Инна Иванова
Воспитание экологической культуры детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
После того, как в шестидесятых годах человечество столкнулось с проблемой «глобального экологического кризиса», явившегося результатом сложившихся отношений человека и природы, содержание категории «экологическая культура» было переосмыслено.
Публикация «Воспитание экологической культуры детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Что понимается сейчас под экологической культурой? Экологическая культура – это и знания касающиеся основных закономерностей и взаимосвязей в природе и обществе, это и эмоционально-чувственные переживания, и эмоционально-ценностное и деятельностно-практическое отношение к природе, обществу, к действительности. Она формируется в интеграции трех направлений: экологического сознания, нравственно-эстетического и деятельностно-практического отношения. Иногда экологическую культуру рассматривают как многомерный целостный компонент интеллектуальной и духовной культуры личности, обеспечивающий ее творческую самореализацию в осмыслении и разрешении экологических проблем. Экологическая культура – это уровень восприятия людьми природы, окружающего мира и отношения человека к миру.
Уже из сказанного можно сделать вывод, что «экологическая культура» является интегральной категорией, вбирающей в себя достаточно много составляющих. В ее структуре можно выделить, по крайней мере, четыре взаимосвязанных и взаимопроникающих компонента: когнитивный, эмоционально-эстетический, ценностно-смысловой и деятельностный.
Исследования показывают, что базисом высокой экологической культуры ребенка является, прежде всего, соответствующее экологическое сознание, понимание ценности здорового образа жизни как приоритетной категории.
Отсюда вытекает следующая формулировка понятия экологической культуры. Экологическая культура – это процесс и результат формирования экологического сознания личности, отражающее неразрывное единство между совокупностью знаний, представлений о природе, эмоционально-чувственного и ценного отношения к ней и соответствующих умений, навыков, потребностей взаимодействия с ней, основанный на гармонизации взаимосвязей в системе «природа-человек».
Целью экологического образования и воспитания является формирование личности, имеющий высокий уровень экологической культуры, следовательно, обладающей новым экологическим сознанием, экологическим мировоззрением которое позволяет взаимодействовать с миром природы на основе понимания его законов, сотрудничать с природой, а не управлять ей. Предпосылки для формирования нового экологического сознания были заложены в трудах представителей русского космизма В. С. Соловьева, Н. Н. Бердяева, П. А. Флоренского.
На сегодняшний день является признанным, что решение проблемы повышения экологической культуры лежит в плоскости образования. Формирование экологической культуры в процессе обучения – это оптимальная форма экологического воспитания.
Особое значение, на наш взгляд, имеет процесс формирования экологической культуры в период обучения ребенка в ДОУ, ведь это первое и самое ответственное звено в общей системе образования. Формирование отношения к природе, целей и мотивов взаимодействия с ней, готовности выбрать экологически целесообразные стратегии деятельности – задача всех педагогов. Поэтому экологизация образования рассматривается как важная современная тенденция в образовательных системах. Именно в стенах дошкольного учреждения дети приобщаются к исследовательской работе, к творческому поиску решения проблем в области здоровьесбережения. Несомненно, дополнительным педагогическим условием повышения экологической культуры детей будет создание экологической, здоровьесберегающей и воспитывающей среды в дошкольном учреждении.
Тот или иной уровень экологической культуры – результат воспитания, главной функцией которого является подготовка подрастающего поколения к жизни в этом мире, а для этого оно должно его знать, владеть системой нравственных норм по отношению к нему, в том числе и к природе. Без изменений в культуре природопользования нельзя рассчитывать на позитивные изменения в экологии, именно культура способна привести в соответствие деятельность человека с биосферными и социальными законами жизни.
К формам воспитания экологической культуры можно отнести следующее: традиционные учебные занятия, экологические игры, экологические сказки, экологическая тропа, опыты и т. д. – те технологические приемы, которые, во-первых, в наибольшей степени отвечают потребностям и возможностям дошкольного возраста, а во-вторых, позволяют изменить потребительское отношение детей к природе.
Новая концепция образования XXI века разрабатывается через призму повышения экологической культуры личности педагога, которая должна включать комплекс знаний, умений, навыков, накопленные человечеством культурно-нравственные ценности, которые необходимы для формирования и развития личности, ее экологической зрелости.
Таким образом, с одной стороны, доказано значение современных образовательных технологий в области воспитания экологической культуры, а с другой, - вероятно, свидетельствует о низком качестве их применения. Данная проблема является сложной и ждет дальнейшего своего разрешения.