Наталия Зыкова
Воспитание культуры поведения и общения у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Современный детский сад — это место, где дошкольник получает опыт широкого эмоционально-практического взаимодействия со взрослыми и сверстниками в наиболее значимых для его развития сферах жизни. Задача педагога — создание культурной среды развития для каждого ребенка и оказание ему помощи и поддержки в активном освоении культурного опыта.
Публикация «Воспитание культуры поведения и общения у дошкольников» размещена в разделах
- Вежливость, этикет, культура поведения и общения
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Культура поведения для детей
- Речевой этикет, культура общения
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Педагогическими условиями воспитания культуры поведения и общения у дошкольников являются :
— речевая и поведенческая культура взрослых, окружающих дошкольников (педагогов, родителей);
— продуманная, рациональная организация образа жизни детей в детском саду;
— разнообразная предметно-развивающая среда, удовлетворяющая актуальные потребности дошкольников в общении и деятельности, интересы мальчиков и девочек;
— взаимодействие педагогов и родителей дошкольников в воспитании поведенческой культуры привычек, выработке единых позиций и согласованных действий с учетом индивидуальных особенностей детей.
В освоении культурного опыта;
— проектирование содержательной жизни детей, «событийного сценария», обеспечивающего накопление опыта переживаний, участия.
В эмоционально насыщенных ситуациях нравственного поведения, дружеских контактов, уважения к другим людям, а также развитие собственного достоинства.
Необходимым условием воспитания культуры поведения является обеспечение эмоционально-комфортного состояния детей в детском саду. Воспитатель оценивает :
— эмоциональные проявления ребенка: с каким настроением он чаще всего приходит в группу, насколько комфортно чувствует себя.
В детском саду;
— общение и взаимодействие ребенка со сверстниками и взрослыми: умение вступать в контакт, учитывать эмоциональное состояние партнера по общению, соблюдать правила культуры общения, освоение игровых и коммуникативных умений;
— личностные черты поведения : доброжелательность, дружелюбие, активность.
Умение воспитателя правильно оценить индивидуальные особенности каждого ребенка позволяет выбрать адекватную тактику в воспитании культуры поведения и общения.
В воспитании у детей навыков и привычек культурного поведения соблюдается принцип единства и целостности воспитательного процесса. Это взаимосвязь задач, методов и средств воспитания : последовательности, систематичности в воспитании, повторности упражнений
В формировании культурных навыков и привычек, создание активных побуждений детей к выполнению правил культуры поведения в разных видах деятельности и режимных процессах. Необходимо сформировать действенность моральных чувств, стремление к поступкам, в основе которых лежат социально-ценные побуждения.
В воспитании культуры общения детей педагогу необходимо влиять на все стороны коммуникативного процесса: его содержание (то есть информационный обмен, способы речевого и практического взаимодействия (коммуникативные и поведенческие умения) и соответствующие нравственные представления дошкольников о нормах и правилах поведения и общения, нравственных качествах и поступках людей.
Культура поведения ребенка основана на доброжелательности, уважении, вежливости, стремлении к достижению взаимопонимания с окружающими людьми. Эмоционально привлекательно для дошкольников раскрываются соответствующие культурные нормы общения и сотрудничества людей. Формируются коммуникативные умения, связанные с осуществлением взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Все требования к поведению должны быть сформулированы взрослым в простой и понятной дошкольнику форме. Они помогают ребенку понять, как он должен вести себя в обществе. Для дошкольников правила формулируются не в общей форме («Надо быть вежливым», а конкретно, с указанием на действие, которое ребенку нужно выполнить в тех или иных обстоятельствах («Если тебе вручили подарок, скажи “спасибо”»).
Младший дошкольник хорошо усваивает правило культуры поведения, если оно обращено лично к нему. Становясь старше, дети начинают воспринимать нормы и правила как обязательные для всех.
На протяжении дошкольного возраста правила культуры поведения усложняются. Увеличивается объем правил. Они становятся разнообразнее и начинают определять не только отдельные действия и поступки ребенка (сказать «спасибо», «пожалуйста», поздороваться, попрощаться и т. п., но весь образ его жизни с позиции культурных требований.
К концу старшего дошкольного возраста дети приобретают культурные привычки вежливого, доброжелательного общения, соблюдения культурно-гигиенических правил, норм этикета, культуры поведения в общественных местах. Дети не только знают много правил, но и способны понять, почему их нужно выполнять. Дошкольники переживают чувство удовлетворения, если взрослые одобряют их поведение и связывают умение следовать правилам культуры с растущей самостоятельностью и взрослением.
Задача воспитателя — понятно для детей сформулировать правило культуры поведения, показать, как его выполнять, и своим примером, положительной оценкой вызвать желание следовать правилу. Воспитатель на конкретных примерах объясняет детям необходимость и целесообразность каждого правила поведения. Осознав ценность правил, дети начинают активно ими пользоваться, и постепенно это становится для них нормой поведения.