Морозова Татьяна
Проект «Воздух-невидимка»
▼ Скачать
ПРОЕКТ
«Воздух - невидимка»
Подготовили:
Морозова Т. В
Бычкова С. Ю
Проблема: Отсутствие у детей представления о значении воздуха в жизни человека, об основных источниках загрязнения воздуха, его последствиях, мероприятиях по предотвращению загрязнения воздуха.
Публикация «Проект „Воздух-невидимка“» размещена в разделах
Цель проекта : Формировать у детей знания о свойствах воздуха : при нагревании расширяется, обладает силой, передает запахи, воздух есть везде, он прозрачный и т. д. на основе проводимых опытов и экспериментов.
Задачи.
Образовательные:
- формирование основ экологической культуры дошкольников через практическую деятельность с неживыми объектами, наблюдения, опыты, исследовательскую работу и работу с дидактическим материалом;
- формирование знаний о значении воздуха в жизни человека;
- показ положительного и отрицательного влияния человека на окружающий мир.
Развивающие:
- развитие умений наблюдать за явлениями неживой природы, стремление к самостоятельному получению знаний опытным путем по теме «Воздух»;
- развитие аналитического мышления (поисковая деятельность в ходе решения проблемы, самостоятельно делать выводы и обобщения, устанавливать связи между предметами и явлениями в процессе экспериментальной работы;
- развитие умения видеть красоту окружающего природного мира, разнообразия его красок и форм;
- охрана и укрепление здоровья детей, развитие навыков здорового образа жизни;
Воспитательные:
- привлечение внимания к окружающим природным объектам, развитие умений видеть красоту окружающего природного мира, разнообразия его красок и форм;
- воспитание желания и умений сохранять окружающий мир природы;
- воспитание чувства ответственности за состояние окружающей среды.
Актуальность проекта
Дошкольное детство – начальный этап становления человеческой личности. В этот период закладываются основы личностной культуры. Главная цель экологического воспитания – формирование начал экологической культуры: правильного отношения ребёнка к природе, его окружающей, к себе и людям как к части природы, к вещам и материалам природного происхождения, которыми он пользуется
Экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции, стимулирует познавательную активность и любознательность. Активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями.
Воздух – это волшебник, который способен совершать много чудес. Он может поднять с морского дна затонувший корабль, сделать возможным плавный полет дирижабля и стремительное движение самолетов. Дошкольник прожил на свете уже несколько лет и привык встречаться с воздухом везде.
План реализации проекта
Этапы
внедрения
деятельности Содержание деятельности
педагог дети родители Социум
I этап
подготовительный (первый день недели) Информационный Проведение педагогического часа - формулировка проблемы и цели проекта
Учет запросов родительской общественности группы
Создание проблемной ситуации для воспитанников по обсуждению проекта
Подготовка буклетов о проекте
Информирование родителей о реализации данного проекта
Педагогический мониторинг детей на выявление первоначальных знаний о воздухе.
Создание развивающей среды в группе, определение места
Разработка конспектов познавательно - экспериментальных мероприятий с воспитанниками
Сбор информации и подготовка методической литературы по теме проекта.
1. Поиск художественной литературы для чтения детям: Сказка "Южный ветерок". С. Я. Маршак "Мяч", "Мыльные пузыри". А. С. Пушкин "Ветер по морю гуляет", "Сказка о мертвой царевне и семи богатырях" ( отрывок: Ветер, ветер, ты могуч.). В. М. Гаршин. Сказка "Лягушка - путешественница". В. Катаев "Цветик - семицветик". Г. Юдин "Главное чудо света". Г. В. Сапгир "Ветер - ветерок". Детская энциклопедия здоровья. "Научные ответы на детские "почему?" Р. Ротенберг "Расти здоровым". Разучивание стихотворения "Каждый день я в шарик дую. " "Тополиные пушинки"
Разработка игровых ситуаций для заинтересованности воспитанников.
Разработать технологическую карту сюжетно – ролевой игры по теме.
Разработать картотеку игр, опытов.
Оформление информационного стенда в группе по данной теме "Умная полочка".
Вхождение в проблему проекта (Модель
трех вопросов: Что знаем? Что хотим узнать?
Как узнать) (мозговая атака, обсуждение
возникших вопросов);
Обсуждение целей по данной теме;
Обсуждение стратегии информационно-практического метода, способа поиска информации и возможности оформления результатов работы;
Рассматривание иллюстраций, наглядно - дидактических пособий;
Закрепление знаний о воздухе и его свойствах.
