Ольга Петелина
Вовлечение родителей в образовательный процесс детского сада через ИКТ
▼ Скачать + Заказать документы
Частая причина конфликтов и недопониманий, возникающих между семьями воспитанников и педагогами детского сада – это отстраненность от педагогического процесса ДОУ, причина которой, прежде всего, в постоянной занятости родителей. Из-за недостаточного количества времени родители не имеют возможности полноценно взаимодействовать с детским садом во благо развития собственного ребенка. Данную проблему в современном мире можно и нужно решать с помощью информационно-коммуникационных технологий.
Темочки:
- ИКТ. Информационно-коммуникационные и цифровые технологии
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
Итак, главной целью внедрения ИКТ является создание единого информационного пространства дошкольной образовательной организации, системы, в которой задействованы и на информационном уровне связаны все участники образовательного процесса : администрация, педагоги, дети и их родители. Отметим, что именно воспитатель, являясь носителем информационной культуры, задает тон и налаживает работу по внедрению ИКТ как с детьми, так и с родителями (законными представителями).
«Вопрос о работе с родителями – это большой и важный вопрос. Тут надо заботиться об уровне знаний самих родителей, о помощи им в деле самообразования, вооружения их известным педминимумом, привлечения их к работе детского сада». В системе «детский сад» – «семья» именно детский сад служит «организующим центром» и «влияет на домашнее воспитание» (Н. К. Крупская. Педагогические сочинения «Вопросы семейного воспитания и быта»).
Бесспорно информационные технологии стали неотъемлемой частью информационно-образовательной среды современной дошкольной организации. Сегодня информационные технологии стали привычным средством коммуникации и получения разнообразной актуальной информации и для детей, и для педагогов.
На родительском собрании с родителями одной из групп нашего детского сада обсуждался вопрос о форме вовлечения их в жизнь детского сада. И одним из решений данной задачи стало создание страницы группы в социальной сети «Вконтакте». Выяснилось, что родители воспитанников хотели бы больше получать информации от педагогов ДОО с помощью современных средств коммуникации и таким образом повышать свою родительскую компетентность и, следовательно, быть полноправными и активными участником образовательного процесса.
Воспитателями данной группы было решено создать группу вконтакте.
Помимо группы ВКонтакте воспитатели делятся оперативной информацией через сотовую связь, электронную почту, используют мессенджеры, предварительно руководствуясь требованиями Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ (ред. от 04.06.2014) «О персональных данных» (27 июля 2006 г.) и оформляя согласие родителей на размещение фото, видеоматериалов и другой информации с участием их детей в сети Интернет.
Страница группы является закрытой. Администратор группы – воспитатель - размещает необходимую информацию, консультации, рекомендации педагогов в вопросах воспитания и обучения детей, фото и видеоматериалы досуговых мероприятий, утренников, режимных моментов.
Родители имеют возможность комментировать размещаемые в сети материалы, обсуждать те или иные вопросы, касающиеся жизни группы, не только с педагогами, но также и между собой. Такое неформальное общение сближает родителей, педагогов, дает возможность выслушать мнение родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы, улучшает обратную связь. В группе родитель может задать педагогу любой вопрос, касающийся своего ребенка, а также внести предложения по организации воспитательного процесса в группе.
Отметим, что родители данной группы стали намного активнее интересоваться жизнью детей в детском саду. Многим опрошенным респондентам нравится, что общение через мессенджеры происходит в режиме реального времени. При минимальных затратах и с максимальной своевременностью доставляется информация.
Необычная на тот момент форма взаимодействия с родителями использовалась педагогами группы во время периода самоизоляции весной 2020 года. В группе ВКонтакте родители поделились своими переживаниями о том, что не знают, чем заняться с ребенком во время вынужденных каникул. Тогда педагогами было принято решение записывать видеоролики с небольшим рассказом о новой лексической теме, в которых делились интересными фактами, предлагали выполнить занимательные задания по развитию элементарных математических представлений, лепке, аппликации и т. п. Ребята с удовольствием выполняли предложенные в группе задания, а родители выставляли в группе результаты своих совместных с детьми работ и даже присылали свои видеоролики.
На данный момент в нашем саду разработана программа работы с родителями по разным лексическим темам. Педагоги имеют возможность в рамках прохождения лексической темы выбрать те рекомендации, которые можно разместить в своей группе.
Работа в данном формате ведет к обновлению форм и методов взаимодействия детского сада с семьей, повышению компетентности педагогов и родителей.
Использование ИКТ в совместной деятельности педагогов, родителей и детей не только расширяет возможности использования традиционных форм, но и дополняет их современным содержанием.
В триаде «ребенок–родитель–педагог» главную роль играет ребенок. Именно он задает тон любому виду деятельности. Родитель выступает не как потребитель образовательной услуги, а как друг, партнер ребенка и помощник воспитателя. Так, например, в рамках лексической темы «Зимующие птицы» педагоги рассказывали детям о том, как трудно приходится зимующим птицам в холодные периоды, как тяжело им найти еду, рассуждали, как можно им помочь. В результате, ребята вместе с родителями решили сделать кормушки для птиц разных форм и размеров, а фотографии присылали в группу. Фотографий было так много, что это позволило педагогам группы создать видеоролик с получившимися кормушками и рекомендациями по кормлению птиц и поделиться им на официальном сайте детского сада.
Одно из направлений взаимодействия детского сада с семьей – это непрерывное образование воспитывающих взрослых, в результате которого родитель выступает активным субъектом приобретаемых знаний, умений по уходу, воспитанию детей, по налаживанию гармоничных отношений с детьми. Эффективными формами данного направления являются традиционные родительские собрания. В периоды, когда проводить родительские собрания и открытые занятия очно не представлялось возможным, педагоги пользовались программой, позволяющей дистанционно проводить подобного рода мероприятия.
Итак, наличие групп в социальной сети в дошкольном образовательном учреждении в сети Интернет предоставляет родителям возможность оперативного получения информации о жизни ДОУ, группы, проводимых мероприятиях, новостях, полезных советах. Во многих случаях оперативность в информировании родителей и педагогов оказывает решающее влияние на повышение эффективности обучения и воспитания дошкольников.
Таким образом, успешность педагогического взаимодействия дошкольного учреждения и семьи сегодня во многом зависит от того, насколько педагог использует в своей работе новые информационно-коммуникационные технологии, имеющие огромный потенциал, призванный заинтересовать родителей и создать условия для их активного участия в образовательно-воспитательном процессе современного образовательного учреждения, что отражается на качестве образования воспитанников ДОУ.