Татьяна Шерстюк
Воспитательные и образовательные возможности военной игры в патриотическом воспитании мальчиков 6–7 лет
▼ Скачать + Заказать документы
В военных играх мальчиков в какой-то мере отражается воинский труд взрослых. Связь игр с воинским трудом положительно влияет на ее роль в военно-патриотическом воспитании. А. С. Макаренко подчеркивал, что военная игра не имеет прямого отношения к тем целям, как работа взрослого, но она имеет отношение к ним косвенное: приучает человека к тем физическим и психологическим условиям, которые необходимы для работы. «Каков ребенок в игре – писал А. С. Макаренко, – таков во многом он будет в работе, когда вырастет».
Публикация «Воспитательные и образовательные возможности военной игры в патриотическом воспитании мальчиков 6–7 лет» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- День Победы. 9 мая, детям о войне
- Игры для детей
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Подготовительная группа
- Темочки
Роль игр в военно-патриотическом воспитании заключается, прежде всего, в том, что этот вид деятельности способствует развитию у детей высоких нравственных чувств, моральных качеств [3].
Их воспитательная роль повышается благодаря тому, что участники с большим интересом относятся к ним, охотно в них участвуют. На отношение мальчиков к военным играм в значительной мере оказывают влияние методики проведения игр, отношение к ним педагогов, и прежде всего руководителей.
Практическая деятельность всегда отличается сильными и яркими эмоциональными переживаниями. Военные игры всегда эмоционально захватывают детей. Насыщенность действий сильными чувствами, их эмоциональная увлекательность является одним из важнейших условий положительного влияния военных игр на личность человека.
Среди разнообразия чувств, переживаемых детьми, особое значение приобретают чувства, побуждающие ребят к деятельности, к борьбе с трудностями, желание участвовать в ответственных делах, совершать героические поступки. Здесь следует, прежде всего, выделить патриотические чувства, любви к Родине.
Военные игры способствуют развитию у мальчиков такого важного качества, как трудолюбие. Приучая ребят проявлять настойчивость в достижении общей цели, преодолевать доступные им препятствия, упорно совершенствоваться в овладении различными приёмами, проявлять сообразительность, всё это способствует воспитанию у них некоторых характерных черт положительного отношения к труду [1].
Военные игры способствуют эстетическому воспитанию. Эстетика военного быта всегда привлекала детей. «В военном быту, особенно в быту Красной Армии, – писал А. С. Макаренко, – есть много красивого, увлекающего людей, и в своей работе я все более и более убеждался в полезности этой эстетики». Строй, подтянутость, военно-патриотическая песня, элементы военной формы, вручение оружия, получение приказа, почитание знамени отряда, работы штабов по проведению операции делают жизнь коллектива ребят более эмоциональной и способствуют формированию эстетических чувств, приучают к порядку, дисциплинированности [6].
В процессе военных игр воспитываются и закаливаются волевые качества. Значение игр для формирования волевых качеств мальчиков определяется, прежде всего, тем, что они являются для детей интересным и серьезным видом практической деятельности. [5].
В военных играх создаются благоприятные условия для воспитания у дошкольников дисциплинированности. Ребята убеждаются на практике в том, что успех во многом зависит от дисциплинированности участников. Дисциплина – основное условие всех военных игр [7].
Военные игры требуют от ребят большой выносливости. Участникам приходится совершать бег на скорость в сочетании с прыжками, метанием «гранат», перелезанием, преодолевать «овраги», «ручьи», «зараженные участки», пробираться через «густые заросли кустарника» и т. д. В большинстве игр дошкольники приобретают знания, умения и навыки в маскировке, т. е. в приспособлении к местности.
Таким образом, рассмотренные воспитательные и образовательные возможности военных игр охватывают когнитивную, эмоциональную, поведенческую сферы и позволяют говорить о возможности осуществления патриотического воспитания мальчиков 6 – 7 лет. Следует также подчеркнуть, что военные игры благотворно влияют и на усвоение дошкольниками программ по ряду образовательных предметов. В процессе игр совершенствуются знания по окружающему миру и математике, проводимые беседы на военно-патриотические темы и сами игры помогают ребятам более глубоко осмыслять героические страницы истории нашей Родины.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Аронов А. А. Воспитывать патриотов [Текст] / А. А. Аронов: Кн. для учителя. – М. : Просвещение, 1989 г.
2. Гаврилов Ф. К., Кожин Г. А. Военно-спортивные игры [Текст] / Ф. К. Гаврилов, Г. А. Кожин – М. : Изд-во ДОСААФ, 1996 г.
3. Тетушкина Л. Н. Уроки воспитания патриотизма [Текст] / Л. Н. Тетушкина ОБЖ №8, 2005 г.
4. Чиняков М. Н. Уроки патриотизма [Текст] / М. Н. Чиняков. ОБЖ, №8, 2005 г.
5. Методический и практический журнал Воспитание и обучние. – № 6, 2007г.
6. Целовальникова А. Патриотами не рождаются, ими становятся [Текст] / А. Целовальникова. – ОБЖ №11, 2006 г.
7. Стрельников В. Исторический опыт патритического воспитания [Текст] / В. Стрельников. – ОБЖ № 1, 2006 г.