Знакомство и закрепление пословиц, поговорок, загадок, стихотворений
Беседы, НОД: "Что такое воздух", "Значение воздуха для жизни и роста живых организмов", "Носы нужны не только для красы", "Какую пользу приносит ветер", "Где же пятый океан?", и др.
Развлечение "Воздух - невидимка"
Сообщение на родительском собрании о предстоящем проекте.
С целью включения родителей в проект знакомство с буклетом, который дает возможность ознакомиться подробно о предстоящем проекте (тема, цель, задачи проекта, актуальность);
Обсуждение общих вопросов;
Анкетирование по данной теме
Индивидуальные беседы "Про влажность воздуха и ОРВИ", "Игры детей на свежем воздухе"
Информация для родителей. Полезно узнать: "Эксперименты для детей в домашних условиях"
Информационное задание – подобрать материал к игре "Что создано руками человека и что природой?"
Привлечение к подборке материала по данной теме.
Посещение с ребенком городской библиотеки для накопления и обмена информации о воздухе.
Экскурсия в парк "Где можно найти воздух?". Запускание воздушного змея.
Подготовка к развлечению: костюмы, атрибуты, плакаты, эмблемы, медали, поощрительные призы.
II этап практический (второй день недели) познавательно - игровой
Организация познавательной деятельности детей.
Провести серию познавательных бесед.
Провести серию познавательных тематических мероприятий с включением здоровьесберегающих технологий.
Практическая помощь детям, создание условий и мотивации для осуществления проекта.
Направление и контроль за осуществлением проекта.
Познакомить детей с правилами дидактических и настольных игр, с правилами при проведении опытов, с правилами безопасности по данной теме.
Познакомить детей с подвижными играми, эстафетами. На прогулке: спортивные и командные игры
Организовать экскурсию в библиотеку Главы города Екатеринбурга "Воздух нужен всем". (ул. Косарева, 7)
Экскурсия в парк "Где можно найти воздух?"
Познавательно - тематические мероприятия.
Настольно - дидактические игры:
"Куда дует ветер?", "Узнай по запаху", "Хорошо - плохо", "Собери картинку", "Найди пару, "Найди ошибки художника", Сюжетно - ролевые игры: "Путешествие", "Семья", "Мы - исследователи", "Магазин". Подвижные игры, эстафеты: "Северный и южный ветер", К своему флажку беги", "Сиамские близнецы", "Догонялки","Чье звено скорее соберется?", и др. Словесные игры: " Живое - не живое", "Да - нет"", "Назови " и др. Игровые упражнения: "Сдуй перышко". "Надуваем шарик" и др., Просмотр презентации "Воздух - невидимка". Экскурсии: в парк "Где можно найти воздух?" (с запусканием воздушного змея.); в подготовительную группу "Удивительное рядом". Чтение: Сказка "Южный ветерок" В. М. Гаршин. Сказка "Лягушка - путешественница". В. Катаев "Цветик - семицветик". Г. Юдин "Главное чудо света". Разучить стихотворения "Каждый день я в шарик дую. ", "Тополиные пушинки". Разучить загадки, пословицы, считалки. Развлечение "Воздух - невидимка"
Экскурсия в библиотеку
Выставка в библиотеке творческих работ на тему "Воздух вокруг нас"
II этап практический (третий день недели) Творческий
Подбор и изготовление материалов для осуществления продуктивной деятельности
Наблюдение за воспитанниками в проектной деятельности
Сбор творческой информации через информационную сеть – интернет
Совместная деятельность детей с педагогом
Художественно – эстетическое развитие
Рисование. "Волшебный лес" (нетрадиционный метод - раздувание пятна). "Берегите воздух", "Северный ветер".
Аппликация "По морям, по волнам. ", Коллаж "Волшебный сад".
Лепка из пластилина и соленого теста. "Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет. "
Из строительного конструктора или мозаики (бросового материала) строим магазин, "Ветряную мельницу"
Изготовление дидактических игр: "Найди пару", "Собери картинку", "Какой ветер? "С горы с ветерком", "Салон природы". Пособие - карточки "Как человек использует силу ветра?"
.
Презентация "Воздух - невидимка".
Экспериментально - исследовательский
Подготовить необходимый материал для проведения опытов и экспериментов.
Проведение инструктажа с детьми по охране жизни и здоровья ребенка. Занимательные опыты с воздухом
Опыт №1, №2. Способ обнаружения воздуха, воздух невидим.
Опыт №3. Невидимый воздух вокруг нас, мы его вдыхаем и выдыхаем.
Опыт №4. Воздух может перемещаться.
Опыт №5. Из закрытого пространства воздух не перемещается.
