Ульяна Терещенко
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе «Воздух-невидимка»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром -
опытно-экспериментальная деятельность в средней группе
«Воздух – невидимка»Воспитатель МБДОУ Лоухский детский сад - Терещенко Ульяна Викторовна.
Задачи:
- познакомить детей с воздухом, с некоторыми его свойствами;
- научить некоторым способам его обнаружения;
Публикация «Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе „Воздух-невидимка“» размещена в разделах
- Воздух. Свойства воздуха
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июнь 2018
- учить строить гипотезы о свойствах воздуха;
- развивать наблюдательность и познавательный интерес;
- активизировать речь и обогащать словарь детей понятиями: лаборатория, опыт, прозрачный, невидимый и т. д.
Оборудование для каждого ребенка: пакет полиэтиленовый, тренажер для воздушной струи, стеклянный флакончик, бумажный веер, стакан с водой, соломинка для коктейля, таз с водой, пустой стакан, песочные часы, камни.
Ход занятия.
Орг. момент. Ребята, у нас гости, давайте улыбнемся гостям.
Станем рядышком по кругу,
Скажем «здравствуйте!» друг другу.
Нам здороваться не лень,
Всем привет и добрый день!
Если каждый улыбнется,
Утро доброе начнется!
Воспитатель: Ребята, а вы знаете кто такие ученые? (да)
- Чем они занимаются? (делают опыты)
- А где ученые проводят опыты? (в лаборатории)
- А вы хотите делать опыты как настоящие ученые? (Да)
- Давайте пройдем в нашу лабораторию.
Воспитатель: а с чем мы будем проводить опыты, вы узнаете, отгадав мою загадку.
Загадка: Он нам нужен чтоб, дышать,
Чтобы шарик надувать.
С нами рядом каждый час,
Но невидим он для нас.
Дети: воздух
Воспитатель: Правильно это воздух. Сегодня мы поговорим о воздухе. Будем делать опыты, как настоящие ученые. Пройдемте в нашу лабораторию.
Домовенок Кузя (появляется из спальни) : Здравствуйте, ребята! А что это вы собрались тут делать?
Воспитатель: Мы будем говорить о воздухе, и делать опыты.
Кузя: О воздухе! А кто его видел этот воздух? Может, его и нет вовсе? Лично я его никогда не видел! А, вы, ребята?
Дети: нет, не видели.
Воспитатель: Раз мы его не видим, значит, воздух невидимый.
Кузя: Вот- вот! Невидимый! Значит, его и нет вовсе.
Воспитатель: Давай докажем вместе с ребятами, что воздух есть. Чтобы воздух увидеть его нужно поймать. Ребята попробуйте поймать его ладошками, вот так (ловим ладошками). Есть что нибудь у вас в руках?
Дети: нет.
Воспитатель: Поймать воздух нам поможет пакет.
ОПЫТ №1 «Воздух – невидимка» с пакетом.
Воспитатель: Возьмите пакет. Какой он?
Дети: пакет пустой.
Воспитатель: Смотрите какой он тоненький. Теперь мы откроем пакет и наберем в него воздух. Закручивайте.
- Какой стал пакет?
Дети: толстый, надутый.
Воспитатель: А что в пакете?
Дети: воздух.
Воспитатель: пакет надулся, потому что в нем воздух.
Воспитатель: Смотри, Кузя! Чтобы воздух увидеть, его надо поймать. И мы это сделали. Мы сделали первое открытие и узнали что воздух прозрачный и невидимый. СХЕМА№1
Воспитатель: Ребята, давайте выпустим воздух из пакета. Пакет снова стал тонким.
Кузя: Теперь я знаю, вокруг нас есть воздух, он невидимый.
Воспитатель: Кузя прав. Воздух вокруг нас, но мы его не видим. СХЕМА №2
Кузя: А внутри нас есть воздух?
Воспитатель: Какой интересный вопрос у Кузи. Хотите узнать, есть ли воздух внутри нас?
Упражнение «Воздух внутри нас»
с тренажерами для отработки воздушной струи.
Воспитатель: Кузя, возьми чашечку с горячим чаем. Посмотри, какой густой пар. Ребята, остудим чай. Чашка перед собой. Через нос делаем вдох, через рот - выдох. Дуем на пар.
Ветерок, созданный потоком воздуха из груди, разгоняет пар от горячего чая.
Кузя: Это вы, дуете, воздух толкаете!
Воспитатель: Ты не веришь, что воздух есть внутри нас? Хорошо, ребята пройдемте к столу. Сделаем опыт с водой и соломинкой и покажем Кузе, что мы правы.
Опыт № 2 «Воздух внутри нас» со стаканом с водой и соломинкой.
Опустите соломинку в стакан с водой. Подуйте в нее. Что вы видите?
Дети: Пузыри
Воспитатель: Пузыри - это воздух, который внутри нас. СХЕМА №3
Кузя: Я понял, мы дуем, и получается ветерок. А если не дуть, как еще сделать ветер?
Воспитатель: А мы тебе с ребятами сейчас покажем. Кузя, бери веер.
Опыт №3 «Воздух движется» с веером.
Воспитатель: Ребята, возьмите веер. Помашите им на себя. Что, вы чувствуете?
Дети: холод, ветер.
