Ольга Канесева
Воспитательные средства мордовского народа в поликультурном образовании в дошкольном учреждении
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольный возраст-это время, когда начинает формироваться личность маленького человека. Этот период наиболее благоприятен для развития у ребенка интереса и уважения не только к родной культуре, но и воспитания доброжелательного отношения к людям любой национальности и расы.
В настоящее время актуальным направлением воспитания является формирование у ребенка начал этнического самосознания, интереса к национальной культуре и традициям [5, с. 3].
Публикация «Воспитательные средства мордовского народа в поликультурном образовании в дошкольном учреждении» размещена в разделах
Жизнь в современных условиях показывает, что дети рано проявляют интерес к людям разных национальностей и рас, их культурному наследию, внешнему виду, языку, на котором они общаются, национальной кухне, то, как они одеваются и обустраивают свой быт. Мордовия является поликультурным регионом. На ее территории проживают представители разных национальностей: русские, мордва, украинцы, татары, армяне, таджики, казахи и др. Поэтому необходимо знакомить детей с природой мордовского края, ее историей, государственной символикой, с городами и населенными пунктами, со знаменитыми людьми, прославившими Мордовию, а также с языками, литературой, музыкой, изобразительным искусством народов, которые с незапамятных времен проживают на ее территории.
Для систематизации знаний детей о людях разных национальностей, их культуре, особенностях их деятельности следует максимально использовать:
- культурное пространство города (в том числе посещение музеев, выставок, экскурсий и др.);
- предметно-развивающую среду, отражающую поликультурное разнообразие региона;
- расширение представлений об истоках культурно-этнического многообразия нашей страны через организацию национальных праздников; празднование знаменательных дат в истории разных стран и народов;
- расширение круга общения с детьми и взрослыми-представителями разных национальностей.
Работа по поликультурному воспитанию предполагает прежде всего погружение ребенка в атмосферу народного творчества, накопление впечатлений, которые могут стать основой сотрудничества, общения со сверстниками и взрослыми, самостоятельного творчества в различных видах деятельности [2, с. 7].
Содержание поликультурного воспитания включает в себя разнообразные средства :
- устное народное творчество;
- художественная литература;
- декоративно - прикладное искусство, живопись;
- игра, национальная игрушка и национальная кукла;
- музыка;
- этнические мини-музеи;
- национальные кушанья [4, 84].
Также используются разные виды деятельности: игровая, двигательная, речевая, познавательная, музыкальная, изобразительная и др. ; разные формы работы с детьми:
- ООД (организованная образовательная деятельность) (дети знакомятся с историей и культурой родного края, с природой региона, с достопримечательностями родного города (села, поселка, с народами, населяющими Мордовию и их языками, с особенностями быта мордовского народа, с мордовской кухней, с декоративно – прикладным искусством и т. д.);
- экскурсии, выставки;
- презентации и проекты;
- игра (дидактическая, сюжетно-ролевая, театрализованная, подвижная);
- народные праздники, развлечения, викторины, концерты;
- работа с семьей;
- самостоятельная деятельность детей.
Такой подход позволяет детям узнавать названия и назначения, например, народных игрушек, национальных блюд, знакомит их с легендами и верованиями родного народа. Дети начинают использовать в своей разговорной речи народные пословицы и поговорки, с удовольствием исполнять народные песни на различных праздниках, использовать в играх народную атрибутику.
В детских садах Республики Мордовия воспитываются дети разных национальностей.
Для организации этно- и поликультурной образовательной среды необходимо создавать соответствующее предметно-пространственное окружение, способствующее формированию у детей представления о человеке в истории и культуре:
- подборки книг и открыток, игр и игрушки, знакомящие с историей, культурой, трудом и бытом разных народов;
- уголок краеведения с образцами народного быта (мини-музей);
- образцы национальных костюмов (для кукол, детей и взрослых);
- художественная литература (сказки и легенды народов России и мира) [2, с. 10].
Работа по поликультурному воспитанию требует создания соответствующей предметно-развивающей среды и в возрастных группах дошкольного учреждения :
- в каждой группе-уголки краеведения (например, альбомы по истории мордовского народа, куклы в мордовском национальном костюме, предметы декоративно-прикладного искусства (мордовская (русская) матрешка, тавлинская игрушка, декоративная вышивка);
- подборки дидактических игр («Хоровод дружбы», «Государственная символика России (Мордовии)», «Защитники Отечества», «Магазин народных игрушек», «Одень куклу в национальный костюм».);
- подборки подвижных, хороводных игр разных народов;
- подборки методической и детской художественной литературы.
Наиболее эффективным методом реализации задач поликультурного воспитания можно считать метод педагогических проектов. Тематика их может быть разнообразна («Мордовия спортивная», «Кто живет в мордовском лесу», «Народная игрушка Мордовии», «Народные промыслы Мордовии», «Мордовский национальный костюм», «Моя малая Родина», «Мордовский фольклор в развитии речи у детей дошкольного возраста»). Но главной целью проектов должно является формирование у их участников культуры межнационального общения, интереса и взаимного уважения к представителям разных национальностей, их культуре, языку и традициям.
В детском саду на регулярной основе необходимо проводить народные праздники, развлечения: «Осенняя ярмарка», «Новый год», «Рождество Христово», «Светлая Пасха», «Широкая Масленица», где переплетаются мордовские, русские традиции, а также традиции народов, населяющих нашу огромную многонациональную страну. При разработке сценариев праздников, представлений, развлечений особое внимание уделять подбору музыкальных произведений, особенно произведений обрядово-календарного фольклора, народных подвижных игр.
Мордовское музыкальное народное творчество олицетворяет собой веками накопленные непреходящие ценности, музыкальный опыт и национально-своеобразный музыкальный язык народа. Мордовский музыкальный фольклор-органичная часть музыкальной культуры мордовского народа. Он обладает социальной функцией и способствует комплексному воздействию на личность-духовному, нравственному, эстетическому, так как несет веками сформированные общечеловеческие ценности. С другой стороны, данное искусство несет в себе национальное своеобразие, которое проявляется в национальном характере, языке, этническом самосознании, национальном мировоззрении, а также в своеобразном музыкальном языке, освоение которого способствует накоплению у детей национально-своеобразных интонационно-слуховых представлений [1, с. 47].
Знакомство с народными играми обеспечивает процесс этно- и поликультурного воспитания, способствует приобретению знаний о национальных особенностях разных народов, способствует развитию двигательной активности детей, умению сотрудничать друг с другом [2, с. 7].
Особое внимание должно уделяться укреплению связей детского сада и семьи.
Нужно стараться, чтобы родители принимали активное участие в педагогическом процессе: участвовали в проведение выставок, различных утренников, развлечениях, народных праздниках; немаловажно вовлекать их в проектную деятельность.
Важно донести до каждого родителя, что именно семья является неиссякаемым источником обычаев и традиций. Именно семья дает ребенку неповторимый опыт взаимодействия людей друг с другом, что позволит в дальнейшем относиться с величайшим уважением к культуре и обычаям любого народа, а особенно к тому, который проживает рядом.
Известно, что в дошкольном возрасте ребенок усваивает общечеловеческие духовно-нравственные ценности через культуру родного народа при ознакомлении с родным языком и окружающим его природным, социальным и материальным миром. Воспитание и обучение детей на материале окружающего его мира, на национальных традициях способствует сохранению этноса, его генофонда, развитию народной культуры, а также включает ребенка в единое образовательное пространство России, что влияет впоследствии на укрепление межэтнических отношений, совершенствование межкультурного общения [4, с. 53].
Развивая ребенка в этнокультурной среде, необходимо делать акцент на приобщение его к красоте и добру, на желание видеть неповторимость родной культуры, природы, участвовать в их сохранении и приумножении [1, с. 5].
Список использованных источников:
1. «Валдоня» (Светлячок) Программа и методические рекомендации: Для дошк. образов. Учреждений Респ. Мордовия /М-во образования Респ. Мордовия. – Саранск: Тип. «Крас. Окт.», 2001. – 108 с.
2. Гончарова О. В., Шапарь М. Г. Организация процесса поликультурного воспитания дошкольников в дошкольном образовательном учреждении // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2013. – № S8. – С. 6–10. – URL : https://e-koncept.ru/2013/13571.htm.
3. Мы в Мордовии живем : региональный образовательный модуль дошкольного образования/ О. В. Бурляева [и др. ]; Мордов. гос. пед. ин-т. – Саранск, 2015. – 84 с.
4. Плаксина Е. С. Поликультурное образование детей дошкольного возраста /Проблемы и перспективы развития образования : материалы V Mеждунар. науч. конф. (г. Пермь, март 2014 г.). – Пермь: Меркурий, 2014. – vi, 146 с.
5. Хрестоматия к программе «Валдоня» («Светлячок») : Пособие для дошк. образов. учреждений РМ/Авт. -сост. Е. Н. Киркина. – Саранск: Мордов. кн. изд-во, 2004. – 352 с.