Папки-передвижки

Воспитание звуковой культуры речи в общеразвивающих группах ДОУ

Вера Ткачёва
Воспитание звуковой культуры речи в общеразвивающих группах ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы

Семинар - практикум

для воспитателей

«Воспитание звуковой культуры речи

в общеразвивающих

группах ДОУ».

Цель: повышение уровня компетенции воспитателей ДОУ для эффективного педагогического воздействия при воспитании ЗКР и профилактики речевых нарушений у дошкольников; оказание помощи педагогам в планировании работы по воспитанию ЗКР у детей на различных возрастных периодах.

Темочки:

Оборудование: листы ватмана для написания звуков и их появления в речи у детей, карточки по звуковой схеме слова, символы звуков, карточки с формами работы по ЗКР, картинки для составления звуковой схемы слова, фломастеры, карандаши, листы формата А4.

Ход семинара:

1. Организационный момент.

- Добрый день, уважаемые педагоги!

- Рады приветствовать Вас на нашем семинаре - практикуме «Воспитание звуковой культуры речи в общеразвивающих группах ДОУ».

Для начала предлагаем вам поделиться на команды. Для этого вам необходимо выбрать картинку, определить место звука (М) в слове. И подойти к столам где лежат соответствующие схемы.

(Мак, Сом, лимон)

2. Основная часть.

Педагогическая работа с детьми в любом дошкольном учреждении ведётся по 5 образовательным областям, одно из которых «Речевое развитие». Согласно ФГОС речевое развитие включает:

1. Владение речью как средством общения и культуры.

2. Обогащение активного словаря.

3. Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи.

4. Развитие речевого творчества.

5. Интерес к художественной литературой.

6. Формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте

7. Развитие звуковой и интонационной культуры речи.

И сегодня, наш семинар посвящен именно звуковой культуре речи.

Считаем данную тему достаточно актуальной, поскольку наша годовая задача – «Развитие звуковой и интонационной выразительности речи у детей дошкольного возраста средствами устного народного творчества в театрализованной игре».

Теперь подробнее, что включает в себя Звуковая культура речи?

1. Формирование правильного произношения звуков (звукопроизношение);

2. Лексический запас (формирование словаря);

3. Формирование грамматического строя речи;

4. Развитие фонематического слуха;

5. Развитие артикуляционного аппарата;

6. Развитие речевого дыхания;

7. Воспитание интонационной выразительности речи (интонация, тембр, ритм, сила голоса, ударение, пауза).

8. Развитие норм литературного языка (правила орфоэпии)

Если очень кратко то, ЗКР – это произносительная сторона речи. Это как раз то, что в первую очередь бросается на слух.

Давайте вспомним, какая работа должна вестись с детьми по воспитанию ЗКР?

Сейчас предлагаем вам, записать формы работы по ЗКР

Наглядно-схематично показать.

(Ответы педагогов)

1. Развитие речевого слуха («Угадай, на чем играют, «Где позвонили», прослушивание аудиозаписей, речевые и неречевые звуки, звуковой анализ слов, «Кто позвал»).

2. Формирование правильного произношения звуков (чистоговорки, скороговорки, потешки, стихи);

3. Развитие артикуляционного аппарата (артикуляционные упражнения «Статические, динамические упражнения);

4. Работа над речевым дыханием «Подуй на снежинку, подуй холодно, горячо», подвижные игры;

5. Выработка умением пользоваться голосом (Скажи «тихо» «громко», «медленно» «быстро»;

6. Формирование чёткой дикции (произношение слогов прямых и обратных с переключением, чистоговорки, скороговорки;

7. Развитие интонационной выразительности речи (проговаривание стихотворения с разной интонацией, в вопросительной восклицательной и побудительной форме, использование разных эмоций на картинках)

Каждый педагог в детском саду, обязан работать над звуковой культурой речи. Звуковая культура речи берётся как часть ООД и включает в себя чистоговорки, поговорки, скороговорки, стихи, потешки и т. д. Важно чтобы каждый ребёнок принимал в этом участие, только тогда будет результат.

Становление звуков в онтогенезе

Речь не является врожденной способностью, а развивается в процессе онтогенеза параллельно с физическим и умственным развитием ребенка, служит показателем его общего развития.

Онтогенез (от греч. оntos — сущее, genesis — происхождение, развитие) индивидуальное развитие организма от его зарождения до конца жизни.

Речевой онтогенез – это

В процессе усвоения звуков речи существует определенная последовательность их появления, в основе которой лежит степень артикуляционной трудности.

Рассмотрим, появление речевых звуков на каждом возрастном этапе

Ранний возраст (1-2 года)

Гласные: А, О,Э;

Согласные:П,Б,М

(2-,3 года)

Гласные: И,Ы,У

Согласные: Ф,В,Т,Д,Н,К,Г,Х,Й

Младший возраст(3-4года)

Свистящие: С,З,Ц

Средний возраст(4-5лет)

Шипящие: Ш,Ж,Щ,Ч

Старший возраст (5-6 лет)

Сонорные: Р,Л

А теперь давайте поиграем в игру «Отгадай звук»

Мы знаем, что гласные звуки всегда обозначаются красным цветом и имеют свой символ.

