Получи документы

Семинар-практикум «Воспитание любви к малой Родине»

Надежда Баранова
Семинар-практикум «Воспитание любви к малой Родине»
▼ Скачать + Заказать документы

Семинар- практикум

«Воспитание любви к малой Родине»

Цель: развивать познавательный интерес к истории родного края.

Задачи:

1. Закреплять знания педагогов о своей малой родине, способствовать обогащению представлений о прошлом.

2. Совершенствовать познавательный интерес к родному краю через нетрадиционные формы работы.

3. Формировать эмоциональную отзывчивость к культуре осетинского народа.

Публикация «Семинар-практикум „Воспитание любви к малой Родине“» размещена в разделах

Методическое пособие:

Барабан «Поле чудес», аудиозапись осетинской музыки, флажки, осетинские костюмы.

Мотивация:

Игровая – «Поле чудес».

Методика проведения:

Интерьер зала оформлен в национальном стиле. На фоне осетинской мелодии педагоги заходят в зал, усаживаются на места.

Чтение стихотворения о родном крае.

Лучше нет родного края П. Воронько.

Жура – жура журавель!

Облетел он сто земель.

Облетал, обходил,

Крылья, ноги натрудил.

Мы спросили журавля:

«Где же лучшая земля?»

Отвечал он, пролетая:

«Лучше нет родного края!»

После стихотворения – слово «родина» и его определение.

А что такое родина? Такое знакомое слово, но возникает пауза после этого вопроса. Давайте сейчас каждый из нас скажет, как он понимает это слово.

1. Тренинг на возникновение образа родины.

Можно закрыть глаза и представить тот образ, который вызывает у нас слово «родина».

2. Обмен своими представлениями.

У каждого из вас возник свой образ: у кого-то они похожи, у кого-то нет. Давайте выведем свое определение слова «родина», исходя из наших образов.

Понятие «Родина» включает в себя все условия жизни: территорию, климат, природу, организацию общественной жизни, особенности языка и быта. Еще К. Д. Ушинский говорил о необходимости познания своей малой родины для подрастающего поколения: «Мы знаем, что Париж находится на Сене, знаем, когда было сражение под Аустерлицем, а что было в нашей губернии не всегда». Эта проблема актуальна и сейчас. Велика наша страна, и каждый ее уголок имеет свою судьбу, свою историю. У каждого человека есть своя судьба, а у семьи – история. А из всего этого складывается история нашего государства. И чем лучше мы будем знать ее, тем лучше и быстрее поймем значение того, что происходит сегодня, и тем яснее представим будущее. Человек, любящий свою Родину, не способен на предательство, так как любимых не предают. Поэтому научить любить свою Родину надо как можно раньше. А история нашей с вами малой родины очень интересна.

По окончании беседы отметим, как связаны между собой такие понятия как:

Семья – Род – Народ – Родина – Любовь к родителям – Основа любви к родине.

Вместо заключения

В последнее время идет возрождение традиций. Встречаются люди, которые не согласны с этим.

Однако знакомство ребенка с культурой своего народа необходимо, ибо это является мостом в настоящее, это наши духовные корни. Большую роль в этом играет фольклор: сказки, песни, мифы, легенды, пословицы и поговорки. Именно на примере народного фольклора ребенку проще объяснить, как развивалось человеческое сознание. С колыбельной песни мама начинает знакомить ребенка с прошлым своего рода. Потом это будут сказки.

Развивая тему фольклора, не стоит избегать разъяснения событий, происходивших в прошлом. Ребенку надо понять, почему раньше было так, а теперь иначе. У него возникают причинно-следственные связи, которые разъясняют картину прошлого и помогают понять настоящее. Он научатся понимать ценность мира предков и современного мира.

Но не стоит забывать, что дети лучше понимают настоящее время. Поэтому знакомство с прошлым требует особых методических приемов и форм работы.