Кузя: Я теперь знаю, что ветер - это воздух!
Воспитатель: правильно, ветер - это воздух который движется. СХЕМА №4
Воспитатель: Кузя, отдохни вместе с нами.
Физкультминутка
«Вышли уточки на луг»
Вышли уточки на луг «кря-кря-кря» (шагают на месте)
Пролетел веселый жук «Ж-Ж-Ж» (машут руками)
Гуси шею выгибают «га-га-га» (вытягивают шею вперед)
Клювом перья расправляют (повороты туловища вправо, влево)
Ветер ветки раскачал (руки вверх, качают)
Шарик тоже закричал «с-с-с» (руки на поясе, наклон вперед)
Зашуршал в реке камыш «ш-ш-ш» (тянутся вверх)
И опять настала тишь «ц-ц-ц»
Воспитатель: Ребята, а вы хотите услышать воздух?
Кузя: Это невозможно!
Воспитатель: Возможно. Проверим ребята.
Дети: Да.
Опыт №4 «Воздух – слышим», дыхательное упражнение «Пароход»
Воспитатель: Кузя, ты хочешь услышать воздух?
Кузя: Хочу!
Воспитатель: Бери стеклянный пузырек и выполни с нами упражнение «Пароход»
Дети: берут пузырьки
Воспитатель: приложите пузырек к губам как я, сделайте вдох и подуйте, щеки надувать нельзя. Все, услышали, как загудел воздух в трубе парохода?
Дети: Да.
Кузя: Теперь я знаю, что воздух можно услышать.
Воспитатель: Ребята, вот мы с вами сделали еще одно открытие – воздух мы слышим! СХЕМА №5.
Кузя: Как интересно! Воздух есть вокруг нас, внутри нас, Мы его можем поймать и услышать. А в предметах есть воздух?
Воспитатель: И внутри предметов есть воздух. И это мы тоже можем проверить. Кузя, проверь это вместе с нами.
Опыт №5. «Воздух внутри предметов» (тазик с водой, пустой стакан)
Воспитатель: Переверните стакан вверх дном и медленно опустите его в таз. Стакан держите очень ровно. Что получилось? Попала вода в стакан?
Дети: Нет, стакан пустой.
Воспитатель: Кузя. Почему нет воды в стакане?
Кузя: не знаю
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, почему в стакане нет воды?
Дети: в тазу мало воды, в стакане воздух.
Воспитатель: В стакане есть воздух, он не пускает в него воду.
Кузя: Я не верю!
Воспитатель: Ребята, мы можем доказать, что в стакане действительно есть воздух.
Опыт получится только у тех, кто внимательно будет следовать моей инструкции.
Воспитатель: Аккуратно наклоняем стакан на себя. Что видим?
Дети: Пузырь, пузыри.
Воспитатель: Из стакана вышел воздух.
Кузя: У меня в кармане есть камень (достает). Что в нем тоже есть воздух?
Опыт №6 «В камне тоже есть воздух»
Воспитатель: Кузя, а ты положи камень в воду. Что, видишь? Дети делают тоже.
Кузя и дети: пузыри
Воспитатель: Кузя, мы тебе доказали, что воздух есть в каждом предмете?
Кузя: Да, я теперь и это знаю.
Воспитатель: Воздух есть в каждом предмете. СХЕМА №6
Воспитатель: Ребята как вы думаете, воздух пахнет? Понюхайте! Пахнет?
Дети: Нет.
Кузя: А как получается, что когда пекут пироги, то мы чувствуем их вкусный запах?
Воспитатель: Воздух движется и доносит этот запах до наших носов.
А сам воздух не пахнет! СХЕМА № 7
Кузя: Если воздух не пахнет, я закрою нос и не буду дышать!
Воспитатель: Что ты, Кузя! Без воздуха ты задохнешься! Всему живому на земле необходим воздух и людям, и животным, и растениям. Мы это тоже можем проверить.
ОПЫТ №7 «НЕ дыши»
Сделайте вдох, закройте нос и рот. Сколько времени вы сможете не дышать? Вот видите, вы не смогли без воздуха прожить даже одной минуты!
Кузя: Теперь я понял, что без воздуха нельзя.
Воспитатель: Воздух необходим всему живому на земле. Без него мы не сможем жить.
СХЕМА №8
Рефлексия: (Кузя незаметно уходит за красками)
Воспитатель: Кем вы сегодня были?
Дети: сегодня мы были учеными, работали в лаборатории.
Воспитатель: что делали?
Дети: опыты.
Воспитатель: Что узнали о воздухе при помощи опытов? Посмотрите на наши схемы.
Дети: Невидимый, вокруг нас, внутри нас, воздух движется, воздух можно услышать, он есть в каждом предмете, без запаха, без воздуха живое не может жить (воздух нужен всем).
Воспитатель: Какой опыт вам больше понравился?
Воспитатель: Молодцы! А где Кузя? Кузя, ты где?
Кузя: Я, здесь! Сейчас иду!
Воспитатель: Где, ты был?
Кузя: Я делал воздушные краски. Хочу подарить их ребятам.
Воспитатель: Спасибо, Кузя, тебе за подарок. Спасибо, ребята, за вашу работу в лаборатории. Отдыхайте.
Дети рисуют воздушными красками, Кузя и гости уходят.