Надежда Дорохова
Консультация «Воспитательное значение сказок А. С. Пушкина»
▼ Скачать + Заказать документы
В период наивысшего расцвета творчества А. С. Пушкин создает свои сказки. Они не предназначались для детей, но почти сразу полюбились ими. Основой для написания сказок стал фольклорный материал. Сказку Александр Сергеевич считал большим эпическим жанром литературы. При жизни в Михайловском в ссылке он писал своему брату: «Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!»
Публикация «Консультация „Воспитательное значение сказок А, С, Пушкина“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Консультации для родителей
- Пушкин, Александр Сергеевич
- Сказка. Консультации, рекомендации
- Темочки
Сказки писателя – это сюжетные произведения с резким конфликтом между добром и злом. Данный произведения стали итогом многолетних стремлений Пушкина постичь образ мыслей и чувств народа, особенностей его характера, языка и устного творчества.
В 1830 году Пушкин написал «Сказку о попе и его работнике Балде», которая не была напечатана при жизни автора из-за цензурных ограничений, потому что произведение являлось сатирой на обманывающих народ служителей православной церкви. В ней высмеивается жадность, лицемерие и глупость. Поп хотел нанять слугу, который бы за гроши выполнял обязанности по дому. Жадность заставляет его получать щелчки от Балды. Но Поп не только жаден, он зол и коварен, поэтому хочет погубить своего работника, давая невыполнимое задание – собрать оброк с чертей. Сам Балда, как положительный герой, не преследует материальной выгоды, а нанимается на работу, чтобы проучить Попа. Балда трудолюбив и умен. В сказке подчеркивается уважение к нему и беспокойство за исход борьбы с хитрым Попом.
«Сказка о царе Салтане» была написана в 1931 году. Это самая первая сказка поэта, появившаяся в печати. В ней изображен «светлый» и «темный» мир. Положительные персонажи: князь Гвидон, царевна Лебедь, царица-мать побеждают в длительной борьбе. Читатель всем сердцем на стороне добрых сил в сказке. Сомнение вызывает царь Салтан : он то хороший, то плохой, то есть иногда поддается влиянию плохого. Сочувствие у читателя вызывает князь Гвидон – он добр, бескорыстен и тверд духом. Поэтическое очарование усиливает тоска по отцу и желание создать свою семью. У произведения глубокий социальный смысл.
«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» написана А. С. Пушкиным в 1833 году. В ней четко прослеживается гуманистическая направленность сказок автора. Положительные персонажи наделены такими чертами характера, которые ценятся людьми всех поколений: доброта, великодушие, храбрость, преданность дружбе, постоянство в любви.
Царевна дочь вызывает любовь и преданность семи богатырей за свою доброту, готовность прийти на помощь, отзывчивость. Образ королевича Елисея преподнесен в былинных тонах. Он отправляется в дорогу за красавицей – «душой и невестой молодой». Он близок с природой. Лирические обращения к солнцу, ветру, месяцу – поэтически окрашивают его образ, придают особое обаяние. Но Пушкин не ограничивается романтические показом героев, он добавляет в сказку реалистические картины жизни царского двора, создает и сатирические персонажи. Таковым является царь отец, который поспешил жениться, едва истек положенный срок вдовства.
Основная сила сатиры в сказке направлена против царицы-мачехи, которая олицетворяет «темный мир». Он гордая, завистливая, своенравная, ревнивая Зависть и злость ко всему доброму и светлому в итоге приводят ее к гибели от тоски. Так победа добра символизирует гибель зла.
Образцом глубоко народной социальной сатиры является «Сказка о золотом Петушке». В ней есть сатирический образ царя Дадона, который предпочитает царствовать без забор. Именно поэтому царь бездумно соглашается выполнить первую просьбу звездочета, подарившего ему золотого петушка. Царь Дадон изображен, как человек, не способный любить не только страну, которой управляет, но и собственных сыновей. Слезы, вызванные их гибелью, легко уступают место восторгу перед шамаханской царицей. В то же время царь показан не безобидным: он самодур, способный из-за прихоти погубить старика, в свое время пришедшего ему на помощь.
В 1835 году в печати появилась «Сказка о рыбаке и рыбке», написанная за два года до этого. Сказка является сатирической, высмеивает самодержавие и крепостничество. Это периодически подчеркивает резкое противопоставление старика и старухи: он остается крестьянином, а она поднимается все выше по социальной лестнице. И чем выше она поднимается, тем хуже становится. В образе старика олицетворяются народные сказки. Он вынужден покоряться воле жадной старухи, но не испытывает почтения к ней, как бы высока она не вознеслась. Об этом свидетельствует его обращение к ней, когда она хотела стать царицей: «Что ты баба белены объелась?». Образ старухи постепенно выходит за рамки изображения жадности, становится символом социального гнета.
В «Сказке о рыбаке и рыбке» отразилось народное отношение к тиранам. В ней торжествует правда, произведение завершается поучительной картиной наказанного самодурства – золотая рыбка возвращает старуху к нищенскому положению.
Каждая из сказок Пушкина имеет свои неповторимые особенности, поучительные моменты, в том числе и для детей. Именно поэтому они так прочно вошли в детское чтение. А. М. Горький называл их «чарующими умом и красотой» сказками. Высокую оценку этим произведениям давал В. Г. Белинский. Он утверждал, что никто из русских поэтов, кроме Пушкина, не заслужил такого неоспоримого права стать воспитателем юных и взрослых читателей.
Сказки Пушкина пробуждают чувство любви к Родине, родному языку, симпатии и антипатии читателей к хорошему и плохому, формируют активное отношение к героям, решают задачи эстетического, идейного и нравственного воспитания детей.