«Лучшее, что сохранила народная память – это любовь к Земле и Солнцу, это одухотворенность всего живого, это стремление жить, любовь к жизни. И это – общее для всех народов и всех традиций. И это стоит хранить и поддерживать. Ради того, чтобы маленький человек осознал себя в окружающем мире и в истории, в пространстве и времени, ради того, чтобы полюбил этот мир и себя, как его полноправную часть, стоит потрудиться. И фольклорные праздники с их непоколебимой волей к жизни, с их воспеванием природы во всех ее проявлениях очень важны в процессе этого осознания. Давайте же брать у традиций самое важное, самое неизменное – любовь в жизни. И учиться любить себе подобных» (Г. Сковорода).

Практическая часть: игра «Поле чудес»

Выходит ведущий, объясняет значение мероприятия и последовательность проведения.

Все педагоги делятся на три команды, игра проходит в три этапа. После каждого этапа отбираются лучшие игроки, проводится супер – игра и определяется победитель.

Тот из игроков, который знает ответ, поднимает флажок, стоящий на барабане. В каждом туре выигрывает тот, кто наберет большее количество баллов.

По окончании каждого тура ведущий объявляет: «От администрации детского сада – подарки внести». Открывается дверь, в зал – помощник ведущего, в осетинском костюме, вносит подарки.

После каждого тура – музыкальная пауза – музыка на родном языке.

Педагоги, вышедшие в финал, после трех туров, играют в супер – игру. Им предоставляется кроссворд. Определяется один победитель.

Раздача анкет воспитателям.

Методические рекомендации:

1. Совершенствовать систему работы по изучению родного края (дальнейшее накопление материала, работа по созданию развивающей среды).

2. Рекламировать знания о традициях осетин родителям и привлекать их к сотрудничеству в педагогическом процессе.

3. Создать в ДОУ условия, чтобы знания о родном крае стали традицией дошкольного учреждения.

4. Развивать у детей чувство гордости за свой народ

Вопрос: Что вы можете рассказать о флаге Осетии?

Ответ: Флаг – трехцветный бело-красный-желтый. Эти цвета являются символами моральной чистоты (белый, воинской доблести (красный) и изобилия в благодати, по-осетински «фарн» (желтый)

Вопрос: Что изображено на гербе Осетии и что эти компоненты означают?

Ответ: Герб древней Осетии устанавливается в центре флага. Один из главных компонентов герба – силуэт горных цепей – символ ландшафта, местопроживание осетин.

Второй компонент – символ барса. Отважный и опасный зверь на фоне горных цепей выбрали предки осетин для символа национального герба. Символически это означает, что осетинский народ, как барс, храбр и самоотвержен в борьбе с врагами, отступление считает ниже своего достоинства.

Вопрос: Назовите, к какому генеалогическому древу языков относится осетинский язык.

Ответ: Более основательное знакомство с осетинским языком вскрыло интересный факт: осетины по своему языку оказались родственными не кавказским народам, а народам так называемой индоевропейской системы. Осетинский язык относится к одной определенной ветви индоевропейских языков – иранской. К иранской ветви относятся, кроме осетинского языка, такие языки как: персидский, курдский, татский, латышский; ряд иранских языков: припомирье, таджикский.

Вопрос: Что означает слово «гостеприимство» для осетин?

Ответ: Гостеприимство – выдающаяся черта осетин. Издавна считалось, что если в доме гость – варили пиво «баган». Гостя (кунака) осетин защищает, как самого себя и погибнет скорее сам, чем уступит врагу его тело; он берет на себя кровную месть за него. Гостя принимают со следующими словами: «Мой дом – твой дом. Я и все мое – твое».

С тем, кто находится под защитой, они обращаются как с родственником и не отдают беглецов.

Вопрос: Назовите, кто является основоположником декоративно-прикладного искусства.

Ответ: Основоположниками были: гончары, кузнецы, ткачи, каменщики, плотники, резчики по дереву, оружейники, моляры, портные и вообще – ремесленники, люди, чьи вещи радуя наши глаза, наполняют музей.

