Алёна Артёмовна Шенкнехт
Возможности дидактической игры в развитии словарного запаса у детей 6–7 лет с задержкой психического развития
▼ Скачать + Заказать документы
А. М. Горький писал: «Игра – путь детей к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменить».
Так как игра является ведущим видом деятельности у дошкольников, стоит отметить, что любая грамотно подобранная и правильно организованная игра, будет благоприятно влиять на развитие не только речи дошкольника, но и всех его психических познавательных процессов. Но мы поговорим подробно именно о дидактической игре.
Публикация «Возможности дидактической игры в развитии словарного запаса у детей 6–7 лет с задержкой психического развития» размещена в разделах
- Дидактические игры
- ЗПР. Задержка психического развития
- Подготовительная группа
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
В психолого-педагогической литературе дидактическая игра определяется как одно из средств обучения детей дошкольного возраста, в котором ребенок не только получает новые знания, но и учится выполнять определенные действия на их основе.
В ходе дидактической игры дети незаметно для себя получают знания, а главным побудителем этого выступает интерес игрового характера.
Существует несколько классификаций дидактических игр. На рисунке 1 представлена классификация по выбору используемого материала.
Дидактические игры классифицируются по нескольким принципам, они представлены на рисунке 1.
Игры-путешествия, это такие игра, как «12 месяцев», «живая неделя».
К играм-поручениям относятся игры «Разложи по порядку», «Что в порядке, а что нет».
Игры-беседы : «Отвечай быстро», «Приятные слова».
Игры-загадки это – «Веселые загадки».
Настольно-печатные дидактические игры – это мозаики, шашки, предметное лото, игры типа «Что где растет?», «Кто где живет?» и т. п.
К предметным дидактическим играм относятся те игры, в которых используются различные предметы. Такие игры, как «Накормим куклу», оденем мишку».
Словесные дидактические игры – это «Третий лишний», «Кому что нужно?», «Летает – не летает».
К математическим дидактическим играм относятся следующие игры : «Один – много», «Кто выше?», «Чего больше?», «Назови число».
Сенсорные дидактические игры – это «Чудесный мешочек», «Пуговицы для кукол» и т. п.
К музыкальным дидактическим играм относятся такие игры, как: «Какой инструмент звучит?», «Солнышко и дождик», «Угадай какая песенка» и т. п.
Природоведческие дидактические игры – это «Когда это бывает?», «Кто, где живет?», «Найди ошибку художника» .
Дидактические игры для ознакомления с окружающим миром – это «Режим дня», «Магазин», «Кому, что нужно для работы?».
Дидактические игры по изобразительной деятельности – это «Дорисуй», «Собери цветок», «Раскрась по образцу», «На что похож листочек».
К речевым дидактическим играм относятся такие игры, как «Назови одним словом», «Скажи по-другому», «Угадай, кто это?», «кого везут в зоопарк?», «На лесной поляне».
Именно в речевой дидактической игре пополняется и активизируется словарь, формируется правильное звукопроизношение, развивается связная речь; ряд игр с успехом используется для развития фонематической стороны языка: так, увлекательное игровое действие побуждает детей к многократному повторению одного и того же звукосочетания, такое повторение звуков не утомляет детей, потому что они заинтересованы самой игрой, то они выполняют роль птицы, то роль движущего автомобиля, и чем больше увлечен ребенок, тем активнее он воспроизводит нужные звуки, тем полнее педагогический эффект.
Дидактическая игра – незаменимое средство преодоления различных затруднений в умственной деятельности у отдельных детей. У детей с ЗПР игровая деятельность развивается гораздо медленнее, чем у нормы. К 6 годам ребенок с ЗПР имеет развитие игры на уровне младшего дошкольного возраста.
Благодаря дидактической игре пополняется и активизируется словарь, формируется правильное звукопроизношение, развивается связная речь; ряд игр с успехом используется для развития фонематической стороны языка: так, увлекательное игровое действие побуждает детей к многократному повторению одного и того же звукосочетания, такое повторение звуков не утомляет детей, потому что они заинтересованы самой игрой, то они выполняют роль птицы, то роль движущего автомобиля, и чем больше увлечен ребенок, тем активнее он воспроизводит нужные звуки, тем полнее педагогический эффект.