Наталья Хайретдинова
Роль и возможности игры в семейном воспитании детей
▼ Скачать + Заказать документы
РОЛЬ И ВОЗМОЖНОСТИ ИГРЫ В СЕМЕЙНОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ[/b]
Воспитательный процесс в детском саду является частью широкого процесса формирования личности, который объединяет как обучение и воспитание в детском саду, так и воспитание в семье.
Публикация «Роль и возможности игры в семейном воспитании детей» размещена в разделах
Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что ребёнок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребёнок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребёнка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность.
Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья. Семья - это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и важнейшую роль.
Именно в семье ребёнок получает первый жизненный опыт, делает первые наблюдения и учится как себя вести в различных ситуациях. Главное в воспитании маленького человека - достижение душевного единения, нравственной связи родителей с ребёнком. В каждой семье объективно складывается определенная система воспитания. Под системой воспитания понимаются цели воспитания, формулировка его задач, более или менее целенаправленное применение методов и приемов воспитания, учет того, что можно и чего нельзя допустить в отношении ребёнка.
Родители составляют первую общественную среду ребёнка. Личности родителей играют существеннейшую роль в жизни каждого человека. Специфика чувств, возникающих между детьми и родителями, определяется главным образом тем, что забота родителей необходима для поддержания самой жизни ребёнка. Любовь каждого ребёнка к своим родителям беспредельна, безусловна, безгранична. Причем если в первые годы жизни любовь к родителям обеспечивает собственную жизнь и безопасность, то по мере взросления родительская любовь все больше выполняет функцию поддержания и безопасности внутреннего, эмоционального и психологического мира человека. Родительская любовь - источник и гарантия благополучия человека, поддержания телесного и душевного здоровья.
Одной из самых серьёзных проблем, с которой сталкиваются педагоги в дошкольном учреждении, является неумение родителей взаимодействовать с детьми. Это обусловлено многими причинами, в том числе и недостатком педагогических знаний, «интеллектуализацией» воспитания и «технологизацией» нашей жизни.
Результативность воспитания и взаимодействия с ребёнком в семье зависит от целенаправленности, продуманности действий родителей. Однако многие из них испытывают трудности в силу психолого-педагогической некомпетентности. В связи с этим основная задача педагогов – пропагандировать опыт успешного взаимодействия родителей и детей в семье, развивать психолого-педагогическую культуру, предотвращать возможность совершения неверных действий по отношению к своему ребёнку.
В последнее время в дошкольной педагогике предпринимается попытка по-новому осмыслить взгляд на детскую игру, как процесс и результат получения опыта и знаний. Возросло диагностическое, психотерапевтическое, коррекционное значение игры, которое не только готовит детей к социальным отношениям, но и является средством регулирования этих отношений.
Наблюдая за дошкольниками, нетрудно заметить, что они переносят в свои игры всё то, что видят, замечают, слышат вокруг себя. Игры, отражая окружающую жизнь, развивают творческое отношение детей к жизни. Дети, исходя из своих первых наблюдений, из того, что им рассказывают, читают, сами выдумывают, дополняют своим воображением пока ещё ограниченные познания.
Если родители систематически проявляют заботу о расширении жизненных впечатлений своих детей-дошкольников, то это обязательно проявится в играх. В игре дети начинают познавать мир, находят выход своей энергии, чувствам, учатся общаться с людьми.
Игра приучает к тем психическим и физическим усилиям, которые необходимы для взрослой дальнейшей жизни. Она, как и работа, доставляет «радость творчества», «радость побед». В игре дети приобретают умение распоряжаться собственными силами, рассуждать над своими действиями, преодолевать трудности, приучаются чувствовать ответственность за выполнение задуманного. Каков ребёнок в игре, таков во многом он будет в жизни.
Игра раскрывает ребёнка с разных сторон, показывает, какие черты характера проявляются уже сейчас и за, что его нужно ценить, а за что осуждать. Она может помочь родителям вовремя обратить внимание на те стороны поведения, характера, которые нужно как можно раньше пресечь.
Игра даёт возможность родителям сравнить их ребёнка с другими детьми. И это очень важно, для того чтобы в семье составить правильное мнение о слабых и сильных сторонах формирующегося характера их сына или дочери. Если в семье родители относятся к играм с педагогической мудростью, они могут стать плодотворным средством, воздействующим на ребёнка исподволь, без скучных назиданий.
Игра пронизывает всю жизнь ребёнка, особенно дома. Поэтому не использовать её как средство воспитания в семье – большое упущение. Но, как и всякое средство педагогического воздействия, воспитание в игре требует от родителей постоянных наблюдений, размышлений и необходимости время от времени поступиться своим личным временем: оторваться вечером от телевизора, не сходить в кино, не поболтать лишний раз это не самые большие «жертвы» из тех, что приносят родители. Всё это окупится укреплением той близости, которая устанавливается у них с детьми.
Как бы широко и интересно не использовалась игра как средство воспитания, она не может стать выражением интересов детей, их потребностей, не может полностью удовлетворить страсть ребёнка к игре. Игра важна, прежде всего тем, что она способна организовать жизнь ребёнка. В этом состоит её важнейшая жизненная сила, которую надо использовать.
Развитие игры дошкольника осуществляется при активном участии взрослого. Для того чтобы ребёнок полюбил игру, мог долго и сосредоточенно играть, его надо научить этому. Вот почему нельзя ждать от него, чтобы он играл даже тогда, когда окружён множеством игрушек. Играя с ребёнком, родители исподволь руководят его развитием, показывая примеры действий, обогащая опыт ребёнка.
Участие в игре взрослого, необходимо для того, чтобы правильно сбалансировать игру, развлечение, направить в нужное русло, заинтересовать, привлечь внимание ребёнка. Однако родителям вовсе необязательно принимать непосредственное участие в играх, тем более что они могут сделать игру менее увлекательной и интересной. Ведь не все родители наделены богатым воображением и фантазией. Важно предоставлять детям больше свободы для их «исследований» окружающего мира, для творчества и самостоятельного решения давая советы, консультируя и поддерживая их.
Игры с родителями – неотъемлемая часть развития детей. Польза от этого огромная. Кроме укрепления здоровья и хорошего настроения, совместные игры способствуют улучшению взаимоотношений в семье, сближают детей и родителей. Дети придут в восторг, увидев вдруг своего вечно серьезного и занятого папу играющим в чехарду. Как сказано у замечательного психолога В. Леви: «Вспомните, разве сами вы не мечтали о таких родителях? Сколько было надежд, сколько терпеливого ожидания, что когда-нибудь, наконец, откроется этот праздник. А потом, не дождавшись… Этот горький осадок, это тайное сожаление, что детство не состоялось…» Для ребенка игра – «единственный способ освободиться от роли ребенка, оставаясь ребенком». Так же, как и для взрослых, «единственный способ стать снова детьми, оставаясь взрослыми».