(показываем символ звука, педагоги называют звук)

Обязательно педагогу работая с ребенком, должен четко, эмоционально, выразительно проговаривать гласные звуки уже начиная с ясельной группы).

Вспомним, что существуют речевые и неречевые звуки.

Речевые звуки (гласные и согласные, неречевые (звуки природы, шум дождь, ветер и т. д). которые мы используем во всех видах деятельности, в том числе театрализованной. Неречевые звуки должны не просто показывать, а обязательно проговаривать.

Сейчас мы напомним вам, формы работы по звуковой структуре речи в разных возрастных группах.

Структура занятий по звуковой культуре речи в разных возрастных группах.

1. В младшей группе. В первой части занятия — задания по уточнению и закреплению правильного произношения звуков. Во второй и третьей частях — игры и упражнения по развитию слухового восприятия, словопроизношения, голосового аппарата. Некоторые занятия почти целиком могут состоять из повторения пройденного материала. 1

2. В средней группе. Занятия проводятся 3 раза в месяц. Задача воспитателя — закрепить уже поставленные звуки. Первая часть — подготовка органов артикуляции, вторая — закрепление произнесения этого звука в слове, третья — обучение ребёнка произносить звук во фразовой речи (хоровое произношение стихов, потешек). 1

3. В старшей и подготовительной группе. Занятие проводится фронтально и индивидуально. Цель — учить произносить смешанные звуки, дифференцировать их. Первая часть — показ и объяснение артикуляции звука, упражнения на произношение, вторая часть — упражнения с целью закрепления и дифференцировки звуков, третья часть — упражнения на произношение звука в связанной речи, четвёртая часть — произнесение чистоговорок, поговорок, скороговорок, потешек. 1

В зависимости от физиологических и психологических возможностей детей задачи воспитания звуковой культуры речи на разных возрастных этапах усложняются. Например, в младшем дошкольном возрасте больше внимания уделяется формированию навыков правильного произношения звуков, развитию речевого слуха, а в старшем возрасте — выработке чёткой дикции, развитию интонационных средств выразительности, совершенствованию фонематического восприятия.

Обязательно педагогу работая с ребенком, должен четко, эмоционально, выразительно проговаривать гласные и согласные звуки уже начиная с ясельной группы).

Вспомним, что существуют речевые и неречевые звуки.

Речевые звуки (гласные и согласные, неречевые (звуки природы, шум дождь, ветер, звуки животных, птиц, музыкальные и т. д). которые мы используем во всех видах деятельности, в том числе театрализованной. Поскольку ЗКР тесно взаимосвязана с

Неречевые звуки должны не просто показывать и изображать, а обязательно оречевлять, проговаривать.

Игра «Оживление неречевых звуков»

Звуковая культура речи тесно взаимосвязана с театрализованной деятельностью. А теперь предлагаем вам проиграть сказку, которая уже знакома «Белка и кедровка».

Каждой команде необходимо проиграть фрагмент предложенной сказки. Попробуйте включить в показ, все рекомендации которые мы проговорили.

3. Заключительная часть.

Таким образом, воспитание ЗКР одна из важных задач развития речи в детском саду, так как именно дошкольный возраст является наиболее сенситивным для её решения. Работа по воспитанию ЗКР должна быть систематической, ежедневной и спланированной, только в этом случае результат от своей работы Вы увидите.

Основная ваша цель, уважаемые педагоги, состоит в том, чтобы научить ребёнка к 5 годам правильно произносить все звуки (т. е. Вы должны уметь рассказать и показать артикуляцию любого звука, правильно пользоваться голосовым аппаратом, говорить выразительно, не торопясь. И чем раньше эта

- Спасибо за внимание.

Публикации по теме:

Дидактическая игра для старших дошкольников на формирование словаря и воспитание звуковой культуры речи «Звуковое лото»Дидактическая игра для старших дошкольников на формирование словаря и воспитание звуковой культуры речи «Звуковое лото» Описание. Игра предназначена для детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет). Играть могут 2-6 человек, с ведущим и без него. В ходе.

Дидактические игры и упражнения по формированию звуковой культуры речи детей Примеры занятий Занятие 1 Программное содержание: укреплять артикуляционный аппарат детей; уточнять и закреплять правильное произношение.

Дидактические игры по развитию звуковой культуры речи у детей пятого года жизни У детей пятого года жизни значительно улучшается произношение. Они реже допускают пропуски и замену звуков, способны сохранять слоговую.

Дидактическое пособие по звуковой культуре речи «Поезд»Дидактическое пособие по звуковой культуре речи «Поезд» Цель: 1. Закреплять умение определять указанный звук в словах. 2. Развивать умение определять количество звуков в словах. 3. Развивать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Воспитание звуковой культуры речи в общеразвивающих группах ДОУ
Опубликовано: 29 ноября 2024 в 05:22
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Воспитание звуковой культуры речи в общеразвивающих группах ДОУ» (включая файлы) размещена пользователем Вера Ткачёва (УИ 3407036) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
07 января 2025 вторник
08 января 2025 среда
8 января 1851 года, французский астроном Жан Бернар Леон Фуко доказал, что Земля вертится.
Праздник учрежден 8 января 1998 года Правительством Москвы в связи со столетием первого показа кино для детей.



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД