София Чемчоева
Аналитический отчет кружка по рисованию «Аптаах киистэ»
▼ Скачать + Заказать документы
С самого раннего возраста дети пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своем изобразительном творчестве. Иногда им не нужны краски, кисточки и карандаши. Они рисуют пальчиками, ладошками на запотевшем стекле, палочкой на песке, иногда маминой помадой или зубной пастой на стекле, водой разлитой на столе. А со временем изыскивают новые приемы отражения окружающей действительности в собственном художественном творчестве. Поэтому эту работу можно сделать целенаправленной и познакомить детей с имеющими место в изобразительном искусстве нетрадиционными техниками.
Публикация «Аналитический отчет кружка по рисованию „Аптаах киистэ“» размещена в разделах
- Анализ. Аналитический отчет, справка
- Изостудия, кружок ИЗО
- Работа. Отчеты о проделанной работе. Анализ, диагностика
- Рисование. ВСЕ материалы
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2022
Работая в этом направлении, я убедилась в том, что рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции.
Результат обычно очень эффективный (сюрпризность) и почти не зависит от умелости и способностей. Нетрадиционные способы изображения достаточно просты по технологии и напоминают игру. Какому ребенку будет неинтересно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой, ставить на бумаге печатки и получать забавный рисунок?
Нетрадиционные техники – это толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности.
Рисование с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляет детей, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания.
Свой кружок с использованием нетрадиционной техники рисования «Аптаах киистэ» я веду вот уже не один год. Работа кружка направлена на развитие у детей мелкой моторики, творческих способностей, фантазии, воображения средствами нетрадиционного рисования.
В начале года мною был разработан перспективный план работы с детьми от 3 до 7 лет.
Календарно-тематический план кружка включал в себя 32 занятия. Занятия планировались проводиться во второй половине дня с подгруппой детей 2 раза в неделю. Длительность занятий составляла 30 минут.
На протяжении всех проведенных занятий кружковой работы преследовались следующие задачи:
Познакомить детей с различными нетрадиционными техниками изобразительной деятельности, многообразием художественных материалов и приёмами работы с ними.
Побуждать у детей желание экспериментировать, используя в своей работе техники нетрадиционного рисования.
Развивать у детей художественный вкус, фантазию, изобретательность, пространственное воображение, творческое мышление, внимание, устойчивый интерес к художественной деятельности.
Формировать у детей умения и навыки, необходимые для создания творческих работ.
Воспитывать у детей аккуратность, трудолюбие и желание добиваться успеха собственным трудом и творческую самореализацию.
В 2021 – 2022 учебном году кружок «Аптаах киистэ» посещало 27 воспитанников из разных возрастных групп. Занятия проводила по подгруппе: 2 младшая и средняя – 11 воспитанников, старшая и подготовительная – 16 воспитанников; 2 раз в неделю.
Известно, что у детей с нарушением речи нарушены внимание и память, пальцы рук неловки, малоподвижны, движения их неточны или не согласованны. Им трудно нарисовать элементарные предметы, дети боятся рисовать. Для того чтобы дети почувствовали уверенность в себе, получили удовольствие от своей работы необходимо формировать навыки рисования с помощью нетрадиционных техник. Именно нетрадиционная техника рисования позволяет детям преодолеть замкнутость, пассивность, личностную тревожность, что наиболее ярко проявляется при речевых нарушениях.
Термин «нетрадиционный» (от лат. traditio – привычный) подразумевает использование материалов, инструментов, способов рисования, которые не являются общепринятыми.
Рисование нетрадиционными способами – это увлекательная деятельность, которая удивляет и восхищает детей. Содержание моей деятельности носит развивающий характер и направлено на развитие творчества каждого ребёнка в соответствии с его индивидуальными возможностями. Оригинальное рисование привлекает своей простотой и доступностью, раскрывает возможность использования хорошо знакомых предметов в качестве художественных материалов.
Диагностическое обследование проводится 2 раза в течение учебного года (сентябрь и май) с целью выявления уровня знаний, умений и навыков, полученных ребенком за прошедший учебный год. Диагностика проводится на основе методики, предложенной по методике «Диагностика изобразительной деятельности» Г. А. Урунтаевой.
Диагностическое обследование необходимо для того, чтобы выявить уровень сформированности умений и навыков каждого ребенка. Без подобного обследования трудно оценить степень готовности каждого ребенка к обучению в его возрастной группе. Обследование носит диагностически-развивающий характер. Если у детей при выполнении задания возникают некоторые трудности, предлагаем им разнообразные виды помощи. Например, с помощью вопросов, замечаний, указаний организуем рассматривание предметов и иллюстраций по теме, напоминаем о сравнении с натурой, уточняем характер формы, деталей, способы изображения. При необходимости используем частичный показ способа изображения. Все виды помощи должны стимулировать детей к поиску самостоятельного решения поставленной задачи. Если ребенок затрудняется в обследовании предмета, предлагаем ему план обследования. Задавая вопросы, направляем внимание ребенка на самостоятельное, зрительное обследование предметов, выбор материала и наиболее эффективного способа изображения.
Результаты диагностики в конце года
Уровни 2 младшая и средняя Старшая и подготовительная
Низкий уровень 0 детей (0%) 0 детей (%)
Средний уровень 7 детей (77,8%) 11 детей (61,1%)
Высокий уровень 2 детей (22,2%) 7 детей (38,9%)
К концу года дети научились использовать различные изобразительные средства: линию, форму, цвет, композицию, а так же применение разнообразных изобразительных материалов. За год дети познакомились с такими нетрадиционными техниками рисования : монотипия пейзажная, кляксография с трубочкой, печать листьями, тычком жесткой кистью, рисование ладошкой, пальчиком, ватными палочками, ластиком от карандаша, ватными дисками, рисование восковыми мелками и акварелью, свечой и акварелью, рисование поролоном, и др. Каждая из этих методов – это маленькая игра. Их использование позволяет чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения. К тому же работа способствует развитию координации движений. Используя, на занятиях кружка нетрадиционные техники я заметила, что у ребят достаточно успешно развивается уверенность в своих силах, они искренне радуются своим маленьким победам, активно участвуют в творческих поисках и решениях, развивается мелкая моторика рук, пространственное мышление.
Работая по данному направлению, мне удалось достичь положительных результатов. У детей заметно вырос интерес к изобразительному искусству, они стали более самостоятельными, более активными. А главное то, что нетрадиционное рисование играет важную роль в общем психическом развитии ребёнка, ведь самоценным является не конечный продукт – рисунок, а развитие личности. Первыми, кто оценил результат – это, конечно, наши родители. Каждую неделю после занятий я всегда отправляла фотографию рисунков. Что позволило родителям воочию увидеть, как творчески выросли их дети. Мои дети очень много достигли, а тем у кого не получалось я всегда помогала и подбадривала и это дала уверенность им. В прошлом году организовали для детей от 1 до 7 лет кустовой конкурс рисования посвященный к 110-летию Люччегинского наслега «Т р б т дойдум айыл ата» с использованием нетрадиционной техники рисования. На конкурс поступила 27 работ. В этом году организовали улусный конкурс рисования посвященный к 85-летию Кобяйского улуса «Кэскиллээх Кэбээйим». Эти конкурсы проходили на высоком уровне и с успехами детей. Мои дети участвовали в разных конкурсах и занимали призовые места.
Всероссийский творческий конкурс «Осенние фантазии» - Павлов Яша, диплом 3 степени;
Всероссийский торческий конкурс «Моя семья – мое богатство» - Жакипова Диана, Лепчикова Диана, сертификаты;
3 сезон социальной арт-проект «Открытка добра» в помощь детям с инвалидностью благотворительный фонд «Харысхал» (Милосердие) – Иванова Таяна, сертификат;
Улусный конкурс рисунков «Права ребенка» - Семенова Аделина, Яковлева Настя, Жакипова Диана, сетификаты;
Международный экологический конкурс «Смастерим кормушку птицам на Синичкин день!» - Кононова Уйгулаана, диплом 3 степени;
Республиканский конкурс рисунков «Якутия через 100 лет глазами детей» - Семенов Тима, Иванова Таяна, сертификаты;
Республиканский конкурс рисования Т. Е. Сметанина – Михайлова Таяна сертификат, Яковлев Владимир – Лауреат 3 степени;
Республиканский творческий конкурс «Символ Нового 2022 года» - Иванова Сайнаара и Яковлева Настя, диплом 1 степени;
Всероссийский творческий конкурс «Мы встречаем Новый год!» - Яковлев Леня и Пермяков Дима, диплом 3 степени;
Всероссийский конкурс рисунков «Вселенная будущего» - Семенов Тима, 2 место и Иванова Таяна, 3 место;
Республиканский конкурс рисования Г. И. Данилова «Оо, олус ч гэй” – Ноговицына Аня, лауреат 2 степени и Кононова Уйгулаана, лауреат 3 степени;
Улусный конкурс рисования «Кэскиллээх Кэбээйим» - Иванова Таяна, 2 место, Михайлова Таяна, Павлов Ян, Ноговицына Аня – сертификаты.