Вопрос: Город, в котором мы живем. Откуда произошло название «Ардон» и в каком году образовался?

Ответ: Город «Ардон» (от названия реки, на берегах которой он расположился; свое название – «бешенная река» - она получила из-за бурного течения) образовался из слияния осетинского поселения и казачьей станицы. Стал городом 1964 году.

Вопрос: Какое здание в городе Ардоне является памятником культуры?

Ответ: Бывшая школа №4 – ранее Духовная семинария.

Вопрос: Кто из наших соотечественников окончил семинарию?

Ответ: Семинария дала путевку в жизнь поэтам и прозаикам: Гулуеву Андрею, Баракову Гино, Тогузову Василию, Малиеву Георгию.

Вопрос: Кто является прямыми предками осетин?

Ответ: Аланы. Жили она в нижнем поволжье, на Дону и на Северном Кавказе. Аланы держали в своих руках торговые пути Северного Кавказа. Постепенно аланы смешались с местными кобанскими племенами и совместно создали высокую культуру. Так в результате длительного развития возникла алано-осетинская народность.

Вопрос: Какая рыба наших рек ценится на мировом рынке?

Ответ: Форель.

Вопрос: Кто такая Нана Задалеская, и почему ее именем назван поселок Задалеск?

Ответ: Задалеская Нана – мать спасительница, собравшая вокруг себя осиротевших аланских детей.

Вопрос: Назовите элементы мужской одежды.

Ответ: Рубашка, кальсоны, черкеска, бешмет, узкий ременной пояс с серебряными или медными пряжками и бляшками, штаны – шаровары.

Шубы из овечьей шкуры.

Бурка, войлочная шляпа (летом, барашковая шапка – папаха (зимой).

На ноги одевали чувяки и ноговицы, кожаные галоши, сапоги.

Вопрос: Назовите элементы женской национальной одежды.

Ответ: Платье, под платье одевалась домашняя рубашка, которая, очевидно, выполняла роль кофты и юбки. Одежда женщин осетинок – это нечто иное, как русская женская рубаха с широкими закидными кроями. Национальные черты в женской выступают главным образом в праздничном костюме осетинки, основной частью которого, как и будничного, является платье – доходящее до пят. Шьют такие платья из шелка белого цвета или других светлых тонов. Рукава делались прямые, узкие. Дополнением к таким рукавам были длинные нарукавники из шелка или бархата. Они опускались очень низко от локтя и напоминали собой лопасти с закругленными концами. Необходимой частью костюма являлась и широкая юбка, которая одевалась под платье и виднелось через сплошной разрез. Платье украшалась на подоле, груди и рукавах. Расшивались еще богаче нарукавники. Обязательной принадлежностью женского платья являлся пояс из широкой тесьмы с серебряными инкрустированными пряжками. Пожилые женщины длинную и широкую юбку опоясывали кушаками.

Основными принадлежностями головного убора осетинки являлись платки разных размеров и разной величины, а так же шапка, накидка на шапку.

Наряд рядового осетина хорошо изобразил Коста Хетагуров в своем стихотворении «Кто ты?»

«Не спрашивая, кто я, -

Ведь я не уздень

Рубашка – холстина,

Башмет – полотно,

И выткано грубо

Черкески сукно.

Прутом подпоясан

Арчита ношу…»

Вопрос: Назовите, кого вы знаете из выдающихся спортсменов.

Ответ: Братья Андиевы – вольная борьба, Валерий Газзаев – футболист, Петр Наниев, Владимир Тогузов – борцы, Артур Акоев – штангист.

Вопрос: Назовите осетинские национальные блюда.

Ответ: Пироги, лывжа, цахтон, шашлык, чурек (готовится из кукурузной, ячменной и просяной крупы, варили каши (кас) и разные похлебки (касдон).

