагополучия проявляется в различной степени.

1. Семьи, в которых проблемы имеют незначительное проявление, находящиеся на начальной стадии развития неблагополучия. Это в целом благополучные семьи, но испытывающие временные сложности, проблемы. У каждой семьи есть риск попасть в трудную жизненную ситуацию.

2. Семьи, в которых несколько функций подвергаются деструкции, а социальные и другие противоречия обостряют взаимоотношения членов семьи друг с другом и окружением до критического уровня. Данный тип семей квалифицируют как кризисные или семьи «группы риска».

3. Семьи, которые столкнулись с большим количеством сложностей и зачастую потеряли всякую жизненную перспективу по отношению к своей судьбе и судьбе собственных детей. Это собственно неблагополучная семья, которая находится в социально-опасной ситуации.

Таким образом, информация о семье необходима дошкольному учреждению для решения оперативных педагогических задач: для точного целеполагания, адекватного образовательным потребностям семьи; для понимания истоков и причин сценария развития личности воспитанников; для выработки индивидуальной тактики взаимодействия с родителями.

Партнёрство семьи и образовательной организации является важнейшим условием эффективного решения воспитательно-образовательных задач. Взаимодействие педагога с родителями должно быть направлено в первую очередь на укрепление эмоциональных связей в семье, обогащение и оздоровление внутрисемейных детско-родительских отношений.

В практике используем следующие направления педагогической деятельности по профилактике отклоняющегося поведения:

- повышение роли семьи в профилактике

- повышение воспитательной роли образовательных учреждений

- развитие целесообразного взаимодействия семьи и образовательных учреждений.

Существующие формы взаимодействия с родителями можно разделить на традиционные и нетрадиционные.

К традиционным формам работы относим:

• коллективные (родительские собрания, конференции, «Круглые столы» и др.);

• индивидуальные (педагогические беседы с родителями);

• наглядно-информационные (видеофрагменты организации различных видов деятельности, режимных моментов, непосредственной образовательной деятельности, фотографии, выставки детских работ, стенды, ширмы, папки-передвижки).

Цель: повышение педагогической культуры родителей, активизация их роли в жизни детского коллектива, повышение ответственности за воспитание своих детей.

Больше остановимся на нетрадиционных формах общения.

Информационно-аналитические - выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности.

Формы проведения - проведение социологических срезов, опросов, «Почтовый ящик». Досуговые - установление эмоционального контакта между педагогами, родителями, детьми.

Формы проведения - совместные досуги, праздники, участие родителей и детей в выставках.

Познавательные - ознакомление родителей с возрастными психологическими особенностями детей дошкольного и младшего школьного возраста. Формирование у родителей практических навыков воспитания детей.

Формы проведения - семинары-практикумы, педагогический брифинг, педагогическая гостиная, проведение собраний, консультаций в нетрадиционной форме, игры с педагогическим содержанием, педагогическая библиотека для родителей.

Используем нетрадиционные формы родительских собраний :

• Устный журнал – педагогическое просвещение родителей по определенной теме.

• Собрание практикум – форма выработки у родителей педагогических умений по воспитанию детей.

• Собрание - совещание – организационная форма, в рамках которой происходит разработка, обсуждение и выработка стратегии по решению педагогического вопроса.

• Ток – шоу – форма дискуссии, обсуждение актуальной темы приглашенными участниками с привлечением компетентных специалистов.

• Собрание – выставка – час творчества, когда дети показывают родителям свои творческие способности, прикладные умения.

• Открытое родительское собрание, на которое приглашаются все лица, заинтересованные в решении поставленной проблемы.

• Педагогическая мастерская, организационно – деятельностная игра, конференция, диспут, практикум, совместные собрания детей и родителей, собрание – конкурс. В мастерской участники расстаются со своими традиционными ролями и это растождествление становится залогом сотворчества, глубокого взаимного интереса. Эта технология помогает включить в работу собрания каждого родителя, создает условия для проявления творческих способностей участников.

• Собрание – деловая игра имеет своей целью выявить в ходе игры представления родителей по обозначенной проблеме, путях и способах ее решения, а также способствовать сплочению родительского коллектива, формированию доброжелательных и доверительных отношений между родителями и педагогами.

Применяя в своей практике различные формы работы с родителями, педагоги решают следующие задачи:

- установление партнерских отношений с родителями;

- объединение усилий для развития и воспитания детей;

- создание атмосферы общности интересов;

- активизация и обогащение воспитательных умений родителей;

- поддержание их уверенности в собственных педагогических возможностях.

Моя цель, как педагога-психолога – это положительный эмоциональный настрой педагогов и родителей на совместную работу по воспитанию детей. Ключевая позиция специалистов, работающих с родителями, должна заключаться в том, что быть родителями в принципе непросто, и не нужно стыдиться своих ошибок или стыдиться ребенка, который не умеет себя вести». Родители должны быть уверены в том, что детский сад всегда поможет им в решении педагогических трудностей и в то же время никак не повредит, так как будут учитываться мнения семья и предложения по взаимодействию с ребенком. Педагоги, в свою очередь, заручаются пониманием со стороны родителей в решении педагогических проблем.

А в самом большом выигрыше находятся дети, ради которых и осуществляется это взаимодействие; учет индивидуальности ребенка: педагог, постоянно поддерживая контакт с семьей, знает особенности привычки своего воспитанника и учитывает их при работе, что, в свою очередь, ведет к повышению эффективности педагогического процесса; родители самостоятельно могут выбирать и формировать уже в дошкольном возрасте то направление в развитии и воспитании ребенка, которое они считают нужным:

- родители берут на себя ответственность за воспитание ребенка;

- укрепление внутрисемейных связей, эмоционального семейного общения, нахождение общих интересов и занятий;

- возможность реализации единой программы воспитания и развития ребенка в образовательной организации и семье; Спасибо за внимание!

Публикации по теме:

Уголок здоровья, как форма консультативной помощи семье в формировании навыков здорового образа жизни у детейУголок здоровья, как форма консультативной помощи семье в формировании навыков здорового образа жизни у детей Доброго дня всем друзьям и гостям моей странички. Предлагаю Вашему вниманию опыт работы с родителями по формированию навыков здорового образа.

Фотоотчет «Всемирный день оказания медицинской помощи»Фотоотчет «Всемирный день оказания медицинской помощи» Человеческая жизнь очень хрупка. Она может оборваться в любой момент потому, что ежедневно каждого из нас подстерегает опасность на дорогах,.

Информационная справка о методической и педагогической деятельности воспитателя 1. Прохождение курсов повышения квалификации: Наименование учреждения: Рязанский областной институт развития образования Название образовательной.

Образец психолого-педагогической характеристики ребенка дошкольного возраста Психолого - педагогическая характеристика ребенка дошкольного возраста обучающегося ГБДОУ детский сад № Фамилия, имя ребенка Возраст ребенка.

План консультативной работы учителя-логопеда с педагогами ДОО (средняя группа) Сентябрь Консультация «Развиваем речь ребенка. С чего начать?» Консультация «Артикуляционная гимнастика-как основа правильного произношения».

Проект «Дружная семья» с целью психолого-педагогической поддержки и сопровождения молодых семей, имеющих детей-инвалидов Проект "Дружная семья" с целью психолого-педагогической поддержки и сопровождения молодых семей, имеющих детей-инвалидов Проект разработан:.

Роль психолого-педагогической службы в развитии физиологической и психологической стрессоустойчивости учащихся и педагогов Узденская районная гимназия, педагог-психолог В. В. Пиликевич В современном обществе, в том числе и в системе образования, достаточно.

Содержание психолого-педагогической работы с сенсорным оборудованием с дошкольниками Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине,.

Создание условий для психолого-педагогической поддержки позитивной социализации детейСоздание условий для психолого-педагогической поддержки позитивной социализации детей Создание условий для психолого-педагогической поддержки позитивной социализации детей Отечественный и мировой опыт показал, что воспитательная.

Уголок «Скоро лето» как форма консультативной помощи семье в организации летнего отдыха детей.Уголок «Скоро лето» как форма консультативной помощи семье в организации летнего отдыха детей. Скоро лето. Самая прекрасная пора для детей и родителей. Время отпусков, беззаботного отдыха, незабываемых поездок на природу, на дачу.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Возможности и порядок оказания методической, психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи родителям
Опубликовано: 25 мая 2023 в 12:31
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Возможности и порядок оказания методической, психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи родителям» (включая файлы) размещена пользователем Юлия Хадеева (УИ 195196) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД