Екатерина
Развитие у детей интереса к трудовой деятельности взрослых в процессе реализации проекта
▼ Скачать + Заказать документы
Слайд 2
Задача развития и формирования социально-коммуникативных навыков актуальна не только для воспитания детей, имеющих нормальное психическое развитие. Но в большей мере – для детей с особыми образовательными потребностями.
вопрос специфики развития общения у детей с ЗПР со взрослыми и сверстниками, отмечается отставание в развитии коммуникативной деятельности от возрастной нормы. У детей отмечается снижение потребности в общении, наблюдаются трудности в развитии речевых средств общения. Общение с взрослыми носит в основном практический, деловой характер, а личностное общение встречается значительно реже.
Публикация «Развитие у детей интереса к трудовой деятельности взрослых в процессе реализации проекта» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Профессии. Все материалы про труд взрослых и профессии
- Профессии. Конспекты занятий «В мире профессий»
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2017
Отмечаются специфические особенности развития социально коммуникативных, волевых качеств личности детей с ЗПР :
- слабость волевых процессов, эмоциональную неустойчивость, импульсивность либо вялость и апатичность;
- для игровой деятельности многих детей с ЗПР характерно неумение (без помощи взрослого) развернуть совместную игру в соответствии с замыслом;
- отмечается проявление синдрома гиперреактивности, импульсивности, а также повышение уровня тревоги и агрессии; - -- измененная динамика формирования самосознания проявляется у детей с ЗПР в своеобразном построении взаимоотношений со взрослыми и сверстниками. Отношения отличаются эмоциональной нестабильностью, неустойчивостью, проявлением черт детскости в деятельности и поведении.
Своеобразие детей с ЗПР заключается в замедленном темпе развития всех психических функций, в том числе и в функции общения.
Слайд 3
На начало года отмечено, что дети не владеют знаниями о своем ближайшем окружении (профессии родителей, не говоря уже о атрибутике профессии, отношение к результатам своей и чужой деятельности носит не критичный характер, необходима сильная стимуляция к высказываниям с большой опорой на наглядность и т. д.
Слайд 4
В связи с этим выли выстроены ряд задач
• Формировать представление о труде как социальном явлении
• Способствовать осознанию того, что в основе жизни лежит труд человека
• Способствовать вовлечению в процессы трудовой деятельности совместно со взрослым и сверстником
• Поддерживать желание детей узнавать о профессиях окружающих людей
• Воспитывать умение доводить начатое дело до конца
Слайд 5
Название профессии. (Кто варит еду? Кто строит дома? И т. п.)
2. Место работы. (Где работает)
3. Материал (инструменты, который используется в процессе труда. (Что нужно повару)
4. Трудовые действия (показ, наблюдения за трудом, проигрывание действий и т. п., название этих действий: варит, строит.
5. Результат труда (приготовлен вкусный обед, построен дом, сделана покупка).
6. Значимость и необходимость труда.
Слайд 6
Работу строили на следующих принципах:
• - непрерывности и преемственности педагогического процесса, в котором предыдущий период развития содержит предпосылки для последующих новообразований;
• - интеграции программных областей знаний, которая позволяет ребенку осваивать не только конкретное содержание их отдельных направлений, но и целостную картину мира, накапливать социальный опыт;
• - развивающем характере обучения, основанном на детской активности в решении проблемных ситуаций и дилемм;
• - рациональном сочетании разных видов детской деятельности (адекватном возрасту балансе интеллектуального, двигательного и социально-эмоционального содержания образования);
• - обеспечении психологического комфорта и повышенного внимания к здоровью детей;
• - уважении личности ребенка, ориентации на его интересы, социально-эмоциональную и мотивационную сферы;
• - предоставлении детям самостоятельности, права выбора, самоопределения в соответствии с их индивидуальными способностями и интересами;
Слайд 7
Используемые проекты :
• «Профессии работников детского сада»
Задачи: формировать у детей представления о работниках детского сада
Развивать умение называть основные трудовые действия
Развивать умение самостоятельно определять значимость труда
Воспитывать бережное отношение к результатам труд
Формы Игры:
-дидактические,творческие,подвижные; Совместная деятельность; Работа в парах, микро группами; Индивидуальная работа; Работа с дидактическими пособиями; Разговоры-рассуждения
методы Словесные: беседы; чтение художественных произведений; анализ ситуаций, вопросы;
Наглядные: мультимедийные презентации; демонстрация наглядных пособий; Экскурсия.
Игровые: дидактические игры; игровые упражнения;
Практические: практические упражнения;
Слайд 8
«Профессии мам и пап»
Задачи: Формировать у детей представления о профессиях родителей
Стимулировать вопросительную активность ребёнка
Поддерживать желание рассказывать о профессии родителей
Развивать творческую деятельность : передавать впечатления в рисунках, элементарных моделях и т. д.
В связи с этим активно подключали родителей. Использовались как практические, так и теоретические семинары для родителей, консультации, родительские собрания. Важно не только обучать родителей эффективным способам взаимодействия с ребенком, но и привлекать их к активному сотрудничеству. Это и преследует данный проект на всем своем протяжении.
Слайд 9
«Профессии работников Автозавода»
Задачи: Формировать представления детей о трудовых профессиях работников ОАО «ГАЗ»
Развивать умение самостоятельно определять трудовые действия, определять необходимые атрибуты профессии
Стимулировать интерес к машинам, выпускаемым автомобильным заводом
Например (Что есть в машине)-сиденье - для чего - кто делает - из чего - что еще необходимо - из чего - профессия - последовательное усложнение.
Слайд 10
Процесс осуществления проектной деятельности :
• Выбор детьми темы, которая понятна и доступна им.
• Переход от простых проектных действий к более сложным: сначала узнаём, затем обговариваем, кто, что будет делать
• Совместно со взрослыми определяем способы выполнения: алгоритм пошагового действия
• Подбираем необходимые атрибуты
• Нацеливаем на совместную или индивидуальную деятельность
Важно дать понять, для чего им нужны получаемые знания, где и как они будут использовать их в своей жизни, все это происходит с учетом возрастных и индивидуальных особенностей.
Первые попытки детей самостоятельно решить проблему необходимо замечать и поощрять, сообщая ребенку о его успехах: «Ты быстро придумал!»; «Хорошо, что ты вовремя пришел на помощь!» Это помогает ребенку осознать свое поведение, понять, что он делает правильно, где допускает ошибки.
Основное предназначение метода проекта — предоставление детям возможности приобретения знаний при решении практических задач или проблем, требующих интеграции знаний из различных предметных областей.
Это позволит ребенку «прожить» тему в разных видах деятельности, не испытывая сложности перехода от предмета к предмету, усвоить больший объем информации, осмыслить связи между предметами и явлениями.
Коллективная работа детей в подгруппах дает им возможность проявить себя в различных видах ролевой деятельности. Общее дело развивает коммуникативные и нравственные качества.
Обсуждаются результаты труда детей. Для этого дети собираются вместе, воспитатель эмоционально оценивает результаты общей работы; обговаривается то, что можно сделать в следующий раз. Обязательно оцениваются проявленные детьми взаимопомощь, сотрудничество; оценивается индивидуальная работа детей (ответственное отношение к делу, настойчивость в работе, проявление внимания к другим детям, результата, помощь затрудняющимся детям).
Слайд 11
Вариативность представления результатов проектной деятельности :
• Создание альбома «Профессии наших мам и пап»
• Подбор иллюстративного материала «Машина марки «Газ»
• Изготовление атрибутов для сюжетно- ролевых игр, отражающих профессии взрослых
• Составление понятийного словарика «Все профессии важны, все профессии нужны»
• Составление моделей «Как появляются машины марки ГАЗ», «Расскажи о профессии мамы (папы).
Участниками здесь уже являются и дети и родители и воспитатели и работники ДОУ.
Слайд 12
Включение в календарно- перспективное планирование работу над проектом :
В перспективном плане задачи проходят через все образовательные области.
Указываются формы совместной деятельности педагога с детьми, индивидуальная работа, необходимый наглядный и дидактический материал.
Основное предназначение метода проекта —приобретение знаний при решении практических задач или проблем, требующих интеграции знаний из различных предметных областей.
Слайд 13
Результаты проектной деятельности :
• Устойчивый познавательный интерес к профессиям взрослых
• Умение взаимодействовать друг с другом в процессе проектной деятельности
Таким образом, в ходе реализации проекта происходит формирование определенной позиции по конкретному вопросу у каждого ребенка, дети получают возможность раскрыть свою творческую жилку, показать всем свою индивидуальность. Все это крайне благоприятно сказывается на развитии личности ребенка, способствует формированию нормальной самооценки. Проще говоря, проекты идеально подготавливают дошкольников к их дальнейшему обучению в школе
В ходе проектной деятельности дошкольники приобретают необходимые социальные навыки — они становятся внимательнее друг к другу, начинают руководствоваться не столько собственными мотивами, сколько установленными нормами.
Проектная деятельность влияет и на содержание игровой деятельности детей — она становится более разнообразной, сложно структурированной, а сами дошкольники становятся интересны друг другу.
Нельзя не сказать о влиянии проектной деятельности на воспитателя. Проектирование заставляет педагога постоянно находиться в пространстве возможностей, что изменяет его мировоззрение и не допускает применения стандартных, шаблонных действий, требует ежедневного творческого, личностного роста.
В ходе проектной деятельности развиваются и детско-родительские отношения. Ребенок оказывается интересен родителям, поскольку он выдвигает различные идеи, открывая новое в уже знакомых ситуациях. Жизнь ребенка и родителей наполняется богатым содержанием.