Вера Шевелёва
Воспитание у дошкольников культуры межнациональных отношений через использование дидактического пособия «Край Самоцветов»
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитание у дошкольников культуры межнациональных отношений через использование дидактического пособия «Край самоцветов»
В статье 26 «Всеобщей декларации прав человека» сказано: «Образование должно содействовать взаимопониманию, терпимости и дружбе между всеми народами».
Публикация «Воспитание у дошкольников культуры межнациональных отношений через использование дидактического пособия „Край Самоцветов“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Дидактические игры
- Республика, область, край. Список городов
- Темочки
Основной путь воспитания у детей культуры межнационального отношения – это приобщение к этнонациональной культуре через изучение народной мудрости, национальных традиций, ценностей и обычаев, трудов национальных поэтов и писателей. Необходимо, чтобы дети уже в дошкольном возрасте поняли, как важно жить в мире и согласии между различными народами, знать культуру других народов, уважать ее, стараться понять и принять.
Устное народное творчество воспитывает у детей доброжелательное отношение к разным национальностям. Большую роль играют сказки, где подчеркивается культура и самобытность народа. Сказки доступны пониманию детей, в них раскрываются национальные особенности жизни и быта народа, его культурные традиции.
Дидактическое пособие «Край самоцветов» предназначено для работы с детьми старшего дошкольного возраста.
Цель: сохранение и развитие культурных традиций национальностей, проживающих на территории Костромской области.
Задачи:
1. Формирование ценностей многонационального исторического, культурного наследия России и Костромской области;
2. Повышение межэтнической коммуникационной культуры обучающихся и их родителей (законных представителей);
3. Ознакомление с особенностями языка, быта и традициями людей разных национальностей, проживающих в Костромской области через чтение художественной произведений – сказок;
4. Воспитание уважения, симпатии, добрых чувств к людям иных национальностей;
5. Формирование активной гражданской позиции, чувства национальной гордости, позитивного отношения к разнообразию культур;
6. Развитие творческих и артистических способностей детей.
Данное пособие может быть использовано в рамках совместной образовательной деятельности, носит обучающий и развивающий характер.
Практическая значимость: использование дидактического пособия «Край самоцветов» позволяет оптимизировать и повысить эффективность образовательного и воспитательного процесса, в частности: делает восприятие художественного произведения эмоционально окрашенным и привлекательным; вызывает у детей живой интерес, являясь прекрасным наглядным пособием и демонстрационным материалом.
Данное дидактическое пособие адресовано воспитателям и специалистам дошкольного учреждения и может быть использовано в подгрупповой и индивидуальной формах обучения.
Дидактическое пособие «Край самоцветов» состоит из:
книги сказок «Край самоцветов» (в книге представлены 8 сказок народов, проживающих на территории Костромского края);
пазлов -иллюстраций к сказкам, представленных в книге;
секторной круглой сцены для театрализации;
набора декораций к сказкам;
комплекта персонажей к сказкам.
Рекомендации к использованию дидактического пособия «Край самоцветов»
Работа с данным дидактическим пособием начинается с вводной беседы воспитателя, цель которой познакомить детей с книгой «Край самоцветов».
Содержание вводной беседы:
- Ребята, скажите, как называется страна, в которой мы живём?
- А в какой области находится наш город Мантурово?
- Как вы думаете, на территории Костромской области живут люди только одной или разных национальностей?
- Ребята, действительно на территории нашего Костромского края живут люди разных национальностей. Они чтут и хранят свои культурные традиции и передают из поколения в поколения народную мудрость и шедевры литературного творчества – сказки. И каждая из этих сказок неповторима как сверкающий камень самоцвет. Хочу вас познакомить с замечательной книгой, которая называется «Край самоцветов». В этой книге собраны сказки людей разных национальностей, проживающих на территории нашего Костромского края (дети рассматривают Книгу).
Работа с данным дидактическим пособием ведё тся по следующим направлениям:
1. Знакомство со сказками народов России, проживающих на территории Костромской области;
2. Беседы по содержанию, работа над пониманием главной мысли произведения, рассматривание иллюстраций;
3. Рассматривание орнаментов разных национальностей на страницах книги, сравнивание;
4. Работа с пазлами – иллюстрациями к сказкам для закрепления их содержания (с использованием образца и без него);
5. Театрализация. В роли героев могут выступать как дети, так и воспитатель, используя картонажных персонажей. Дети распределяют роли, заучивают слова.
Последующая работа предполагает дальнейшее пополнение дидактического пособия декорациями и персонажами других сказок, представленных в книге с привлечением родителей воспитанников.
Театральные постановки сказок демонстрируются детям старшего дошкольного возраста.