Юлия Хадеева
Возможности и порядок оказания методической, психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи родителям
▼ Скачать + Заказать документы
Педагог – психолог детского сада
компенсирующей направленности Ю. О. Хадеева
Возможности и порядок оказания методической, психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи родителям
детей с ранними признаками отклоняющегося поведения
Актуальность проблемы:
Публикация «Возможности и порядок оказания методической, психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи родителям» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Работа психолога в ДОУ
- Работа психолога. Консультации для родителей
- Темочки
Среди наиболее актуальных проблем, возникающих в практической деятельности педагогов и психологов дошкольных образовательных учреждений, особое место занимают трудности, связанные с психологическим и психическим здоровьем детей дошкольного возраста. На современном этапе детский сад становится одним из определяющих социальных условий формирования личности ребёнка.
Отклоняющееся поведение имеет место не только в детском саду, но и распространяется на все сферы жизни ребенка, главным образом, на его взаимодействие с окружающими. Поэтому так важно, чтобы воспитание в семье обеспечило отражение общественных норм в поведении ребенка. К сожалению, в жизни этот идеал не всегда реализуется и тогда, мы начинаем говорить о том, что поведение ребенка не укладывается в социальные нормы.
Наряду с данной проблемой, сегодня можно констатировать значительное снижение роли семьи в воспитании детей, что объясняет трудности в их последующей социализации. В то же время в обществе возрастают требования к адаптивным возможностям личности, вызванные социальными процессами.
Поэтому на современном этапе развития полноценного воспитания подрастающего поколения вопрос помощи детям, семьям детей с ранними признаками отклоняющегося поведения не теряет своей актуальности, а напротив, стоит как никогда остро.
Анализ моей работы педагогом-психологом в детском саду компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи и задержкой психического развития подтверждает, что преодоление семейного неблагополучия является острой проблемой, требующей своего решения на этапе своего зарождения. Дети с ограниченными возможностями здоровья имеют отклонения в эмоционально-волевой сфере, произвольности поведения, развитии высших психических функций, что является несомненно отягощающим фактором. Дети характеризуются неприемлемыми асоциальными действиями, отсутствием интереса к обучению, неумением и нежеланием общаться в детском коллективе, агрессией по отношению к взрослым, сверстникам и себе.
Типичные нарушения поведения:
ГИПЕРАКТИВНОЕ - импульсивен, невнимателен, постоянно в движении, быстрый, активный, много лишних, навязчивых движений.
ДЕМОНСТРАТИВНОЕ - при помощи движений, действий показывает взрослым «Я делаю то, что вам не нравится», «Я плохой».
ПРОТЕСТНОЕ - негативизм, упрямство, не хочет выполнять, только потому, что его попросили.
АГРЕССИВНОЕ - импульсивны, раздражительны, вспыльчивы, враждебны (причинение физического ущерба людям, оскорбления, ругань).
ИНФАНТИЛЬНОЕ - сохранение черт, присущихболее раннему возрасту. Такое поведение чаще связано с диагнозом
КОМФОРТНОЕ - – сверхдисциплинированные, бесприкословно слушаются взрослых и сверстников, слепо следуют за ними, вопреки своим представлениям, здравому смыслу
СИМПТОМАТИЧНОЕ – демонстрация недомогания, слабости, беспомощности. Культивирует болезнь, требует внимания. Своеобразный сигнал тревоги, который предупреждает, что ситуация невыносима для
ребенка.
Зачастую семья не может самостоятельно преодолеть кризисную ситуацию в своем развитии и тогда душевное состояние и поведение ребенка является своеобразным индикатором семейного благополучия или неблагополучия.
Не получая квалифицированной педагогической помощи, родители не в состоянии справиться со многими трудностями, связанными с воспитанием и поведением ребенка. Не зная как себя вести в трудных ситуациях, родители выбирают деструктивные методы воспитания детей, в том числе и жестокость, которую затем ребенок переносит в группу сверстников.
Отношение родителей к ребенку, его воспитание, играет огромную роль в возникновении отклоняющегося поведения.
Ребенок учится тому, что видит у себя в дому, Родители пример ему.
(Средневековый поэт Себастьян Брандт).
Возможные причины отклоняющегося поведения детей в дошкольном детстве
1. Медико-биологические (состояние здоровья, наследственные и врожденные свойства, нарушения в психическом и физическом развитии, травмы внутриутробного развития и т. д. ;
2. Психологические (неприятие себя, невротические реакции, эмоциональная неустойчивость, трудности общения, несформированность навыка взаимодействия со сверстниками и взрослыми и т. д.);
3. Педагогические (несоответствие содержания программ ДОУ и условий воспитания детей их психофизиологическим особенностям, темпа психического развития; отсутствие познавательного интереса, закрытость для общения в игре и неформальном общении, и т. д.).
4. Социально-экономические
- неблагоприятный социальный портрет семьи, низкий социально-экономическим уровень (семьи в социально-опасном положении);
– социальная и психологическая неспособность взрослых членов семьи выполнять свои родительские обязанности. Корни этого явления кроются в негативных проявлениях психофизического состояния родителей, социально-педагогическим уровнем развития сфер жизнедеятельности семьи.
- открытые и скрытые конфликты, ссоры между родителями и другими близкими в семье;
- ориентация родителей лишь на материальное обеспечение ребёнка, родители озабочены своими проблемами, не уделяя должного внимания воспитанию детей; низкий уровень духовных потребностей у членов семьи.
Так называемое СОЦИАЛЬНОЕ СИРОТСТВО (одиночество при живых эмоционально холодных родителей) Хочется отметить, что с каждым годом социальное сиротство встречается все чаще. Это наиболее болезненная проблема современного российского общества. Со слов одной мамы, очень жаль что в телефоне нет программы управления ребенком.
Все названные причины часто выступают в сочетании друг с другом. При этом, одна из них может быть основной, остальные побочными, усиливающими влияние первой.
Акцентирование внимания на данной проблеме именно в дошкольном возрасте обусловлено участившимися запросами воспитателей, родителей о помощи в коррекции поведенческой сферы детей. Как показывает практика, с каждым годом увеличивается число детей с отклоняющимся поведением. Дети, впервые поступающие в детский сад, уже имеют нарушения в поведении: агрессивность, вспыльчивость, пассивность, гиперактивность, застенчивость, различные формы детской нервности.
Сегодня на образовательные учреждения возложена огромная ответственность за оказание помощи родителям в вопросах воспитания детей, за содействие преодолению семейного неблагополучия и профилактике отклоняющего поведения.
Уникальность осуществления профилактической работы в дошкольном общеобразовательном учреждении заключается, прежде всего, в наличии широкого спектра возможностей :
Во-первых, контакт с семьей может осуществляться на ранней стадии становления личности и на протяжении достаточно длительного времени (около 5 лет). Главная роль в профилактической деятельности образовательного учреждения часто отводится воспитателю, который с первых дней пребывания ребенка в группе знакомится с жизнью его в семье, определяя роль родителей ребенка в его содержании и воспитании. Воспитатели являются непосредственными свидетелями взаимоотношений ребенка со сверстниками, с родителями. Это позволяет своевременно оценить ситуацию, выявить трудности семьи, предупредить их развитие.
Во-вторых, имеется возможность участия в профилактической работе с семьёй различных специалистов, таких как педагог-психолог, специалисты различных социальных служб и учреждений, заинтересованных в работе по профилактике отклоняющегося поведения.
В-третьих, при привлечении всех вышеперечисленных специалистов по данной проблеме, образовательное учреждение может обеспечить четкую координацию их усилий и различных направлений работы. Именно в целях координации действий всех заинтересованных служб и ведомств в общеобразовательных учреждениях ставятся задачи и разрабатываются планы работы, системы мероприятий по данному направлению.
И, конечно же, решающую роль в выявлении трудностей семейного воспитания играет педагог-психолог детского сада. Именно от него зависит качество организации взаимодействия специалистов, адресность профилактической работы и глубина решения проблемы. В первую очередь определяются педагогические интересы родителей, их потребности в сотрудничестве с педагогами ДОУ; изучаются особенности семейного воспитания, трудности конкретных родителей в воспитании детей; анализируются детско-родительские отношения.
Выделяем три группы семей, в которых степень неблагополучия проявляется в различной степени.
1. Семьи, в которых проблемы имеют незначительное проявление, находящиеся на начальной стадии развития неблагополучия. Это в целом благополучные семьи, но испытывающие временные сложности, проблемы. У каждой семьи есть риск попасть в трудную жизненную ситуацию.
2. Семьи, в которых несколько функций подвергаются деструкции, а социальные и другие противоречия обостряют взаимоотношения членов семьи друг с другом и окружением до критического уровня. Данный тип семей квалифицируют как кризисные или семьи «группы риска».
3. Семьи, которые столкнулись с большим количеством сложностей и зачастую потеряли всякую жизненную перспективу по отношению к своей судьбе и судьбе собственных детей. Это собственно неблагополучная семья, которая находится в социально-опасной ситуации.
Таким образом, информация о семье необходима дошкольному учреждению для решения оперативных педагогических задач: для точного целеполагания, адекватного образовательным потребностям семьи; для понимания истоков и причин сценария развития личности воспитанников; для выработки индивидуальной тактики взаимодействия с родителями.
Партнёрство семьи и образовательной организации является важнейшим условием эффективного решения воспитательно-образовательных задач. Взаимодействие педагога с родителями должно быть направлено в первую очередь на укрепление эмоциональных связей в семье, обогащение и оздоровление внутрисемейных детско-родительских отношений.
В практике используем следующие направления педагогической деятельности по профилактике отклоняющегося поведения:
- повышение роли семьи в профилактике
- повышение воспитательной роли образовательных учреждений
- развитие целесообразного взаимодействия семьи и образовательных учреждений.
Существующие формы взаимодействия с родителями можно разделить на традиционные и нетрадиционные.
К традиционным формам работы относим:
• коллективные (родительские собрания, конференции, «Круглые столы» и др.);
• индивидуальные (педагогические беседы с родителями);
• наглядно-информационные (видеофрагменты организации различных видов деятельности, режимных моментов, непосредственной образовательной деятельности, фотографии, выставки детских работ, стенды, ширмы, папки-передвижки).
Цель: повышение педагогической культуры родителей, активизация их роли в жизни детского коллектива, повышение ответственности за воспитание своих детей.
Больше остановимся на нетрадиционных формах общения.
Информационно-аналитические - выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности.
Формы проведения - проведение социологических срезов, опросов, «Почтовый ящик». Досуговые - установление эмоционального контакта между педагогами, родителями, детьми.
Формы проведения - совместные досуги, праздники, участие родителей и детей в выставках.
Познавательные - ознакомление родителей с возрастными психологическими особенностями детей дошкольного и младшего школьного возраста. Формирование у родителей практических навыков воспитания детей.
Формы проведения - семинары-практикумы, педагогический брифинг, педагогическая гостиная, проведение собраний, консультаций в нетрадиционной форме, игры с педагогическим содержанием, педагогическая библиотека для родителей.
Используем нетрадиционные формы родительских собраний :
• Устный журнал – педагогическое просвещение родителей по определенной теме.
• Собрание практикум – форма выработки у родителей педагогических умений по воспитанию детей.
• Собрание - совещание – организационная форма, в рамках которой происходит разработка, обсуждение и выработка стратегии по решению педагогического вопроса.
• Ток – шоу – форма дискуссии, обсуждение актуальной темы приглашенными участниками с привлечением компетентных специалистов.
• Собрание – выставка – час творчества, когда дети показывают родителям свои творческие способности, прикладные умения.
• Открытое родительское собрание, на которое приглашаются все лица, заинтересованные в решении поставленной проблемы.
• Педагогическая мастерская, организационно – деятельностная игра, конференция, диспут, практикум, совместные собрания детей и родителей, собрание – конкурс. В мастерской участники расстаются со своими традиционными ролями и это растождествление становится залогом сотворчества, глубокого взаимного интереса. Эта технология помогает включить в работу собрания каждого родителя, создает условия для проявления творческих способностей участников.
• Собрание – деловая игра имеет своей целью выявить в ходе игры представления родителей по обозначенной проблеме, путях и способах ее решения, а также способствовать сплочению родительского коллектива, формированию доброжелательных и доверительных отношений между родителями и педагогами.
Применяя в своей практике различные формы работы с родителями, педагоги решают следующие задачи:
- установление партнерских отношений с родителями;
- объединение усилий для развития и воспитания детей;
- создание атмосферы общности интересов;
- активизация и обогащение воспитательных умений родителей;
- поддержание их уверенности в собственных педагогических возможностях.
Моя цель, как педагога-психолога – это положительный эмоциональный настрой педагогов и родителей на совместную работу по воспитанию детей. Ключевая позиция специалистов, работающих с родителями, должна заключаться в том, что быть родителями в принципе непросто, и не нужно стыдиться своих ошибок или стыдиться ребенка, который не умеет себя вести». Родители должны быть уверены в том, что детский сад всегда поможет им в решении педагогических трудностей и в то же время никак не повредит, так как будут учитываться мнения семья и предложения по взаимодействию с ребенком. Педагоги, в свою очередь, заручаются пониманием со стороны родителей в решении педагогических проблем.
А в самом большом выигрыше находятся дети, ради которых и осуществляется это взаимодействие; учет индивидуальности ребенка: педагог, постоянно поддерживая контакт с семьей, знает особенности привычки своего воспитанника и учитывает их при работе, что, в свою очередь, ведет к повышению эффективности педагогического процесса; родители самостоятельно могут выбирать и формировать уже в дошкольном возрасте то направление в развитии и воспитании ребенка, которое они считают нужным:
- родители берут на себя ответственность за воспитание ребенка;
- укрепление внутрисемейных связей, эмоционального семейного общения, нахождение общих интересов и занятий;
- возможность реализации единой программы воспитания и развития ребенка в образовательной организации и семье; Спасибо за внимание!