Получи документы

Консультация «Воспитательное значение сказок А. С. Пушкина»

Надежда Дорохова
Консультация «Воспитательное значение сказок А. С. Пушкина»
▼ Скачать + Заказать документы

В период наивысшего расцвета творчества А. С. Пушкин создает свои сказки. Они не предназначались для детей, но почти сразу полюбились ими. Основой для написания сказок стал фольклорный материал. Сказку Александр Сергеевич считал большим эпическим жанром литературы. При жизни в Михайловском в ссылке он писал своему брату: «Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!»

Публикация «Консультация „Воспитательное значение сказок А, С, Пушкина“» размещена в разделах

Сказки писателя – это сюжетные произведения с резким конфликтом между добром и злом. Данный произведения стали итогом многолетних стремлений Пушкина постичь образ мыслей и чувств народа, особенностей его характера, языка и устного творчества.

В 1830 году Пушкин написал «Сказку о попе и его работнике Балде», которая не была напечатана при жизни автора из-за цензурных ограничений, потому что произведение являлось сатирой на обманывающих народ служителей православной церкви. В ней высмеивается жадность, лицемерие и глупость. Поп хотел нанять слугу, который бы за гроши выполнял обязанности по дому. Жадность заставляет его получать щелчки от Балды. Но Поп не только жаден, он зол и коварен, поэтому хочет погубить своего работника, давая невыполнимое задание – собрать оброк с чертей. Сам Балда, как положительный герой, не преследует материальной выгоды, а нанимается на работу, чтобы проучить Попа. Балда трудолюбив и умен. В сказке подчеркивается уважение к нему и беспокойство за исход борьбы с хитрым Попом.

«Сказка о царе Салтане» была написана в 1931 году. Это самая первая сказка поэта, появившаяся в печати. В ней изображен «светлый» и «темный» мир. Положительные персонажи: князь Гвидон, царевна Лебедь, царица-мать побеждают в длительной борьбе. Читатель всем сердцем на стороне добрых сил в сказке. Сомнение вызывает царь Салтан : он то хороший, то плохой, то есть иногда поддается влиянию плохого. Сочувствие у читателя вызывает князь Гвидон – он добр, бескорыстен и тверд духом. Поэтическое очарование усиливает тоска по отцу и желание создать свою семью. У произведения глубокий социальный смысл.

«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» написана А. С. Пушкиным в 1833 году. В ней четко прослеживается гуманистическая направленность сказок автора. Положительные персонажи наделены такими чертами характера, которые ценятся людьми всех поколений: доброта, великодушие, храбрость, преданность дружбе, постоянство в любви.

Царевна дочь вызывает любовь и преданность семи богатырей за свою доброту, готовность прийти на помощь, отзывчивость. Образ королевича Елисея преподнесен в былинных тонах. Он отправляется в дорогу за красавицей – «душой и невестой молодой». Он близок с природой. Лирические обращения к солнцу, ветру, месяцу – поэтически окрашивают его образ, придают особое обаяние. Но Пушкин не ограничивается романтические показом героев, он добавляет в сказку реалистические картины жизни царского двора, создает и сатирические персонажи. Таковым является царь отец, который поспешил жениться, едва истек положенный срок вдовства.

Основная сила сатиры в сказке направлена против царицы-мачехи, которая олицетворяет «темный мир». Он гордая, завистливая, своенравная, ревнивая Зависть и злость ко всему доброму и светлому в итоге приводят ее к гибели от тоски. Так победа добра символизирует гибель зла.

Образцом глубоко народной социальной сатиры является «Сказка о золотом Петушке». В ней есть сатирический образ царя Дадона, который предпочитает царствовать без забор. Именно поэтому царь бездумно соглашается выполнить первую просьбу звездочета, подарившего ему золотого петушка. Царь Дадон изображен, как человек, не способный любить не только страну, которой управляет, но и собственных сыновей. Слезы, вызванные их гибелью, легко уступают место восторгу перед шамаханской царицей. В то же время царь показан не безобидным: он самодур, способный из-за прихоти погубить старика, в свое время пришедшего ему на помощь.

В 1835 году в печати появилась «Сказка о рыбаке и рыбке», написанная за два года до этого. Сказка является сатирической, высмеивает самодержавие и крепостничество. Это периодически подчеркивает резкое противопоставление старика и старухи: он остается крестьянином, а она поднимается все выше по социальной лестнице. И чем выше она поднимается, тем хуже становится. В образе старика олицетворяются народные сказки. Он вынужден покоряться воле жадной старухи, но не испытывает почтения к ней, как бы высока она не вознеслась. Об этом свидетельствует его обращение к ней, когда она хотела стать царицей: «Что ты баба белены объелась?». Образ старухи постепенно выходит за рамки изображения жадности, становится символом социального гнета.

В «Сказке о рыбаке и рыбке» отразилось народное отношение к тиранам. В ней торжествует правда, произведение завершается поучительной картиной наказанного самодурства – золотая рыбка возвращает старуху к нищенскому положению.

Каждая из сказок Пушкина имеет свои неповторимые особенности, поучительные моменты, в том числе и для детей. Именно поэтому они так прочно вошли в детское чтение. А. М. Горький называл их «чарующими умом и красотой» сказками. Высокую оценку этим произведениям давал В. Г. Белинский. Он утверждал, что никто из русских поэтов, кроме Пушкина, не заслужил такого неоспоримого права стать воспитателем юных и взрослых читателей.

Сказки Пушкина пробуждают чувство любви к Родине, родному языку, симпатии и антипатии читателей к хорошему и плохому, формируют активное отношение к героям, решают задачи эстетического, идейного и нравственного воспитания детей.

Публикации по теме:

Конспект занятия «Этот чудесный мир сказок А. С. Пушкина»Конспект занятия «Этот чудесный мир сказок А. С. Пушкина» Цели занятия: 1. Учить самостоятельно выбирать эпизоды сказки, передавая волшебный колорит; добиваться более полного решения темы. Развивать.

Конспект литературного праздника по мотивам сказок А. С. Пушкина «Огонь, вода и медные трубы… Сказки Пушкина нам любы!» Цель: развивать у детей познавательный интерес к творчеству великого русского поэта А. С. Пушкина, вызывать у детей радость от участия в.

Воспитательное мероприятие для учащихся начальной школы в форме КВН «По дорогам сказок» Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Центр дополнительного образования» Воспитательное мероприятие "КВН.

Консультация «Артикуляционная гимнастика и её значение»Консультация «Артикуляционная гимнастика и её значение» Артикуляционная гимнастика это совокупность упражнений, направленных на развитие и укрепление мышц полноценных движений и определенных.

Проект «Развитие творческих способностей детей посредством сказок А. С. Пушкина»Проект «Развитие творческих способностей детей посредством сказок А. С. Пушкина» ВВЕДЕНИЕ АКТУАЛЬНОСТЬ Одним из мощных средств развития у детей чувств и эмоций является искусство. Поэтому необходимо как можно раньше.

Сценарий развлечения для детей старшей и подготовительной группы «Путешествие в мир сказок А. С. Пушкина» Путешествие в мир сказок А. С. Пушкина Ведущая Здравствуйте, ребята! Сегодня к нам в гости придут герои разных сказок. Но все эти сказки.

Развлечение «Путешествие в страну сказок А. С Пушкина»Развлечение «Путешествие в страну сказок А. С Пушкина» Программное содержание Учить воспроизводить фрагменты знакомых сказок, узнавать их. Продолжать воспитывать любовь к сказкам А. С. Пушкина.

Речевые игры по мотивам сказок А. С. Пушкина .

Творческо-познавательный проект «В гостях у сказок А. С. Пушкина» Проект «В гостях у сказок А. С. Пушкина». Вид проекта: творческо – познавательный. Продолжительность проекта: краткосрочный. Форма проведения:.

Сценарий викторины «Чудеса сказок» по сказкам А. С. Пушкина Викторина «Чудеса сказок» (по сказкам А. С. Пушкина) Разработали и провели: Учитель-логопед: Чернобровкина Я. В. Воспитатели: Батурина Е. В. ,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Воспитательное значение сказок А. С. Пушкина»
Опубликовано: 20 августа 2018 в 07:37
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация «Воспитательное значение сказок А. С. Пушкина»» (включая файлы) размещена пользователем Надежда Дорохова (УИ 1629232) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Календарь
21 декабря 2024 суббота
Конспекты предновогодних творческих занятий.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс
22 декабря 2024 воскресенье
Благодарим тех, кто подарил нам жизнь.
Поздравляем энергетиков с профессиональным праздником!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД