Елена Чернова
Вовлечение родителей в образовательный процесс в ДОУ посредством организации познавательной среды
▼ Скачать + Заказать документы
«Попытка воспитать детей без помощи
и поддержки со стороны семьи
подобна сбору листьев граблями в сильный ветер.»
В. А. Сухомлинский
Проблема взаимодействия детского сада с семьёй всегда была актуальной и трудной. Актуальной, потому что участие родителей в жизни своих детей помогает им увидеть многое, а трудной, потому что все родители разные, к ним, как и к детям нужен особый подход. Основной целью вовлечения родителей в образовательный процесс является создание единого пространства семья – детский сад. Это пространство развития ребенка, в котором всем участникам педагогического процесса - детям, родителям и педагогам будет уютно, интересно, безопасно и полезно. Самыми эффективными формами взаимодействия с родителями воспитанников являются: коллективные, индивидуальные, наглядно – информационные и информационно-коммуникативные.
Публикация «Вовлечение родителей в образовательный процесс в ДОУ посредством организации познавательной среды» размещена в разделах
- Оформление детских садов
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Темочки
В ФГОС ДО большое внимание уделяется взаимодействию ДОУ и педагогов с родителями, является важным психолого-педагогическим условием реализации программы по вопросам образования детей. Взаимодействие предполагает положительные установки у всех сторон на совместную работу, совместное определение целей, планирования, организации и подведения итогов. Вовлечение родителей в образовательный процесс детского сада имеет огромное значение в реализации образовательной Программы дошкольного образования, это объединение общих целей, интересов и деятельности в плане развития гармоничного и здорового ребенка. Перед педагогами стоит задача создания для детей дошкольного возраста многокомпонентной образовательной среды. Так как родители являются непосредственными участниками дошкольного образования своих детей, возникла необходимость повышения педагогической образованности родителей. В Методических рекомендациях по информированию родителей (законных представителей) по вопросу введения ФГОС ДО определены задачи совместной работы ДОУ и родителей воспитанников :
• установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника
• объединить усилия семьи и ДОУ для развития и воспитания детей
• создать атмосферу взаимопонимания родителей воспитанников и педагогов ДОУ, общности их партнеров, эмоциональной поддержки.
• активизировать и обогащать воспитательные умения родителей
• поддерживать уверенность родителей в собственных педагогических возможностях.
В ДОУ развивающая предметно – пространственная среда обеспечивает психологическую защищенность каждого ребенка, с помощью которой формируются знания, умения, навыки, необходимые для полноценного развития личности, развивается индивидуальность детей. Для ее создания нужно учитывать особенности детей, посещающих группу: возраст, интересы, склонности, способности, гендерная принадлежность. Пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной. Она должна обеспечивать реализацию образовательной программы ДОУ, учет национально – культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность, учет возрастных особенностей детей, выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, коммуникативную функцию, работать на развитие самостоятельности и инициативы ребенка.
Очевидным становится необходимость педагогического взаимодействия с родителями воспитанников. Нашей общей задачей стало заинтересовать их, показать, что развивающая предметно – пространственная среда группы организуется таким образом, чтобы каждый ребенок имел возможность заниматься любимым делом. Современные семьи разные по составу, культурным традициям и взглядам на воспитание, по-разному понимают место ребенка в жизни общества. Тем не менее, как показывает практика, все они едины в желании самого лучшего для своего ребёнка. Контакт с родителями мы пытаемся установить в самом начале общения, с младшей группы. Их роль была определена не в благотворительной помощи по оснащению группы, а именно в непосредственном участии в создании, изготовлении своими руками пособий для развития детей в нашей группе. Начинать работу с родителями нужно с индивидуального подхода: обращение к каждому по имени отчеству, проявление взаимоуважения, спокойного уверенного и ненавязчивого тона в общении, выработки тактики в общения с каждым. Они обязательно откликнутся на просьбу педагога принести что-либо наглядное: картинки, книги, различные альбомы, фотографии. Таким образом, родители вовлекаются в образовательную деятельность, активно участвуют в создании развивающей пространственной среды в группе. Для экологического центра, совместно с детьми и родителями был организовать сбор природного и бросового материал. Совместно была собрана коллекция камней и минералов, различных ракушек, создан мини- музей «Подводное царство». Благодаря нашим родителям в группе появились новые альбомы: «Мир профессий», «Четыре чудесных времени года». Это красочный и интересный наглядный материал, практичный в своем использовании. Так же была оказана помощь в сборе подручных материалов для изготовления игровых пособий в центр дидактических игр, сенсорики, математики, речевого развития.
Организуя игровую деятельность наших воспитанников, мы вместе с родителями стремимся найти что-то новое, нетрадиционное для занятий с детьми, избежать формального игрового взаимодействия, активизировать желания и деятельность наших воспитанников. Наиболее интересной из новых игровых технологий для детей нам показалась идея создания бизиборда. В нашей группе с помощью родителей появился домик- бизиборд, сделанный своими руками. Используя в своих играх бизиборд, дети с удовольствием занимаются со шнуровками, пуговицами, колесиками, различными игрушками, на которые интересно нажимать, щупать, гладить. Они изучают каждую мелкую деталь: двигают дверную защёлку или надевают крючок, звонят по телефону, открывают кошелёк или расстегивают молнию на курточке. Это очень увлекательно и интересно!
В настоящее время всё больше внимания уделяется проблеме эмоционального благополучия ребёнка. Совместно с родителями в группе был создан уголок уединения в виде шатра с мягкими подушками и ковриками, дидактическими пособиями, познавательными иллюстрациями. Такой уголок в группе необходим. Он обеспечивает возможность уединения ребенка во время длительного пребывания среди большого числа сверстников, позволяет «спрятаться» от внешнего мира, посекретничать, позвонить маме, поиграть в спокойные игры и просто восстановить силы.
Семья и детский сад - две важные структуры для ребенка, которые взаимосвязаны с собой. Задача детского сада - оказать педагогическую помощь, сделать так, чтобы семья помогала в воспитании ребенка. Организация взаимодействия с семьей – работа трудная, не имеющая готовых технологий и рецептов. Мы не останавливаемся на достигнутом и продолжаем искать новые пути в сотрудничестве с родителями.