Ирина Голигузова
Воспитание здорового ребёнка через занятия в бассейне
▼ Скачать + Заказать документы
Малыши и плавание - это словосочетание уже стало привычным для нашего слуха. И если когда-то первые попытки обучения плаванию малышей с раннего возраста вызывали недоверие, то сейчас это стало нормальным явлением и прочно вошло в нашу жизнь.
В настоящее время отмечается рост числа детей с различными отклонениями в состоянии здоровья. Основными причинами снижения здоровья как взрослого населения, так и детей являются ухудшение экологической ситуации в стране, обострение социально-экономических проблем, снижение уровня жизни. При этом всё более актуальным становится поиск новых способов укрепления психического здоровья детей, стимуляции физического развития, закаливания организма, повышения его устойчивости к различным заболеваниям.
Публикация «Воспитание здорового ребёнка через занятия в бассейне» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Плавание, бассейн в детском саду
- Плавание. Конспекты занятий по плаванию в бассейне
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2023
В дошкольном учреждении ведётся коррекционно-оздоровительная работа с детьми, имеющими проблемы со здоровьем. Для такой работы есть все условия: оборудованный спортивный зал, кабинет лечебной физкультуры, тренажёры, сухой и плавательный бассейны, физиокабинет. Наряду с этим трудно переоценить благоприятное воздействие водной среды на развивающийся детский организм. Быть с водой на «ты», находить удовольствие в «общении» с ней, не растеряться в непривычных условиях - на это нацелены занятия по обучению детей плаванию.
Система обучения плаванию в ДОУ № 84 рассчитана на четыре года. В трехлетнем возрасте малыши учатся свободно передвигаться в воде, приседать, выполнять элементарные гребковые движения руками. К семи годам они овладевают двигательными умениями и навыками, позволяющими хорошо владеть своим телом в пределах возрастной нормы, осваивают способы плавания, ныряния, самоспасения в воде.
Система работы построена в соответствии с морфо-функциональными особенностями детского организма в каждом возрасте. Обучение плаванию делится на периоды:
- восстановление и закрепление двигательных умений, освоенных в предыдущем году;
- закрепление и обучение двигательным действиям более высокого порядка.
В зависимости от психической и физической готовности детей, их плавательной подготовки, посещаемости занятий продолжительность периода для разных подгрупп может быть неодинакова. Разделение возрастной группы на подгруппы по 5-6 человек дает возможность объединять примерно равных по уровню плавательной подготовленности детей, что повышает эффективность обучения, позволяет в полной мере осуществлять индивидуальный подход, сглаживать сложности адаптационного периода.
Подбор игр и игровых заданий позволяет выбрать наиболее целесообразные методы и приемы для решения воспитательных задач на каждом этапе обучения.
Для детей младшего дошкольного возраста используются элементарные игры:
- для ознакомления со свойствами воды: «Рыбки резвятся», «Поймай воду», «Догоните меня», «Найди свой домик», «Сердитая рыбка»;
- игры с погружением: «Жучок-паучок», «Большие и маленькие», «Собери жемчуг»;
- на развитие дыхания «Трубачи», «Пускаем пузыри», «Насос», «Сделай волну».
В ходе игр дети учатся передвигаться в воде, ориентироваться в непривычных условиях, слушать сигналы взрослого и действовать в соответствии с ним, не бояться воды.
В старших, подготовительных группах проводятся более сложные командные игры «Охотники и утки», «Караси и щука», «Морской бой», «Медвежонок Умка», «Невод», «Торпеда», эстафеты и соревнования. Данные игры способствуют развитию и закреплению у детей навыков плавания на поверхности воды и под водой, ныряния, формированию правильного дыхания. Такие упражнения как «Поплавок», «Морская звезда», «Стрела», «Коробочка» позволяют дошкольникам удерживать свое тело на воде в различных положениях.
На занятиях по плаванию дети не только получают жизненно необходимые навыки, но и элементарные понятия о морфо-функциональных возможностях своего организма, гигиене, учатся разумно и бережно относиться к своему здоровью, не наносить ему вреда, быть едиными с природой, осознавать себя ее частицей, жить в гармонии с самим собой и окружающим миром. Такую информацию дети получают в процессе занятий познавательного цикла. Их можно условно разделить на три раздела:
- «Чистота - залог здоровья» - знания о гигиене тела,
- «Вода - наш друг» - взаимоотношения человека и водной среды;
- «Почему я плыву?» - осознанное усвоение техники движений в воде.
Каждый раздел несет в себе информацию, доступную для понимания ребенка данного возраста. Общение происходит в форме беседы, рассказа, игры во время занятий и других режимных моментов. Используются также стихи, загадки, пословицы, поговорки. Для более полного восприятия демонстрируются различные иллюстрации, фотоматериалы, организуются тематические досуги «В гости к нам Нептун пришел», «Дельфины и русалки», праздники на воде.
Успешность работы по обучению детей плаванию невозможна без поддержки родителей воспитанников. Они принимают активное участие в физкультурных праздниках, развлечениях, «Днях здоровья». Им всегда приятно видеть успехи своего ребенка - это своеобразная пропаганда устойчивой потребности в бережном отношении к своему здоровью и здоровью своего ребёнка.
- Купание, плавание, игры и развлечения на воде способствуют воспитанию привычки к здоровому образу жизни, укрепляют нервную систему, оказывают положительное воздействие на развитие всего детского организма.
Список литературы
1. Васильев В. С., Обучение маленьких плаванию, «Физкультура и спорт», 1961
2. Воронова Е. К. Программа обучения детей плаванию в детском саду. СПб Детство-пресс, 2010.
3. Булгакова Н. Ж., Игры и развлечения на воде, М., 1980
4. Макаренко Л. П., Учите плавать малышей, «Физкультура и спорт», 1980
5. Осокина Т. И. Как научить детей плавать, М., 1985
6. Осокина Т. И., Тимофеева Е. А., Богина Т. Л. Обучение плаванию в детском саду. М., Просвещение, 1991