Вера Ткачёва
Воспитание звуковой культуры речи в общеразвивающих группах ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Семинар - практикум
для воспитателей
«Воспитание звуковой культуры речи
в общеразвивающих
группах ДОУ».
Цель: повышение уровня компетенции воспитателей ДОУ для эффективного педагогического воздействия при воспитании ЗКР и профилактики речевых нарушений у дошкольников; оказание помощи педагогам в планировании работы по воспитанию ЗКР у детей на различных возрастных периодах.
Темочки:
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Развитие речи. Консультации для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Оборудование: листы ватмана для написания звуков и их появления в речи у детей, карточки по звуковой схеме слова, символы звуков, карточки с формами работы по ЗКР, картинки для составления звуковой схемы слова, фломастеры, карандаши, листы формата А4.
Ход семинара:
1. Организационный момент.
- Добрый день, уважаемые педагоги!
- Рады приветствовать Вас на нашем семинаре - практикуме «Воспитание звуковой культуры речи в общеразвивающих группах ДОУ».
Для начала предлагаем вам поделиться на команды. Для этого вам необходимо выбрать картинку, определить место звука (М) в слове. И подойти к столам где лежат соответствующие схемы.
(Мак, Сом, лимон)
2. Основная часть.
Педагогическая работа с детьми в любом дошкольном учреждении ведётся по 5 образовательным областям, одно из которых «Речевое развитие». Согласно ФГОС речевое развитие включает:
1. Владение речью как средством общения и культуры.
2. Обогащение активного словаря.
3. Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи.
4. Развитие речевого творчества.
5. Интерес к художественной литературой.
6. Формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте
7. Развитие звуковой и интонационной культуры речи.
И сегодня, наш семинар посвящен именно звуковой культуре речи.
Считаем данную тему достаточно актуальной, поскольку наша годовая задача – «Развитие звуковой и интонационной выразительности речи у детей дошкольного возраста средствами устного народного творчества в театрализованной игре».
Теперь подробнее, что включает в себя Звуковая культура речи?
1. Формирование правильного произношения звуков (звукопроизношение);
2. Лексический запас (формирование словаря);
3. Формирование грамматического строя речи;
4. Развитие фонематического слуха;
5. Развитие артикуляционного аппарата;
6. Развитие речевого дыхания;
7. Воспитание интонационной выразительности речи (интонация, тембр, ритм, сила голоса, ударение, пауза).
8. Развитие норм литературного языка (правила орфоэпии)
Если очень кратко то, ЗКР – это произносительная сторона речи. Это как раз то, что в первую очередь бросается на слух.
Давайте вспомним, какая работа должна вестись с детьми по воспитанию ЗКР?
Сейчас предлагаем вам, записать формы работы по ЗКР
Наглядно-схематично показать.
(Ответы педагогов)
1. Развитие речевого слуха («Угадай, на чем играют, «Где позвонили», прослушивание аудиозаписей, речевые и неречевые звуки, звуковой анализ слов, «Кто позвал»).
2. Формирование правильного произношения звуков (чистоговорки, скороговорки, потешки, стихи);
3. Развитие артикуляционного аппарата (артикуляционные упражнения «Статические, динамические упражнения);
4. Работа над речевым дыханием «Подуй на снежинку, подуй холодно, горячо», подвижные игры;
5. Выработка умением пользоваться голосом (Скажи «тихо» «громко», «медленно» «быстро»;
6. Формирование чёткой дикции (произношение слогов прямых и обратных с переключением, чистоговорки, скороговорки;
7. Развитие интонационной выразительности речи (проговаривание стихотворения с разной интонацией, в вопросительной восклицательной и побудительной форме, использование разных эмоций на картинках)
Каждый педагог в детском саду, обязан работать над звуковой культурой речи. Звуковая культура речи берётся как часть ООД и включает в себя чистоговорки, поговорки, скороговорки, стихи, потешки и т. д. Важно чтобы каждый ребёнок принимал в этом участие, только тогда будет результат.
Становление звуков в онтогенезе
Речь не является врожденной способностью, а развивается в процессе онтогенеза параллельно с физическим и умственным развитием ребенка, служит показателем его общего развития.
Онтогенез (от греч. оntos — сущее, genesis — происхождение, развитие) индивидуальное развитие организма от его зарождения до конца жизни.
Речевой онтогенез – это
В процессе усвоения звуков речи существует определенная последовательность их появления, в основе которой лежит степень артикуляционной трудности.
Рассмотрим, появление речевых звуков на каждом возрастном этапе
Ранний возраст (1-2 года)
• Гласные: А, О,Э;
• Согласные:П,Б,М
(2-,3 года)
• Гласные: И,Ы,У
• Согласные: Ф,В,Т,Д,Н,К,Г,Х,Й
Младший возраст(3-4года)
• Свистящие: С,З,Ц
Средний возраст(4-5лет)
• Шипящие: Ш,Ж,Щ,Ч
Старший возраст (5-6 лет)
• Сонорные: Р,Л
А теперь давайте поиграем в игру «Отгадай звук»
Мы знаем, что гласные звуки всегда обозначаются красным цветом и имеют свой символ.
(показываем символ звука, педагоги называют звук)
Обязательно педагогу работая с ребенком, должен четко, эмоционально, выразительно проговаривать гласные звуки уже начиная с ясельной группы).
Вспомним, что существуют речевые и неречевые звуки.
Речевые звуки (гласные и согласные, неречевые (звуки природы, шум дождь, ветер и т. д). которые мы используем во всех видах деятельности, в том числе театрализованной. Неречевые звуки должны не просто показывать, а обязательно проговаривать.
Сейчас мы напомним вам, формы работы по звуковой структуре речи в разных возрастных группах.
Структура занятий по звуковой культуре речи в разных возрастных группах.
1. В младшей группе. В первой части занятия — задания по уточнению и закреплению правильного произношения звуков. Во второй и третьей частях — игры и упражнения по развитию слухового восприятия, словопроизношения, голосового аппарата. Некоторые занятия почти целиком могут состоять из повторения пройденного материала. 1
2. В средней группе. Занятия проводятся 3 раза в месяц. Задача воспитателя — закрепить уже поставленные звуки. Первая часть — подготовка органов артикуляции, вторая — закрепление произнесения этого звука в слове, третья — обучение ребёнка произносить звук во фразовой речи (хоровое произношение стихов, потешек). 1
3. В старшей и подготовительной группе. Занятие проводится фронтально и индивидуально. Цель — учить произносить смешанные звуки, дифференцировать их. Первая часть — показ и объяснение артикуляции звука, упражнения на произношение, вторая часть — упражнения с целью закрепления и дифференцировки звуков, третья часть — упражнения на произношение звука в связанной речи, четвёртая часть — произнесение чистоговорок, поговорок, скороговорок, потешек. 1
В зависимости от физиологических и психологических возможностей детей задачи воспитания звуковой культуры речи на разных возрастных этапах усложняются. Например, в младшем дошкольном возрасте больше внимания уделяется формированию навыков правильного произношения звуков, развитию речевого слуха, а в старшем возрасте — выработке чёткой дикции, развитию интонационных средств выразительности, совершенствованию фонематического восприятия.
Обязательно педагогу работая с ребенком, должен четко, эмоционально, выразительно проговаривать гласные и согласные звуки уже начиная с ясельной группы).
Вспомним, что существуют речевые и неречевые звуки.
Речевые звуки (гласные и согласные, неречевые (звуки природы, шум дождь, ветер, звуки животных, птиц, музыкальные и т. д). которые мы используем во всех видах деятельности, в том числе театрализованной. Поскольку ЗКР тесно взаимосвязана с
Неречевые звуки должны не просто показывать и изображать, а обязательно оречевлять, проговаривать.
Игра «Оживление неречевых звуков»
Звуковая культура речи тесно взаимосвязана с театрализованной деятельностью. А теперь предлагаем вам проиграть сказку, которая уже знакома «Белка и кедровка».
Каждой команде необходимо проиграть фрагмент предложенной сказки. Попробуйте включить в показ, все рекомендации которые мы проговорили.
3. Заключительная часть.
Таким образом, воспитание ЗКР одна из важных задач развития речи в детском саду, так как именно дошкольный возраст является наиболее сенситивным для её решения. Работа по воспитанию ЗКР должна быть систематической, ежедневной и спланированной, только в этом случае результат от своей работы Вы увидите.
Основная ваша цель, уважаемые педагоги, состоит в том, чтобы научить ребёнка к 5 годам правильно произносить все звуки (т. е. Вы должны уметь рассказать и показать артикуляцию любого звука, правильно пользоваться голосовым аппаратом, говорить выразительно, не торопясь. И чем раньше эта
- Спасибо за внимание.