Изысканным блюдом считалось «дзыкка». Она готовилась из сливок, сыра или же из обоих продуктов вместе. Из женских блюд следует указать и другое кушанье – «сир». В котле кипятили сыворотку, которую засыпали кукурузной мукой и варили до образования каши.

Из национальных напитков следует отметить пиво, араку, брагу, квас. «Хуырхдон» - делали кислую сыворотку, разбавляли водой.

Вопрос: Назовите современников композиторов.

Ответ: Ацамаз Магкоев, Булат Газданов, Ирина Мистулова, Сима Ревазова, Юрий Маргоев – пишет музыку, песни для детей.

Вопрос: Назовите осетинские народные игры.

Ответ: Перетягивание, палка, бита, борьба за флажки, жмурки – носильщики, гаккарис, лук и стрелы, чепена, метание с плеча, метание снизу, тохси.

Вопрос: Расскажите правила игры «Гаккарис».

Ответ: По кругу на расстоянии 40-50 см друг от друга роют небольшие ямки или чертят круги. Игроки приседают в них на корточки. Водящий, прыгая на одной ноге, старается столкнуть кого-нибудь из игроков с места. Игрок считается сбитым, если хотя бы одна его нога сместилась и ступня оказалось за чертой круга. Игра продолжается по договоренности играющих.

Вопрос: Назовите, какие вы знаете осетинские народные праздники.

Ответ: «Новый год» - «Ногбон» (праздник покровителя жилища;

«Бынаты Хицауы Ахсав» (ночь чертей);

«Хорыбон» (день урожая);

«Куадзан» (пасха);

«Кауганон» (для новорожденных мальчиков);

«Задалескы Нанайы Барагбон» (праздник Нана Задалеской);

«Джеоргуыба» (День Святого Георгия – небесного покровителя осетинского народа).

Вопрос: Назовите известного осетинского поэта – песенника, чьи песни исполняют наши певцы.

Ответ: Чеджемов Ахсар.

Вопрос: Назовите с какими осетинскими сказками знакомят детей в детском саду.

Ответ: «Старый волк», «О-Хох и сын бедняка», «Бедняк и великан», «Араби и Зондаби», «Не имей сто рублей, а имей сто друзей», «Лиса и перепелка».

Вопрос: Расскажите, чему учит сказка «Не имей сто рублей, а имей сто друзей».

Ответ:

Вопрос: Назовите, что означает «Магический круг».

Ответ: Магический круг означает у осетин ритуал трех пирогов. Они бывают трех форм: круглые, треугольные и овальные. Три пирога являются символами трехчастной структуры мироздания, воплощения Солнца, Богов и Земли.

Вопрос: Что является неумирающим искусством осетин?

Ответ: Танцы.

Вопрос: Какой из танцев является подлинной жемчужиной осетинского народа?

Ответ: Симд.

Д. Алесксидзе: «Осетинский народ – это народ, имеющий в своей природе, по существу, великую театральность, это музыкальный народ, такой поэтичный народ, который имеет такой танец, как «Симд», неповторимый танец в мире. Ни один полонез не сравнится с «Симдом». Да здравствует «Симд» - танец, который выражает рыцарство чистому чувству, мужество и благородство. Да здравствует такой народ, да здравствует такое искусство!»

Серж Лифарь:

«Что я видел! Гениальный танец! Танец Божеств! Только одним этим танцем я познакомился с народом – создателем «Симда». У них самая богатая хореографическая культура во всем мире!»

Вопрос: Назовите русские и осетинские пословицы, схожие по смыслу.

Ответ:

1. Рубашка к телу ближе шубы (осетинская).

Своя рубашка ближе к телу (русская).

2. От козы рождается козленок (осетинская).

Яблоко от яблони далеко не падает (русская).

3. Собачий укус собачьей шерстью лечат (осетинская).

Клин клином вышибают (русская).

4. Не помнешь кожу горячей, она потом не помнется (осетинская).

Куй железо пока горячо (русская).

Вопрос: Назовите осетинские пословицы, часто используемые в обиходе.

Ответ:

1. Змея боялась мяты, а она выросла у нее под носом.

2. Ворона вороне глаз не выколет.

3. Кто обжегся супом и на воду дует.

4. Мышь рыла, рыла и до кота дорылась.

5. На злосчастного камень и снизу катится.

6. Если бы свинья стыдиться умела, дерьма бы не ела.

7. Если надо и из камня воду выжмет.

8. Жизнь как вода на блюдце, куда наклонишь, туда и льется.

9. Миски на полке и то ссорятся

Сканворд

Вопрос: Он родился в Ардоне. Является выдающимся осетинским актером, народный артист СССР, лауреат премии К. Л. Хетагурова.

Ответ: Тхапсаев.

Вопрос: Назовите известного танцора, певца, режиссера, заслуженного артиста России, народного артиста Северной Осетии.

Ответ: Суанов.

Вопрос: Назовите фамилию известного осетинского циркового артиста, наездника, народного артиста РСФСР.

Ответ: Туганов.

Публикации по теме:

Формирование любви к малой Родине в ходе тематических занятий.Формирование любви к малой Родине в ходе тематических занятий. Любовь к Родине начинается с воспитания любви к малой родине-своему городу и месту где родился. Хорошим поводом для приобщения детей к знаниям.

Нравственно-патриотическое воспитание в детском саду. Формирование любви к малой Родине В Федеральных Государственных Образовательных стандартах дошкольного образования закреплены задачи нравственно - патриотического воспитания.

Опыт работы педага «Методы, формы, приемы работы по формированию нравственного отношения у дошкольников любви к малой Родине» Дошкольный возраст является важным периодом в становлении нравственных качеств у ребенка, которые являются результатом нравственного воспитания.

Опыт работы «Воспитание любви к малой Родине детей старшего дошкольного возраста посредством художественного творчества» Там, где сладко пахнет смородиной, Там, где дом и родная земля,- Это всё называется родина, Дорогая, родная земля! Даже солнце здесь светит.

Проект «Воспитание любви к малой Родине у детей младшего дошкольного возраста через знакомство с природой родного края» Визитная карточка портфолио учебного проекта Автор (ы) проекта Фамилия, имя, отчество Денисова Елена Валерьевна Город, район г. Рассказово.

Сценарий праздника по формированию любви к малой Родине «Посвящение в казачата» Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение комбинированного вида д/с №11 П Р А З Д Н И К «ПОСВЯЩЕНИЕ В КАЗАЧАТА».

Семинар-практикум «Формирование у детей нравственно-патриотического отношения к малой Родине» МБДОУ детский сад «Степашка» Семинар – практикум Тема: «Формирование у детей нравственно - патриотического отношения к малой.

Семинар — практикум Тема: «Формирование у детей нравственно — патриотического отношения к малой Родине» МБДОУ детский сад «Степашка» Семинар – практикум Тема: «Формирование у детей нравственно - патриотического отношения к малой.

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников на основе любви к малой Родине СТАТЬЯ «Нравственно - патриотическое воспитание детей дошкольного возраста». Подготовила воспитатель ГБДОУ д/с № 56 Калининского района.

Взрастить патриота Отечества через воспитание любви к малой РодинеВзрастить патриота Отечества через воспитание любви к малой Родине Никто не учит маленького человека: «Будь равнодушным к людям, ломай деревья, попирай красоту, выше всего ставь свое личное». Все дело.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Семинар-практикум «Воспитание любви к малой Родине»
Опубликовано: 12 декабря 2017 в 15:03
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Семинар-практикум «Воспитание любви к малой Родине»» (включая файлы) размещена пользователем Надежда Баранова (УИ 864696) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Календарь
20 декабря 2024 пятница
Сотни новогодних елочек для занятии с детьми. Выбирайте!

Приглашаем принять участие в конкурсе новогодних елок!
Добавьте фото на конкурс
21 декабря 2024 суббота
Конспекты предновогодних творческих занятий.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД