Юлия Абраменко
Вовлечение родителей особых детей в образовательный процесс
▼ Скачать + Заказать документы
Подготовила: Учитель-логопед высшей квалификационной категории Абраменко Ю. А.
В статье 18 Закона РФ «Об Образовании» говорится, что «родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить первые основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте».
Не секрет, что многие родители интересуются только питанием или чистотой одежды, считают, что детский сад – место, где только присматривают за детьми, пока родители на работе. Другая, категория наоборот считает, что детский сад «обязан» вырастить и воспитать их детей. И во всех проблемах ребенка виноваты только педагоги и врачи. То же происходит и при поступлении ребенка в школу. Многие родители просто не осознают всей ответственности за воспитание и развитие своего «особого» ребенка. Зачастую ведут себя достаточно пассивно. Не всегда уделяют время домашним занятиям с ребенком, не обращаются за консультацией к педагогам, многие родители просто боятся показаться неопытными и необразованными перед педагогом. И это огорчает.
Темочки:
- Работа с особыми детьми, ОВЗ
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2024
Порой только родители способны подобрать к ребенку тот самый индивидуальный ключик, который откроет ему дверь в мир социального взаимодействия. Поскольку ни психологи, ни коррекционные педагоги, ни врачи, ни логопеды и дефектологи не в состоянии обеспечить ребенку круглосуточное наблюдение и общение, в котором он так остро нуждается. Специалисты, к которым обращаются родители, могут указать направление работы с ребенком, назначить медикаментозную поддержку, но настоящий труд по развитию способностей ребенка с особенностями развития всегда лежит на плечах родителей.
Поэтому задача педагога помочь родителям, установить доброжелательные и доверительные отношения со своим ребенком, научить видеть и понимать «особые» потребности развития ребенка с ограниченными возможностями здровья.
Всем известно, что взаимодействие педагогов с родителями достаточно сложный процесс. Как донести до родителей нужную педагогическую информацию? Как заинтересовать их в совместной работе? Как сделать участниками образовательного процесса?
Ведь положительный результат может быть достигнут только в рамках единого образовательного пространства, подразумевающее взаимодействие, сотрудничество между педагогами образовательных учреждения и родителями на протяжении всего времени.
Среди причин невысокой результативности коррекционной работы с семьей, можно назвать и личностные установки родителей, которые в психотравмирующей ситуации препятствуют установлению гармоничного контакта с ребёнком и окружающим миром. К подобным неосознаваемым установкам могут быть отнесены:
1. Неприятие личности ребенка;
2. Неконструктивные формы взаимоотношений с ним;
3. Страх ответственности;
4. Отказ от понимания существования проблем в развитии ребенка, их частичное или полное отрицание;
5. Гиперболизация проблем ребенка;
6. Вера в чудо;
7. Рассмотрение рождения больного ребенка как наказание за что-либо;
8. Нарушение взаимоотношений в семье после его рождения.
Проблемы, которые волнуют родителей, могут включать вопросы обучения и воспитания детей, формирования у них нормативных правил поведения, а также многие личностные проблемы, в которые погружен родитель ребенка с ОВЗ.
Основную роль во взаимодействии родителей со всеми участниками образовательного процесса в детском саду и в школе традиционно играют воспитатели и учителя. Педагог - главный источник информации о ребенке, о деятельности образовательной организации, он координирует взаимосвязь родителей со специалистами, доносит до родителей всю психолого-педагогическую информацию.
Взаимодействие с родителями детей с ОВЗ - сотрудничество, включение, участие, обучение, партнерство - эти понятия обычно используются для определения характера взаимодействий.
Процесс реализации поддержки родителей является длительным и требует обязательного комплексного участия всех специалистов, наблюдающих ребенка.
Цель психолого-педагогической работы с родителями таких детей : повышение педагогической компетенции родителей и помощь семьям по адаптации и интеграции детей с ОВЗ в общество.
Для решения данной цели в работе поставлен ряд задач:
1. Научить родителей эффективным способам взаимодействия с ребёнком;
2. Вооружить необходимыми знаниями и умениями в области педагогики и психологии развития;
3. Сформировать адекватную самооценку.
Для этого можно использовать такие активные формы и методы работы с родителями :
- общие и групповые собрания;
- круглые столы;
- консультации и индивидуальные беседы;
- занятия и развлечения с участием родителей;
- выставки детских работ, изготовленные вместе с родителями;
- день добрых дел (помощь родителей);
- день открытых дверей;
- привлечение родителей к подготовке и проведению праздников;
- совместное создание предметно-развивающей среды;
- работа с родительским комитетом;
- утренние приветствия;
- телефон доверия;
- почтовый ящик.
В результате повышается уровень сотрудничества, взаимодействия с родителями через вовлечение их в различные активные формы совместной деятельности, что способствует развитию их творческой инициативы.
Школа для родителей
Цель: вовлечение родителей в единое образовательное пространство целенаправленная профилактическая работа, направленная на установление позитивных контактов родителей с ребенком, улучшение форм общения и
установление благоприятного психологического климата в семье. Правильно адаптировать родителей, научить общаться с ребенком с ограниченными возможностями.
Почтовый ящик
Цель: собрать банк данных о проблемах детского развития интересующих родителей. Дать возможность задать вопросы на интересующие родителей темы.
Консультирование
Цель: обучение родителей конкретным приемам воспитания и обучения.
Совместное проведение досуга
Цель: установление эмоционального контакта между родителями, детьми и педагогами, формирование у родителей практических навыков проведения праздничных мероприятий в домашних условиях.
Наглядные формы работы: Стендовый материал оформленные разнообразной печатной информационной продукцией для родителей. Педагогами разрабатываются папки передвижки, буклеты, памятки, визитки.
Информационные формы работы: К информационным формам работы относятся консультации и беседы.
По своему назначению беседы могут быть ознакомительные, информационные, рекомендательные, профилактические, консультирование. Приглашая родителей на беседу, педагог продумывает тематику и цель встречи.
Ознакомительные беседы организуются, как правило, по инициативе образовательной организации и позволяют педагогам познакомиться с семьей, выяснить статус семьи, отношения, проблемы данной конкретной семьи, обсудить организационные моменты, направления работы.
Информационная беседа, представляет собой сообщение на определенную тему, по запросу родителей либо по желанию специалиста.
Рекомендации по организации воспитания и обучения, проведение досуга, безопасности ребенка в семье и т. д.
Профилактические беседы направлены на предупреждение различных проблемных ситуаций: заболеваний, семейных конфликтов, усугубления сопутствующего заболевания, нарушения прав и интересов ребенка.
Консультирование (индивидуальное, коллективное).
При проведении определяющих консультаций с родителями обсуждаются цели, задачи коррекционно-педагогической деятельности, достигнутые результаты или их отсутствие, дальнейший прогноз, определение совместных действий. Направляющие консультации, в отличие от определяющих позволяют педагогам выяснить и наметить индивидуальные пути преодоления имеющихся у ребенка трудностей.
Познавательные формы работы обусловлены необходимостью закрепления и умения применить на практике полученную теоретическую информацию, а также решить педагогические цели задачи по работе с семьей. Это проведение семинаров, семинаров-практикумов, мастер-классов, деловые игры, родительские собрания. Собрания проводим в форме дискуссий, круглых столов, посиделок и т. д. Часто педагоги используют видеозаписи деятельности детей, фрагменты занятий, конкурсных выступлений.
Досуговые мероприятия – это проекты, акции, детские праздники, развлечения, выставки творчества, организованные совместными усилиями педагогов и родителей наиболее предпочтительны родителями и педагогами. Здесь наиболее полно раскрылись возможности для сотрудничества. Подобные мероприятия сплотили семьи, дали возможность взглянуть друг на друга в новой обстановке, укрепили сотрудничество между семьей и детским садом. По итогам таких праздников выпускаются коллажи, листовки, альбомы с фотографиями.
Особое место занимают выставки совместного творчества родителей и детей, фотовыставки. Основная цель таких мероприятий – сближение поколений (детей, родителей, бабушек и дедушек, укрепление детско-родительских отношений. Кроме того, выставки совместного творчества воспитывают трудолюбие, аккуратность, внимание к близким, уважение к труду.
День дублёра
Хотелось бы чуть подробнее рассказать о нестандартных формах взаимодействия, к которым мы отнесли «Видеокоррекцию» и «Почту доверия».
Итак, видеокоррекция - форма работы с семьей с использованием видеозаписи занятия с целью выявления негативных моментов взаимодействия родителей и ребенка (запись домашнего занятия, а также с целью демонстрации эффективных методов взаимодействия с ребенком (запись занятия с педагогом) для оптимизации процесса коррекции.
Конечно же, прежде чем использовать данную форму работы, необходимо наладить определённый контакт с родителями. Поэтому можно выделить 3 этапа видеокоррекции:
1 этап - предварительная работа с родителями для установления доверительных отношений (данный этап реализуется при помощи традиционных форм работы с семьей. В первую очередь, это индивидуальные консультации, тетради взаимодействия, «открытые» и совместные занятия).
2 этап - совместное просматривание видеозаписи домашнего занятия родителей со своим ребенком (в процессе просмотра видеозаписи домашнего занятия специалист акцентирует внимание на ошибках и негативных моментах их взаимодействия, объясняет, в чём заключаются ошибки в организации процесса совместной деятельности, выявляет неэффективные методы взаимодействия, способы мотивации и стимулирования ребенка. Возможности современной техники позволяют легко реализовать данную форму работы, и в результате позволяет эффективно выявлять все допускаемые ошибки в процессе взаимодействия родителей с ребенком, дает возможность пошагового обсуждения и корректирования форм взаимодействия внутри семьи).
3 этап- демонстрация образца правильного взаимодействия взрослого и ребенка в процессе обучения, посредством просмотра видео занятия дефектолога с данным ребенком (В процессе просмотра видеозаписи занятия дефектолога с ребенком наглядно демонстрируется образец правильного взаимодействия: оптимальные приемы работы с ребенком, способы доступного объяснения заданий, эффективные методы стимулирования и мотивирования ребенка, корректные способы исправления ошибок, допущенных ребенком, адекватные виды помощи ребенку в процессе домашнего обучения. Кроме того, в процессе данной работы родители могут уточнить интересующие их вопросы).
По итогам просмотренного занятия специалист составляет рекомендации для родителей по оптимизации процесса взаимодействия и домашнего обучения ребенка.
Следующая нестандартная форма работы с родителями детей с ОВЗ – «почта доверия» (один из видов «Родительской почты»).
Итак, «почта доверия» - данная форма взаимодействия с родителями реализуется с помощью электронной почты в сети Internet. Преимущество «Почты доверия» заключается в возможности анонимно задать свои вопросы специалисту и получить на них ответы. Также данная форма работы очень удобна для родителей тем, что обратиться к специалисту можно в любое свободное время, а также тем, что советы и рекомендации можно всегда держать перед глазами.
Хотелось бы также отметить, что одним из вариантов «Почты доверия» является консультирование родителей в социальных сетях, на специально созданной странице дефектолога, либо логопеда.
Современные технологии прочно входят в нашу жизнь, позволяя находить новые наиболее доступные и эффективные способы работы с семьей. Взаимодействие с родителями, строящееся с использованием информационных технологий, стимулирует интерес, инициативность, позволяет более подробно разобраться во всех тонкостях общения с ребенком, чтобы в итоге это общение стало продуктивным и повело за собой развитие.
Использование разнообразных форм работы даст определенные результаты: родители из «зрителей» и «наблюдателей» примут статус активных участников встреч и помощников воспитателя/учителя, установится атмосфера взаимоуважения. Родители станут проявлять искренний интерес к жизни детского сада, школы, научатся выражать восхищение результатами и продуктами детской деятельности, эмоционально поддерживать своего ребёнка.
От участия родителей в работе образовательного учреждения выигрывают все: сами родители, педагоги и, прежде всего дети. Они с уважением, любовью и благодарностью смотрят на членов своей семьи, которые, оказывается, так много могут и умеют, у которых такие золотые руки. Педагоги, в свою очередь, имеют возможность лучше узнать семьи своих воспитанников, понять сильные и слабые стороны домашнего воспитания, определить характер и меру своей помощи, а иногда просто поучиться.
Семья и образовательное учреждение – это воспитательные феномены, каждый из которых по-своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения особого ребенка в большой мир.
Это возможно только благодаря объединению сил и сотрудничеству. Постепенно уйдут непонимание, недоверие родителей. Взаимодействие родителей и педагогов редко возникает сразу. Это длительный процесс, долгий и кропотливый труд, требующий терпеливого, неуклонного следования выбранной цели.
Таким образом, включение родителей в совместную деятельность со специалистами, педагогами предполагает поэтапное обучение родителей педагогическим технологиям, так как они выступают основными заказчиками образовательных услуг для своих детей с ОВЗ. Задача родителей заключается в организации жизни ребенка таким образом, чтобы он мог ощущать свою принадлежность к обществу.
Спасибо за внимание!