Опыт №6. Игры с воздушным шариком и соломинкой
Опыт №7. Воздух содержится в различных предметах.
Опыт №8. Воздух имеет объем.
Опыт №9. Воздух имеет вес, который зависит от его объема
Опыт №10. Объем воздуха зависит от температуры.
Опыт №11. Воздух помогает рыбам плавать.
Опыт №12. В пустой бутылке есть воздух.
Опыт №13. Плавающий апельсин.
Совместно с ребенком составить странички альбома «Воздух - невидимка»
Совместный опыт дома
Индивидуальные беседы:
"Зачем детям опыты, эксперименты?", «Что нужно сделать, чтобы воздух был чистым?»
Изготовление костюмов, масок, атрибутов для развлечения
Пословицы, поговорки, загадки, стихи о воздухе
• В запас воздухом не надышишься.
• Нам победа, как воздух, нужна.
• Воздух, сколько ни глотай, сыт не будешь.
• Воздуха словами не наполнишь.
• Люди работали, а он воздухом торговал.
• Нечего зря воздух сотрясать, лучше бы тебе помолчать.
• Победа в воздухе не вьётся, а руками достаётся.
• Счастье в воздухе не вьётся, а руками берётся.
• Гонять деньги по воздуху.
• Воздух – символ свободы.
• Свежая струя воздуха.
• Воздух словами не наполнить.
• Идея повисла в воздухе.
• Взлететь на воздух.
• Сделан из воздуха (практически из ничего) .
• Строить воздушные замки.
• Воздушный поцелуй.
• Воздух! (команда тревоги) .
• Держаться за воздух.
Загадки о воздухе
• Чего в комнате не видишь? (Воздух)
• Есть невидимка: в дом не просится, а прежде людей бежит, торопится. (Воздух)
• Ни веса ни цвета у него нету! (Воздух)
•Такой большой, что занимаю мир. Такой маленький, что в любую щель пролезаю. (Воздух)
• Фырчит, рычит, ветки ломает, пыль поднимает, с ног сбивает, слышишь его, да не видишь его. (Ветер)
• Гуляет в поле, да не конь, летает на воле, да не птица. (Ветер)
• Всё ломаю, всё срываю, ничему пощады нет. (Вихрь)
• Без рук, без ног, а ворота отворяет и нас погоняет. (Ветер)
Воздушный кинозал
Просмотр мультфильма "Смешарики. Воздух для вдохновления"
Что нужно Барашу для вдохновения? Может глоток свежего воздуха? Так Крош и Ёжик ему помогут.
Просмотр мультфильма "Фиксики. Воздушный шар".
Просмотр электронной презентаций «Свойства воздуха»
Занимательные опыты с воздухом
Сентябрь
Опыт №1. Способ обнаружения воздуха, воздух невидим
Цель: Доказать, что банка не пустая, в ней находится невидимый воздух.
Оборудование:
1. Пустая стеклянная банка 1,0 литр.
2. Бумажные салфетки – 2 штуки.
3. Маленький кусочек пластилина.
4. Кастрюля с водой.
Опыт: Попробуем опустить в кастрюлю с водой бумажную салфетку. Конечно, она намокла. А теперь при помощи пластилина закрепим точно такую же салфетку внутри банки на дне. Перевернем банку отверстием вниз и аккуратно опустим в кастрюлю с водой на самое дно. Вода полностью закрыла банку. Аккуратно вынимаем ее из воды. Почему же салфетка осталась сухой? Потому что в ней воздух, он не пускает воду. Это можно увидеть. Опять таким же образом опускаем банку на дно кастрюли и медленно наклоняем ее. Воздух вылетает из банки пузырем.
Вывод: Банка только кажется пустой, на самом деле – в ней воздух. Воздух невидимый.
Опыт №2. Способ обнаружения воздуха, воздух невидим
Октябрь
Цель: Доказать, что мешочек не пустой, в нем находится невидимый воздух.
Оборудование:
1. Прочный прозрачный полиэтиленовый мешок.
2. Мелкие игрушки.
Опыт: Наполним пустой мешочек разными мелкими игрушками. Мешочек изменил свою форму, теперь он не пустой, а полный, в нем – игрушки. Выложим игрушки, расширим края мешочка. Он опять раздулся, но мы ничего не видим в нем. Мешок кажется пустым. Начинаем скручивать мешочек со стороны отверстия. По мере скручивания мешочек вздувается, становится выпуклым, как будто он наполнен чем-то. Почему? Его заполняет невидимый воздух.
Вывод: Мешочек только кажется пустым, на самом деле – в нем воздух. Воздух невидимый.
Опыт №3. Невидимый воздух вокруг нас, мы его вдыхаем и выдыхаем.
Ноябрь
Цель: Доказать, что вокруг нас невидимый воздух, который мы вдыхаем и выдыхаем.
Оборудование:
1. Стаканы с водой в количестве, соответствующем числу детей.
2. Коктейльные соломинки в количестве, соответствующем числу детей.
3. Полоски легкой бумаги (1,0 х 10,0 см) в количестве, соответствующем числу детей.
Опыт: Аккуратно возьмем за краешек полоску бумаги и поднесем свободной стороной поближе к носикам. Начинаем вдыхать и выдыхать. Полоска двигается. Почему? Мы вдыхаем и выдыхаем воздух, который двигает бумажную полоску? Давайте проверим, попробуем увидеть этот воздух. Возьмем стакан с водой и выдохнем в воду через соломинку. В стакане появились пузырьки. Это выдыхаемый нами воздух. Воздух содержит много веществ, полезных для сердца, головного мозга и других органов человека.
Вывод: Нас окружает невидимый воздух, мы его вдыхаем и выдыхаем. Воздух необходим для жизни человека и
других живых существ. Мы не можем не дышать.
Опыт №4. Воздух может перемещаться
Декабрь
Цель: Доказать, что невидимый воздух может перемещаться.
Оборудование:
1. Прозрачная воронка (можно использовать пластиковую бутылку с отрезанным дном).
2. Сдутый воздушный шарик.
3. Кастрюля с водой, слегка подкрашенной гуашью.
Опыт: Рассмотрим воронку. Мы уже знаем, что она только кажется пустой, на самом деле – в ней воздух. А можно ли его переместить? Как это сделать? Наденем на узкую часть воронки сдутый воздушный шарик и опустим воронку раструбом в воду. По мере опускания воронки в воду шарик раздувается. Почему? Мы видим, что вода заполняет воронку. Куда же делся воздух? Вода его вытеснила, воздух переместился в шарик. Завяжем шарик ниточкой, можем играть в него. В шарике – воздух, который мы переместили из воронки.
Вывод: Воздух может перемещаться.
Опыт №5. Воздух всегда в движении
Январь
Цель: Доказать, что воздух всегда в движении.
Оборудование:
1. Полоски легкой бумаги (1,0 х 10,0 см) в количестве, соответствующем числу детей.
2. Иллюстрации: ветряная мельница, парусник, ураган и т. д.
3. Герметично закрытая банка со свежими апельсиновыми или лимонными корками (можно использовать флакон с духами).
Опыт: Аккуратно возьмем за краешек полоску бумаги и подуем на нее. Она отклонилась. Почему? Мы выдыхаем воздух, он движется и двигает бумажную полоску. Подуем на ладошки. Можно дуть сильнее или слабее. Мы чувствуем сильное или слабое движение воздуха. В природе такое ощутимое передвижение воздуха называется - ветер. Люди научились его использовать (показ иллюстраций, но иногда он бывает слишком сильным и приносит много бед (показ иллюстраций). Но ветер есть не всегда. Иногда бывает безветренная погода. Если мы ощущаем движение воздуха в помещении, это называется – сквозняк, и тогда мы знаем, что наверняка открыто окно или форточка. Сейчас в нашей группе окна закрыты, мы не ощущаем движения воздуха. Интересно, если нет ветра и нет сквозняка, то воздух неподвижен? Рассмотрим герметично закрытую банку. В ней апельсиновые корочки. Понюхаем банку. Мы не чувствуем запах, потому что банка закрыта и мы не можем вдохнуть воздух из нее (из закрытого пространства воздух не перемещается). А сможем ли мы вдохнуть запах, если банка будет открыта, но далеко от нас? Воспитатель уносит банку в сторону от детей (приблизительно на 5 метров) и открывает крышку. Запаха нет! Но через некоторое время все ощущают запах апельсинов. Почему? Воздух из банки переместился по комнате.
Вывод: Воздух всегда в движении, даже если мы не чувствуем ветер или сквозняк.
Опыт №6. Игры с воздушным шариком и соломинкой
Февраль
Задачи: Познакомить с тем, что внутри человека есть воздух, и обнаружить его.
Материалы и оборудование: Воздушные шарики, емкость с водой, два воздушных шара (один надут слабо — мягкий, другой надут сильно — упругий).
Ход: Взрослый вместе с детьми рассматривает два воздушных шара. Дети играют с тем и другим и выясняют, с каким удобнее играть и почему (с тем, который больше надут, так как он легко отбивается, «летает», плавно опускается и пр.). Обсуждают причину различия в свойствах: один упругий, потому что он сильно надут, а другой — мягкий. Взрослый предлагает подумать, что нужно сделать со вторым шариком, чтобы с ним тоже было хорошо играть (побольше надуть); что находится внутри шарика (воздух); откуда воздух берется (его выдыхают).
Взрослый показывает, как человек вдыхает и выдыхает воздух, подставив руку под струю воздуха. Выясняет, откуда берется воздух внутри человека (его вдыхают).
Взрослый организует игры со вторым шариком: надувает его, чтобы он стал упругим, опускает шарик отверстием в воду, чтобы дети наблюдали, как сдувается шарик и выходит через пузырьки воздух. В конце игры взрослый предлагает детям повторить опыт самим.
Опыт №7. Воздух содержится в различных предметах
Март
Цель: Доказать, что воздух находится не только вокруг нас, но и в разных предметах.
Оборудование:
1. Стаканы с водой в количестве, соответствующем числу детей.
2. Коктейльные соломинки в количестве, соответствующем числу детей.
3. Стеклянная кастрюля с водой.
4. Губка, кусочки кирпича, комки сухой земли, сахар-рафинад.
Опыт: Возьмем стакан с водой и выдохнем в воду через соломинку. В стакане появились пузырьки. Это выдыхаемый нами воздух. В воде мы видим воздух в виде пузырьков. Воздух легче воды, поэтому пузырьки поднимаются вверх. Интересно, есть ли воздух в разных предметах? Предлагаем детям рассмотреть губку. В ней есть отверстия. Можно догадаться, что в них воздух. Проверим это, опустив губку в воду и слегка надавив на нее. В воде появляются пузырьки. Это – воздух. Рассмотрим кирпич, землю, сахар. Есть ли в них воздух? Опускаем поочередно эти предметы в воду. Через некоторое время в воде появляются пузырьки. Это воздух выходит из предметов, его вытеснила вода.
Вывод: Воздух находится не только в невидимом состоянии вокруг нас, но и в различных предметах.
Опыт №8. Воздух имеет объем
апрель май
Цель: Доказать, что воздух имеет объем, который зависит от того пространства, в который он заключен.
Оборудование:
1. Две воронки разного размера, большая и маленькая (можно использовать пластиковые бутылки с отрезанным дном).
2. Два одинаковых сдутых воздушных шарика.
3. Кастрюля с водой.
Опыт: Возьмем две воронки, большую и маленькую. На их узкие части наденем одинаковые сдутые воздушные шарики. Опустим воронки широкой частью в воду. Шарики надулись не одинаково. Почему? В одной воронке было больше воздуха – шарик получился большой, в другой воронке воздуха было меньше – шарик надулся маленький. В этом случае правильно говорить, что в большой воронке объем воздуха больше, чем в маленькой.
Вывод: Если рассматривать воздух не вокруг нас, а в каком-то определенном пространстве (воронка, банка, воздушный шарик и т. д., то можно сказать, что воздух имеет объем. Можно сравнивать эти объемы по величине.
Список литературы
1. Акимова Ю. А. Знакомим дошкольников с окружающим миром. – М. : Творческий Центр Сфера 2007.
2. Бондаренко Т. М. Дидактические игры в детском саду. М., 1991.
3. Бурыкина М. Ю. Введение в мир неживой природы детей дошкольного возраста. Брянск 1995г.
4. Веракса Н. Е., Галимов О. Р. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников. М., 2012.
5. Венгер Л. А. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания. — М. : Просвещение, 1986.
6. Виноградова Н. Ф., Куликова Т. А. Дети, взрослые и мир вокруг. 1993год.
7. Воронкевич О. А. «Добро пожаловать в экологию!» - СПб: Детство-Пресс, 2007.
8. Гризик Т. И. "Познаю мир". "Особенности организации деятельности экспериментирования в работе с детьми дошкольного возраста" методическое пособие»
9. Дыбина О. В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. – М., 2005.
10. Журнал дошкольное воспитание №3, 1999год. Стр. 23 -30.
11. Зубкова Н. М. "Воз и маленькая тележка чудес" Опыты и эксперименты для детей 3-6 лет
12. Зубкова Н. М. «Научные ответы на детские «почему». Опыты и эксперименты для детей от 5 до 6лет СПб: Речь, 2009.
13. Куликовская И. Э., Совгир Н. Н. Детское экспериментирование. Средниий дошкольный возраст. – М. : Пед. общество России, 2005
14. Мартынова Е. А., Сучкова И. М. «Организвция опытно-экспериментальной деятельности детей 2-6лет.